Сегодня, в день рождения великого поэта, вспоминаем о двух сохранившихся перстнях и рассказываем истории, связанные с ними.
Золото русской литературы обожал украшения и свято верил, судя по всему, в их магическую силу. О роковых бриллиантах мы уже рассказывали, но сегодня речь пойдет о личных драгоценностях поэта.
Собственно, в страсти к камням и стремлении наделить их мистическими свойствами нет ничего удивительного. Во-первых, помним о корнях Александра Сергеевича: для африканцев украшения — особый культ. Во-вторых, в XIX веке вообще в моде были суеверия, и хорошим тоном считалось гадать, знать и толковать приметы, сны и знаки судьбы. Особенно впечатлительная молодежь не вылезала от гадалок, и сверяла с их пророчествами каждый свой шаг.
Так что же перстни? У Пушкина их было около десятка, и каждый имел определенную ценность. Впрочем, сохранились лишь два кольца: одно с изумрудной вставкой, а другое — с сердоликом.
Перстень с изумрудом, который сейчас хранится в фондах Всероссийского музея, умирающий Пушкин подарил Владимиру Далю. Самое интересное в этой истории, что вскоре после того, как Даль получил подарок, он заслужил звание автора известного нам словаря. Изумруду приписывается способность наделять человека литературным талантом, и, похоже, лексикографу этот перстень действительно очень помог.
Кольцо запечатлел в своей работе Василий Тропинин. Автор портрета Пушкина детально прописал украшение по просьбе самого поэта. Видимо, это украшение имело большое значение для писателя — в своих письмах к брату Лёве Пушкин настоятельно просил привезти кольцо в Михайловское, поскольку «грустил» без него.
Другим известным перстнем был тот, что оказался у княгини Волконской. Ходили разные слухи об отношениях Пушкина с Марией до ее замужества, но вот появление у нее перстня поэта романтичным не назовешь. Кольцо с сердоликом разыграли в лотерею на очередной вечеринке, и досталось оно как раз будущей княгине.
Откуда перстень взялся у Пушкина, никто не знает. Скорее всего, купил его на крымском развале, куда колечко попало из рук «черных копателей» — они тогда промышляли добычей античных украшений на погибших кораблях Черного моря.
На кольце с оранжево-красным сердоликом изображён сентиментальный сюжет — три амурчика садятся в ладью. Возможно, Пушкин черпал вдохновение в этом кольце, позволяя воображению дописать разные варианты этой истории. А может быть, творческому подъему способствовало знание о том, что сердоликовым перстнем владел Байрон — покоритель умов того времени. Так или иначе, это украшение Пушкин тоже любил, хоть и с лёгкой руки отправил его на дружеский розыгрыш.
Благодаря княгине Волконской кольцо сохранилось и дошло до наших дней в целости, а теперь находится в Музее-квартире А.С. Пушкина.
Другие перстни Александра Сергеевича бесследно исчезли, но память и книги хранят истории о них. Например, о несчастливом обручальном кольце, с которым похоронен поэт, о двух сердоликовых перстнях: один из них — подарок графини Воронцовой, а второй выполнен по заказу членов общества «Зелёная лампа». Эти истории мы расскажем позже, а пока отмечаем в календаре памятную дату и вспоминаем русского гения.
#камни #драгоценность #пушкин #истории #кольца