В Месопотамии верили, что все недуги и болезни происходят от демонов и их приспешников, ведьмаков, или же являются божественным наказанием за какой-то, иногда неведомый самому человеку, проступок. Чтобы излечиться или защититься жители древнего Междуречья использовали амулеты или сопровождающиеся ритуалом заклинания. Они обращались к демонам или богам, чтобы успокоить их злость по отношению к себе или же наоборот заговорить своего врага.
В Междуречье в качестве амулетов использовались бусы из драгоценных и полудрагоценных камней, которые имели какую-то магическую силу, а также фигурки или дощечки с изображениями, которые носили на груди или держали в доме. Некоторые амулеты имели форму цилиндрических печатей, некоторые были статуэтками духов-хранителей или наоборот злых демонов. На статуэтках писали заклинания, задабривающие демона или отводящие его чары.
Вот амулет с изображением одной из известнейших месопотамских демониц - злой Ламашту. Ламашту – женщина-демон, которую должны были опасаться беременные женщины и кормящие матери, она вызывала выкидыши и похищала младенцев. Ламашту часто изображали стоящей на осле и кормящей свинью и шакала. Она питалась человеческой плотью и пила кровь. Именно Ламашту обвиняли в ночных кошмарах и болезнях.
Такие защитные амулеты с изображением Ламашту или ее мужа Пазузу вешали в комнатах беременных женщин.
Муж Ламашту, Пазузу, был повелителем демонов. Он имел власть над ветрами, приносящими болезни и несчастья. Именно Пазузу отвечал за эпидемии, убивающие целые города. Но будучи повелителем демонов, Пазузу мог и оберегать людей: его крылья способны останавливать ветра и защищать от них. На амулетах Пазузу предстает получеловеком-полуживотным (часто с передними лапами льва, задними лапами стервятника и змеиным хвостом).
Во время родов женщинам в Междуречье вешали на шею небольшой амулет в виде головы Пазузу, чтобы он вмешалсяся в процесс родов и отвадил от роженицы свою жену Ламашту.
А вот еще один амулет с изображением Ламашту, питающейся рожденными и нерожденными младенцами.
Этот амулет из змеевика из нововавилонского Урука (VIII-VI вв. до н.э.). Он любопытен тем, что с обратной стороны у него не клинописная надпись, а имитация клинописной надписи. Вероятно такая попытка человека, не владеющего письмом, сделать все-таки себе оберег от Ламашту.
А это амулеты в виде цилиндрических печатей из Нимруда (Ассирия). Заклинания, написанные на цилиндрах, должны были оберегать детей.