Часть 1 Поворотный момент
Часть 2 Кто такие вестготы
Часть 3 Завоевание Испании готами, 456-507 гг.
Часть 4 Расколотое королевство
Часть 5 Леогивильд, 569-586 гг.
Часть 6 Переход в католицизм, 586-590 гг.
Рассказом об унижении Аргимунда в 590 году Иоанн Бикларский заканчивает свою хронику, хотя вполне вероятно, что он написал ее не ранее 604 года. Прискорбно, что он закончил его на этом событии, поскольку остальная часть правления Реккареда остается почти полностью неописанной. Григорий Турский расширил свой рассказ об исторических событиях до времени своей смерти в 594 году, но ему больше нечего было добавить об Испании. На Пиренейском полуострове историографическую традицию продолжил Исидор Севильский, но он слишком кратко описал события этого периода в своей Historia Gothorum и в своей хронике. Оба произведения Исидора Севильского существуют в двух разных версиях: краткая и более ранняя, написанная во время правления вестготского короля Сисебуто (611/612-620), и несколько более длинная, которую можно датировать годами правления. Суинтила (621–631). В случае с «Хроникой» в рукописной традиции были обнаружены две другие версии, которые включают в себя изменения, которое он внес, чтобы превратить краткую версию произведения в более подробную. Однако ни один из этих текстов не дает ничего, кроме описания событий глазами современника в весьма кратком изложении.
Из последних восьмидесяти пяти лет существования вестготской монархии, то есть с 625-626 по 711 год, сохранилось только одно произведение: La Historia Wambae или «История короля Вамбы». Эта книга была написана Юлианом Толедским, вероятно, в конце 670-х годов или вскоре после того, как он стал епископом в 680 году. Рукопись посвящена исключительно событиям, происходившим в 672 и 673 годах, и представляет собой произведение скорее риторического и политического толка, а не исторический текст, и оно не дает никакой информации о жизни Вамбы до его восшествия на престол или после того, как он подавил восстание графа Павла в Нарбоненсисе в начале 673 года.
Для изучения длительных периодов, не охваченных испаноязычными историческими текстами, необходимо прибегнуть к более поздним текстам или к горстке произведений, написанных за пределами королевства, но содержащих некоторую информацию о событиях, происходивших на полуострове. Самым важным из этих произведений является анонимная хроника, написанная и собранная в Бургундии где-то после 659 г. и приписываемая учеными, начиная с 16 века, некоему Фредегару. Нет никаких оснований думать, что это действительно его имя, и долгое время считалось, что произведения написано не единсвенным автором. Этот Фредегар, или правильнее было бы сказать «Псевдо-Фредегар», в основном интересовался историей франков. В 642 году его хроника резко обрывается, но он успел включить некоторую информацию о событиях в Испании. Однако в целом он предпочитал красочные рассказы, а не подробные исторические описания, в отличие от произведений поддерживаемого королем Григория Турского. Но можно сказать, что, по крайней мере, он дает полезные подсказки, чтобы понять, как современники событий, жившие в нескольких сотнях километров от Испании на востоке Франции, воспринимали события в королевстве вестготов на Пиренейском полуострове.
Существуют более поздние тексты, в которых сообщается о некоторых аспектах истории вестготов, но немногие из этих произведений близки по времени, и все они бросают ретроспективный взгляд на этот период через искажающую линзу арабского завоевания и последующего разрушения королевства. В большинстве случаев авторы сосредотачиваются на событиях, непосредственно предшествовавших этому катаклизму, во многом с целью определить, кого или что следует винить в случившемся.
Другие источники того времени ограниченны по объему и характеру событий, но часто более надежны, чем более полные версии, написанные после 711 года. Эти тексты включают протоколы ряда церковных соборов, которые проводились в вестготском королевстве часто, но не регулярно, с 633 до конца 690-х годов. К сожалению, до нас не дошло никаких сведений о последнем соборе, состоявшемся в Толедо в первом десятилетии VIII века, хотя нет никаких сомнений в том, что документы когда-то существовали. Иногда в протоколах соборов можно найти упоминания о нерелигиозных событиях; кроме того, многие решения, принятые епископами, отражают вопросы, которые короли поднимали перед ними и которые имели большую важность в то время. Среди этих вопросов была формулировка церковных санкций, которые можно было бы использовать для защиты престола от тех, кто хотел захватить его силой, так и в нарушение согласованных механизмов определения престолонаследия.
Чувство неуверенности и частота вызовов короне, особенно когда новый король только что взошел на престол, были реальностью у вестготов. Это можно вынести из соборных текстов и в значительной степени подтвердить подробным рассказом о первом годе правления Вамбы, написанным Юлианом Толедским в его Historia Wambae, а также существуют свидетельства, предоставленные другими источниками, такими как чеканка монет. На вестготских монетах изображены два монарха, о которых в письменных источниках не упоминается. Одного из этих королей по имени Юдила мы знаем по двум монетам; одна из них отчеканена в Мериде, а другя — в городе Элиберри, основанное римлянами посленеие, недалеко от Гранады. Учитывая, что стиль в основном напоминает стиль монет Сисенандо (631–636), можно подумать, что Юдила недолго находился у власти в Бетике, вероятно, в начале 630-х годов.
Другой случай касается некоего Сунифреда, известного только по монете, отчеканенной в Толедо, которая по стилю может быть датирована первой половиной правления короля Эгики (687–702 гг.).
Согласно известным в настоящее время раннесредневековым историческим источникам, Сунифред был знатным вестготом, занимавшим важные должности при дворе короля Эрвига. В документах Тринадцатого Толедского собора 683 года он назывался «комитом-стольником и дуксом» (лат. «comes scanciarum et dux»), а также управляющим королевским имуществом (лат. «vir inluster officii palatini»). Никаких других документов о Сунифреде не сохранилось. Однако в 1898 году было объявлено об обнаружении тремисса, в легенде которой упоминалось о короле вестготов, ранее не включавшемся в списки монархов раннесредневековой Испании. Первый исследователь этого артефакта А. Энгель датировал его 653 годом. Он же прочитал нанесённое на монете имя как «Кунифред» (лат. «Cuniefredus»), связывая эту персону с другим мятежником того времени, герцогом Фройей. Однако позднейшие исследования опровергли доводы А. Эгеля, позволив правильно прочесть надпись легенды: «Сунифред» («Suniefredus»). Так как никаких других знатных Сунифредов, кроме участника Тринадцатого Толедского собора, в Вестготском королевстве не было, общепринятым является мнение о тождестве этих персон. Тремисс был изготовлен в столице государства, городе Толедо. На нём имеются традиционные для вестготских монет аббревиатуры: на аверсе — «R» (то есть «rex» или «король») и «DN» (то есть «dominus noster» или «великий господин»), на реверсе — «PIVS» (то есть «pius» или «благочестивый»). Сам же король изображён в каком-то треугольном головном уборе и с крестом в правой руке (возможно, одной из реликвий вестготских монархов — Lignum Crucis. Сходство монеты Сунифреда с другим нумизматическим материалом из Вестготского государства показывает, что она изготовлена при короле Эгике. Эти данные позволили медиевистам сделать вывод, что в конце VII века Сунифред обладал в столице Вестготского государства достаточной властью, чтобы провозгласить себя королём и дать повеление изготовлять монеты со своим именем. Таким образом, он должен был, по крайней мере, частью населения Вестготского королевства, считаться легитимным монархом. На основании известных источников о правлении Эгики, делается вывод, что, скорее всего, Сунифред сохранил свои должности и при этом вестготском короле. Однако через какое-то время Сунифред возглавил ту часть придворных, которая была враждебна настроена к Эгике. В неё входили как светские персоны, так и клирики. Вероятно, они обладали значительным влиянием в Толедо, так как смогли составить так и не раскрытый до его начала заговор. Тем не менее, они не смогли осуществить свою главную цель: арестовать или убить Эгику, которому удалось покинуть столицу и укрыться в одной из оставшихся ему верных провинций Вестготского королевства. Власть же в Толедо перешла к мятежниками, глава которых Сунифред провозгласил себя королём и был даже помазан. Об этом свидетельствуют надпись и изображение на монете. Так как Сунифред смог организовать изготовление монет со своим именем, то мятежники должны были контролировать столицу, по крайней мере, несколько месяцев. Однако затем к Толедо подошло войско во главе с королём Эгикой, который возвратил себе власть над столицей. Возможно, это было осуществлено мирным путём, так как ни о каких военных действиях в связи с этим событием не сообщается. О судьбе Сунифреда после подавления Эгикой мятежа сведений не сохранилось.
Эти два примера показывают, насколько ограничены наши знания о событиях, которые, возможно, были очень важными в истории вестготской монархии.
Даже хронология королей в некоторых случаях неоднозначна или неопределенна, несмотря на то, что немецкий ученый Карл Цоймер в 1901 году предпринял систематическую попытку установить ее как можно более точно. Хотя результаты были общепризнанными, в одном или двух случаях необходим пересмотр. Следует также сказать, что, учитывая очень ограниченный характер свидетельств, любая реконструкция событий, даже если она в значительной степени схематична, может быть весьма ошибочной и вводящей в заблуждение. Однако необходимо попытаться придать хотя бы определенные очертания истории Пиренейского полуострова в этот период.
Но вернемся к последним годам правления Реккареда. Мрак, в который погрузилось правление Реккареда после 590 года, по сравнению с его начальными годами, не позволяет говорить о периоде полного спокойствия. Франкские угрозы продолжали существовать, и Византийская империя действовала в западном Средиземноморье на протяжении всего правления императора Маврикия (582–602). Исидор Севильский в общих чертах упоминает о военных кампаниях против басков на севере и против имперских сил на юге, но не дает никаких подробностей. Он с энтузиазмом говорит о хорошем характере короля, а также о его прекрасных манерах и приятной внешности. Более конкретно, он также упоминает о реституции имущества отдельным лицам и церквям, подвергшимся конфискации во времена Леовигильда.
Можно предположить, что это было частью непрерывного процесса предоставления компенсаций тем, кто во время режима его отца пострадал от ряда несправедливостей и был лишен всего. Возможно даже, что после подавления восстаний, имевших место между 587 и 589 годами, часть знати осталась недовольной, и они попытались затем возместить свои недавние потери, что помогло бы объяснить более поздние события.
После смерти в 601 году, вероятно, не достигнув возраста пятидесяти лет, Реккаред оставил корону своему единственному признанному сыну, Лиуве, которому, по словам Исидора Севильского, было тогда восемнадцать лет. Он родился в 583 году и не был сыном королевы Баддо, присутствовавшей на Третьем Толедском соборе 589 года. Имя его матери нам неизвестно, и Исидор Севильский утверждает, что она не была дворянского происхождения. Возможно, он был незаконнорожденным сыном, и тот факт, что Исидор делает этот комментарий относительно его происхождения, восхваляя его личные достоинства, может означать, что факт неблагородного происхождения мог был использован против короля. Во всяком случае, в 603 г. несколько представителей знати устроили государственный переворот, закончившийся свержением Лиувы II с престола и его смертью после того, как ему отрубили правую руки. С ним закончилась династическая линия Леовигильда.
Среди тех, кто руководил этим переворотом, был вестготский граф Виттерих, который фигурирует в Vitas Sanctorum Patrum Emeretensium как один из людей, составивших заговор против епископа Масоны и короля Реккареда в Мериде сразу после Третьего Толедского собора. Поскольку он был избран королем в 603 г. и был ответственен за убийство Лиувы II, этот переворот иногда рассматривали как предвестник возрождения арианства. Более вероятно, что Виттерих и его последователи просто пытались оправиться от потери власти и богатства, которые они понесли во время правления Реккареда.
Исидор Севильский считал Витерика неплохим военным деятелем, хотя на практике не особенно успешным, и, с другой стороны, он не любил этого короля. По-видимому, его правление ознаменовалось новыми конфликтами с византийскими войсками, находившимися на полуострове, в том числе пленением части этих войск в Сагунте; ни в одном тексте не упоминается, был ли взят при этом сам город.
Другой аспект правления Виттериха описан франкским летописцем, известным как Фредегар, который утверждает, что в 607 г. Эрменберга, дочь Виттериха была сосватана Теодориху II (596–613), монарху Бургундии, бывшей одним из королевств в Восточной Франкской империи. Однако Теодорих не женился на Эрменберге и вскоре после того, как она прибыла ко двору, отправил ее обратно в Испанию. Оскорблённый Виттерих вступил в союз с королём Нейстрии Хлотарем II и королём Австразии Теодебертом II, братом Теодориха II. Когда в этот альянс, направленный против Теодориха II, вступил ещё и король лангобардов Агилульф, судьба повелителя бургундской части франкской державы, казалось, была решена; но по непонятным причинам планы союзников так никогда и не были приведены в исполнение. Виттерих был убит своими приближенными в 610 году.
Примечательно, что Исидор Севильский не упоминает о дипломатической деятельности Виттериха или о его участии в франкской династической политике. Хотя Виттерих действовал, следуя традиции, восходящей к Леовигильду, который пытались заключить брак сына Руккареда с франской принцессой в 584 году. В том случае попытка не удалась только из-за убийства отца невесты, короля Нейстрии Хильперика (561–584), которое произошло, когда она уже направлялась в Испанию, чтобы выйти замуж. В случае с Эрменбергой , Фредегар утверждает, что именно влияние вестготской бабушки франкского короля Брунгильды сумело сорвать запланированный брак с Теодорихом II. Маловероятно, чтобы Исидор Севильский был в королевской милости во времена Виттерича, и, возможно, он мало знал о том, что происходило при дворе. С другой стороны, информация Фредегара часто носит анекдотический и персонализированный характер. Мотивы предложения о союзе и причины, по которым он распался, могут иметь более основательную основу, чем внешний вид вестготской принцессы.
В связи с этим следует отметить, что союз, образованный против Теодориха II, продолжал существовать и во времена следующего короля вестготов, Гундемара (610-611/612), поэтому трудно предположить, что он причины союза кроются только в оскорблении дочери Виттериха в 607 году. Гундемар, должно быть, был глубоко вовлечен в заговор, приведший к убийству его предшественника. Его краткое правление имеет большое значение в двух эпизодах. Во-первых, во время собора, состоявшегося в столице в 610 г., произошла передача Толедо митрополичьего епископства Карфагенской провинции, все еще находившейся в руках Византии. Это сделало доселе почти неизвестную церковь Толедо резиденцией карфагенского приода, тем самым формализовав тесные отношения между столичными епископами и королями, которым они служили.
Вторым интересным аспектом этого правления является наличие набора из семи писем, написанных графом по имени Булгар, служившим короне в Нарбоненсе. Сохранность этих писем — просто вопрос удачи, так как они хранились вместе с семнадцатью другими письмами примерно того же периода, возможно, чтобы служить образцами литературного стиля, вероятно, в девятом веке в королевстве Астурия. Исидор Севильский говорит, что сам король Гундемар руководил военными экспедициями, разгромившими басков и византийцев, осуществив в последнем случае осаду города, имя которого не упоминается.
Смерть Гундемаро, наступившая по естественным причинам, уступила престол Сисебуто (611/612-620), одному из самых культурных вестготских королей, который, должно быть, также был достаточно компетентен в военной области, чтобы быть выбранным дворянством, которое поддержало его и его предшественника. Говорят, что он лично возглавил две кампании против византийцев, в результате которых были захвачены несколько городов, в то время как его генералы подавили восстание среди астурийцев и разгромили племена руконов, которые в начале 570-х годов, вероятно, обосновались в Галисии или в западной части Астурии, подвергшись нападению свебского короля Миро.
Фредегар утверждает, что Сисебут победил герцога по имени Франциус и в результате отвоевал Кантабрию, находившуюся под властью франков. Это упоминается в контексте походов, проведенных в Астурии и против племени руконов, но в этот период Кантабрия простиралась от восточных границ Астурии до Риохи и верховий реки Эбро. Это была область, которую Леовигильд завоевал в 574 г. и ни один источник не предполагает, что впоследствии он был захвачен франками. Если принять расплывчатые и неточные заявления Фредегара, можно утверждать, что часть этого региона действительно перешла под власть франков, возможно, ко времени Лиувы II и Виттериха. Отвоевание франками этой области могло считаться их триумфом.
Именно Сисебуту Исидор Севильский посвятил оригинальную версию своей огромной энциклопедии под названием Etymologiae ("Этимологии") и свой научный трактат De Natura Rerum. В ответ Сисебуто написал стихотворение собственного сочинения о затмениях. Такой литературный обмен не означает, что Исидор Севильский обязательно был главным советником Сисебута, даже по церковным вопросам. Епископы Толедо всегда поддерживали более тесные и регулярные контакты с королями, чем епископы Севильи. Во второй половине правления Сисебута резиденция Толедо находилась в руках Элладия (615–633), который ранее входил в состав королевского двора и занимал там высокое положение, прежде чем стать монахом и позже он стал аббатом Агали. Хотя он не оставил никаких сочинений, можно представить, что в большинстве сфер политики его влияние не превышало влияния Исидора Севильского.
Правда, епископ Севильи не одобрил одну из политических инициатив Сисебута, хотя неизвестно, выражал ли он публично тогда свое неодобрение. Рассматриваемая инициатива требовала насильственного обращения евреев в христианство, что и было введено в первые годы царствования Сисебута. Нечто очень похожее могло произойти во Франции во время правления Дагоберта I (623–638/639), который, как говорят, заставил евреев своего королевства обратиться в христианство в результате требования византийского императора Ираклия (610–641). Если это так, то маловероятно, что это было мотивом для решения Сисебута, которое после смерти короля было осуждено Исидором Севильским в его Historia Gothorum. Способы противодействия этому решению и последствия, которые оно могло повлечь за собой, были предметом дебатов среди епископов королевства на состоявшемся впоследствии первом всеобщем соборе вестготской церкви — IV соборе в Толедо, состоявшемся в 633 году. Хотя принудительное обращение подвергалось здесь неявной критике. Тем, кто был принужден стать христианином, не разрешалось возвращаится в иудаизм, потому что они уже приняли таинство крещения, которое было необратимым.
Сисебута сменил сын по имени Реккаред. Выбор этого имени важен сам по себе, поскольку он как бы провозглашал некую связь со старым королевским домом Леовигильда и его потомками. Исидор Севильский изо всех сил старается обойти правление Рекаредо II, приписывая ему продолжительность в
...несколько дней, пока смерть не настигла его.
Таким образом, хронология правления вестготской монархии в эти годы остается в неведении, и истинная судьба молодого короля скрыта. В любом случае, как бы он ни умер, ясно, что он царствовал, вероятно, год и два или три месяца.
В 621 году ему наследовал новый король из другой семьи, взявший имя Свинтила и под властью которого византийцы были окончательно изгнаны из оставшихся у них крепостей в Леванте.
Картахена, административный центр имперской провинции в Испании, пал примерно в 625 году и, возможно, был демилитаризован после разрушения городских стен. Для Свинтилы Исидор Севильский подготовил исправленные и расширенные версии своей Historia Gothorum, а также своей Хроники. В расширенном варианте Historia Gothorum, завершенном в 625–626 годах, Исидор дает некоторую информацию о царе, которого он описывает как
...первого, кто правил всей Испанией, заключенной между океанскими проливами;
другими словами, весь полуостров. До того, как взойти на трон, Свинтила был одним из военачальников Сисебута и руководил экспедицией, посланной против руконов. Как король, он также возглавил еще одну кампанию, чтобы попытаться положить конец вторжениям васконов. Как и в случае с Леовигильдом до него, эта кампания привела к основанию нового города под названием Ологикус (считается, что он располагался на месте современного Олите в Наварре, но это еще не подтверждено археологически). Неизвестно, предназначались ли эти земли для заселения подчиненными васконами, прибывшими из Пиренеев, или для того, чтобы служить гарнизоном для сил, размещенных там для защиты региона от более поздних вторжений. Последнее кажется наиболее вероятным.
Исидор Севильский превозносил и идеализировал достоинства Свинтилы:
...веру, благоразумие, трудолюбие, упорство в рассмотрении судебных приговоров, которые ему предстояло утвердить, исключительную ответственность при осуществлении власти, великодушие ко всем, великодушие к бедным, готовность прощать быстро; так что он достоин называться не только правителем народа, но и отцом бедняков.
Необходимо понимать, однако, что он говорил о царе, под властью которого находился сам, когда писал это, и чья династия, как можно было ожидать, сохранилась в лице его сына Рикимера (свебское имя, что было необычно), который, по словам Исидора Севильского, уже был назначен соправителем вместе со своим отцом. Однако если это и было так, то это никак не отразилось на чеканке монет, которые выпускались исключительно под именем Свинтилы. Можно подумать, что, возможно, Рикимер был еще слишком молод, чтобы пользоваться какой-либо личной властью.
Были ли соображения Исидора Севильского о короле верными или нет, не все их разделяли. Фредегар сообщает, что дворянство, из рядов которого поднялся сам Свинтила, становилось все более враждебным. В 630 году один из этих дворян, по имени Сисенандо, возглавил восстание в долине Эбро, предварительно заручившись обещанием военной помощи от франкского правителя Дагоберта I (623–638/639). Армия последнего только соединилась с войсками Сисенандо в Сарагосе, и Свинтила был свергнут.
Судьба Свинтилы и его сына, который также теоретически был его соправителем, не фигурируют в исторических текстах. Поэтому мы не знаем, что Исидор думал о Сисенандо и как он мог оправдать нанесенный им в 631 году удар по царствованию Свинтилы. Однако возможно, что в этот короткий период хаоса имела место краткая попытка Юдилы короновать себя королем Бетики, о чем мы знаем только по случайным уцелевшим двум его монетам.
Чрезмерно лаконичный рассказ Фредегара об этих событиях включает интересную деталь: Сисенанд пообещал франкскому королю Дагоберту предмет из королевской сокровищницы вестготов, а именно золотой миссорий, то есть поднос с гравюрами, который патриций Аэций подарил королю Торизмунду (451-453) после поражения гуннов готами и римлянами в 451 году.
Это может свидетельствовать о той роли, которую подобые предметы играли в сохранении исторической памяти вестготов и подобных их народов, тот факт, что дворянство предостерегало Сисенанда от избавления от упомянутого миссориума и предлагало вместо него отправить франкам золото.
Независимо от причин, по которым Исидор Севильский решил не пересматривать свои исторические очерки еще раз, правление Сисенанда, считается пиком политического влияния королевства вестготов. Хотя епископы, присутствовавшие на III Толедском Соборе в 589 г., предвидели, что с тех пор церковные соборы, охватывающие все королевство, будут проводиться регулярно, этого не произошло. Следует признать, что такие надежды и намерения проявлялись еще во времена Римской империи, но также не оправдались. Поэтому нам не следует особо порицать вестготских епископов и королей за то, что они не претворили в жизнь свои благочестивые намерения. Однако на самом деле в течение десяти лет после 589 г. в большинстве областей королевства проводились местные соборы. Но эта деятельность прекращается после 599 г., за исключением Бетики, где в 619 г. под руководством Исидора Севильского состоялся важный собор епископов провинции (Второй Севильский собор). Известно, что в середине 620-х годов был еще один, но письменных упоминаний о нем нет. Возможно, что сам Исидор Севильский составил в те годы первый вариант полного будущего собрания актов соборов, состоявшихся ранее на территории полуострова, в Африке и Галлии, чтобы присоединить его к актам великих вселенских соборов имперских времен.
Только в декабре 633 года в Толедо был созван еще один собор для всех представителей церкви вестготского королевства. Знаменательно, что он прошел сразу после смерти епископа Толедского Элладия, которая, вероятно, произошла ранее в том же году. Преполагается, что Элладий не был сторонником проведения собраний, на которых председательствовал бы Исидор Севильский в силу того, что он был старейшим из митрополичьих епископов. По стилистическим причинам также считается, что Исидор Севильский мог отвечать за составление указов или канонов, одобренных собранием, и, следовательно, несомненно, влиял на обсуждения, предшествующие обнародованию указанных указов.
Этот Собор имел дело с очень широким кругом церковных вопросов доктринального, дисциплинарного и литургического характера, но его кульминацией стал семьдесят пятый и последний канон,
...совершеный по приговору Божию для силы наших королей и стабильности готского народа.
С долгим и торжественным осуждением, обращенным ко всем замышлявшим зло против короля, несмотря на то, что клялись ему в верности, известно и конкретное событие, ускорившее проведение собора, хотя в данном случае кратковременный мятеж Юдилы в Бетике не следует датировать 631 годом, скорее всего он произошел как раз в 633 году.
Каковы бы ни были причины его оглашения, этот канон представляет собой первую из серии попыток вестготских епископов использовать угрозу духовных санкций в форме отлучения от церкви как способ защиты законных королей от попыток узурпации, восстаний и дворянских переворотов. Этот вопрос стал предметом более широкого и подробного рассмотрения на Пятом Толедском соборе, созванном вскоре после смерти Исидора Севильского, произошедшей 4 апреля 636 года. Этот собор также проводился во время начала правления следующего монарха. Незадолго до того, как епископы собрались для участия в этом соборе, который начался 30 июня 636 г., место Сисенанда занял король по имени Хинтила.
Ни один источник не сообщает о том, как произошла смена короля.
Однако ясно, что Хинтила очень беспокоился о сохранности своего трона. Практически все каноны Пятого Толедского собора касались защиты короля, его семьи и его сторонников. Решения Четвертого Собора по этим вопросу были подтверждены, и было приказано распространить их по всему королевству. Была провозглашена незыблемость права на престол Чинтилы и его наследников, а также пользование всем имуществом, добытым ими справедливым образом. Анафеме подвергались те, кто осмеливался проклинать монарха или питать хоть малейшую надежду занять престол, пока он жив. Тому, кто бы стал королем по праву, было запрещено лишать сторонников предыдущего короля имущества, которое он им даровал, также была учреждена новая ектения, которая в качестве покаяния длилась три дня и начиналась 13 декабря каждого года, как способ обрести божественного прощения за «множество беззаконий и отсутствие милосердия», от которых пострадало королевство.
На Пятом Соборе председательствовал епископ толедский Евгений I (636–646). Делегация состояла только из 22 епископов, вполне возможно, что он был созван в короткие сроки. Вероятно, вследствие этого было решено созвать в январе 638 г. еще один более широкий собор, на котором присутствовало уже 48 епископов и на котором было повторено большинство канонов предыдущего собора, хотя их содержание было повторено, были добавлены новые каконы более строго церковного характера.
Если бы Хинтила думал, что он и его династия хорошо защищена духовными санкциями, которые эта серия канонов установила для защиты фигуры монарха и его преемников, то он мог бы испытать посмертное разочарование. Наиболее вероятная дата его смерти — 639 год, и ему наследовал его сын Тульга, который, по словам Фредегара, был еще юношей.
Иногда это интерпретируется как означающее, что Тулга был тогда несовершеннолетним мальчиком, но Фредегар уточняет это расплывчатое вступительное заявление, ссылаясь на "взрослость" короля. Римская терминология довольно точна для стадий детства, как это видно из трактовки этого предмета Исидором Севильским в его «Этимологиях» (XI, II, 4), а отрочество считалось диапазоном от четырнадцати до двадцати восьми лет. Поэтому Тульга формально был совершеннолетним и мог править самостоятельно. Могло быть даже так, что, как в случае с Лювой II, ему было немного за двадцать. Однако на практике кажется, что он не смог установить эффективную власть в королевстве и был свергнут группой готской знати. Он был пострижен в монашество, что лишило его права осуществлять какую-либо светскую власть в будущем, и королевство было передано в руки одного из этих готских дворян, известного под именем Хиндасвинт. По одной из версий, Хиндасвинт занял трон, когда король скончался в монастыре от болезни в мае 642 года.
Конец 7 части.