Найти тему

Диалог с совестью. Новый взгляд на творчество Оскара Уайльда

Молодежный камерный театр монолога «Белый рояль» вновь порадовал поклонников, представив зрителям спектакль-фантасмагорию «Бредовые видения Дориана Грея» по мотивам романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». И что удивительно, герои предстали в необычном виде: Дориана сыграла Ирина Колосова, а его Тихую Совесть изобразил Алексей Форис.

Вспоминая Оскара Уайльда, нельзя остаться беспристрастным. Его жизненный путь и творчество вызывают разные оценки и мнения, как положительные, так и отрицательные. Но одно остается неизменным — спокойно поговорить не получится.

Миры О. Уайльда — это чувства, образы, в которых невольно видишь сам себя. И вздрагиваешь... Откуда ему известно? Открывая роман «Портрет Дориана Грея», невольно находишь параллели между главным героем и создателем. Те же лица, те же сюжеты. Так и есть, ведь произведения очень часто отражают нашу собственную реальность.

Весенним теплым вечером 29 апреля, когда высоко в небе резвились орлы, а за Абаканом полыхали поля, в Техникуме коммунального хозяйства и сервиса разгорался огонь искусства. В ожидании представления зрители собираются у дверей актового зала. Некоторые сюда пришли впервые, другие же — постоянные поклонники, кто-то поддерживает актеров, а кто-то привел детей на встречу с театром.

Все они — один большой зритель, который ждет. Глаза сверкают, воздух вокруг наполнен нетерпением.

— Думаю, будет интересно, они хорошо играют, — делится мнением постоянная поклонница.

-2

Наконец гостей приглашают в зал. На входе всех торжественно встречают члены театральной труппы, помогают расположиться.

Виктор Федорович Шлык — художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля — взволнованно поднимается на сцену. Мгновенно воцаряется тишина. Аудитория ловит слова артиста, разглядывает программу, шепотом делится ожиданиями.

После вступительного слова начинается спектакль. В левом углу авансцены, лицом к залу, появляется мужчина с гитарой в руках. Он исполняет тихую мелодию, настраивающую на задумчивый лад. А затем возникает девушка. Молодая артистка — Ирина Колосова — представляет образ Дориана Грея в женском исполнении. Она читает монолог героя в тот момент, когда он узнает о смерти любимой. Сибилла Вэйн выпивает яд, и Дориан остается наедине с чувством вины, угрызениями совести (образ которой олицетворяет Алексей Форис) и бесконечной потерей. Это страшно, на самом деле. Ведь если возникает конфликт с другими людьми, можно оправдаться или уйти. Но куда скроешься от самого себя?..

Актриса играет точно, словно живет, и зал замирает, внимая словам и все еще удивляясь женскому облику мужского героя. В процессе исполнения Ирина то открывает, то закрывает портрет, который оказывается лишь маской.

Монолог прерывается звуками дуэта скрипки и гитары. Играет музыка А. Виницкого «Три простых мелодии», Ж. Косма «Опавшие листья» и Идена Ахбеза «Nature boy». Живая мелодия делает свое дело, в зале — движение. А под конец что-то происходит. Вдруг захватывает, затягивает мир главного героя. И ты уже не в зале, а в мастерской рядом с ним.

Дориан Грей... Что сказать о нем? В литературу прочно вошел классический образ самовлюбленного юноши, наделенного красотой библейского Люцифера, который находит удовольствие в чувственных наслаждениях. Но что говорить? Достаточно оглянуться и увидеть через призму времени, как рассыпаются по плечам золотистые кудри, как смеются голубые глаза. Многие привыкли видеть героя именно в этом образе, но артисты театра «Белый рояль» ломают шаблоны.

-3

А затем все заканчивается. С удивлением смотришь на часы, кажется, прошло от силы минут тридцать, но уже звучит прощальная речь. Такой оригинальный ход придумали артисты. По окончании спектакля Виктор Федорович ШЛЫК подвел итоги:

— Что можно сказать? Рад, что это долгожданное представление состоялось. Мы проделали долгую, мучительную работу, взяли Оскара Уайльда — сложного, неординарного, умного философа и эстета. Ему было доступно то, что обыкновенным людям непонятно. И шел он впереди всех, несмотря на оригинальную и трагичную судьбу, даже сидел в тюрьме за нарушение устоев. Это кладезь человеческой психологии. Он показывает, насколько глубока человеческая суть, ее ни в какие рамки невозможно поместить.

Поэтому мы к нему обратились. Конечно, это только один монолог, но даже он рассказал, мне кажется, суть эстетики и философии О. Уайльда. Я в восторге от того, как Ира это сделала. Мы взяли то, к чему никто не обращался — путь исполнения мужской роли женщиной. Получилось оригинально, под стать самому Уайльду. Так как ему присуща широта, совмещение мужского и женского начал.

Я доволен. Ирина сегодня работала великолепно. Дополнительный герой, которого нет в сюжете — Совесть Дориана Грея, — также пытался спорить, общаться и ругаться. Думаю, Алексей сыграл это тоже великолепно.

В будущем хотел бы сделать еще спектакль в «мужском» варианте. Но будет он или нет — неизвестно. Можно даже объединить все в одно представление. Гармония мужского и женского.

Не остались равнодушными и зрители. Вот один из отзывов:

— Нужно читать книгу, чтобы понять, разобраться в теме. Сейчас все гонятся за красотой, постоянной молодостью. Украшают себя, делают пластические операции, а превращаются в итоге в чудищ. Душевная красота исчезает. Понравилось, актриса играла интересно. Получилось естественно.

Зал пустел, сцена осталась свободной. Надолго ли? Скоро опять на ней будут играть и погружать в миры нереальных историй и образов, вымышленных чувств и придуманных эмоций. Хотя... Действительно ли нереальных, если мы понимаем все чувства героев? И где грани реальности? Невольно задумываешься. Но это лирические отступления. А в конце хочется все же просто пожелать театру «Белый рояль» дальнейших успехов и новых оригинальных творений. У них это отлично получается.

Подготовила
Мария ЦИЦИЛОШВИЛИ

Фото Андрея Григорьева