Найти тему
Игорь Орлов

Академик Павлов об умственной силе. Бонусная статья.

Оглавление

После опубликованного на этом канале цикла из трех статей, посвященных умственной силе, в качестве бонусной статьи – эта. Щедрая, информационно богатая. Для вас.

В ней представления академика Ивана Петровича Павлова, физиолога, лауреата Нобелевской премии (1904) об уме и умственной силе.

Выступление академика Ивана Петровича Павлова (фото из Яндекс Картинки)
Выступление академика Ивана Петровича Павлова (фото из Яндекс Картинки)

Предыстория.

Академик И.П. Павлов выступил с лекцией об уме в 1918 году в Петрограде. В это время он уже был всемирно известным ученым, отрицательно относившимся к русской революции. Видя, какой диссонанс, порой фанатизм и безумие, создает революция в социальных массах страны, он решил отреагировать как ученый с твердой гражданской позицией.

Сын священника, прошедший воспитание в христианской среде, академик Павлов смог гармонично соединить в себе и своем опыте как подвижнические, так и научные основы ума и познания. Что ценно.

Главная задача ума по Павлову.

Павлов сказал так о ней:

«Главная задача ума - это правильное видение действительности, ясное и точное познание ее. » (Академик Павлов И.П. «Об уме и русском уме в частности, 2 лекции в Петрограде, 1918)

Целесообразность ума.

Павлов отметил критерий правильно работающего ума.

«Целесообразность работы ума, конечно, легко определяется и проверяется результатами этой работы (правильно понимать действительность – прим. автора). Если ум работает плохо, стреляет мимо, то ясно, что не будет и хороших результатов, цель останется не достигнутой» (там же).

Три вида ума по Павлову.

Павлов выделяет три вида ума: научный, народный и интеллигентский.

  • Научный ум академик считает чересчур оранжерейным, который работает с удобной ему частью действительности и не видит действительности широко, в целом.
  • Народный ум Павлов называет низшим, так как он слишком приземлен, эмпиричен, подвержен влияниям (идеологий и пропаганд), не всегда логичен.
  • Интеллигентский ум академик считает прогрессивным. Он говорит, что именно этот ум влияет на судьбу страны, истории, нации, в целом – мира.

Он исследует интеллигентский ум и выделяет:

8 свойств правильно работающего ума.

1. Умение сосредотачиваться на мысли.

Вот, что говорит об этом Павлов:

«Это стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь» (там же).

Схожим образом, например, известный американский философ и психолог Уильям Джемс называет главным свойством ума: внимательность, концентрацию внимания на изучаемом предмете.

Уильям Джеймс, американский философ, психолог, создатель первой научной психологической лаборатории в США.
Уильям Джеймс, американский философ, психолог, создатель первой научной психологической лаборатории в США.

2. Непосредственное общение с действительностью

«Стремление мысли придти в непосредственное общение с действительностью, минуя все перегородки и сигналы, которые стоят между действительностью и познающим умом». (там же)

Для ума важно непосредственно сталкиваться с действительностью, которую он изучает и доверять ей, а не чьим-то мнениям и суждениям о ней.

Не больше читать и слушать о действительности, а больше самому непосредственно исследовать, проверять, изучать ее.

3. Свобода мысли.

Академик Павлов заметил, что мысли важна свобода, доходящая порой до самых абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено как непреложное. Если такой смелости, свободы мысли не допустить, нового никогда не увидишь и не откроешь в жизни.

4. Верность идее и беспристрастность.

Павлов подчеркивает, что надо очень любить и быть верным той идее, в которую веришь, которую хочешь осуществить. Если такой верности и любви нет – то не будет достаточно энергии для ее реализации.

Это с одной стороны.

Но с другой, если реальность оказывается противной идее, надо уметь отказаться от идеи и принести ее в жертву, переформулировать идею, найти новую.

Ошибка многих: верность идее, которая уже не соответствует действительности, истины. Не верность, а жертва ей важна тогда.

5. Обстоятельность и детальность мысли.

Надо любить копаться в деталях, перепроверять и исследовать детали. Благодаря этому совершаются новые открытия. Если в деталях содержится противоречие целому, надо не отбрасывать детали, а покопаться в них. Найдется подсказка и целое поймется правильней.

Академик Павлов сам лично проверяет детали исследований, комментирует и объясняет их (фото из Яндекс Картинки)
Академик Павлов сам лично проверяет детали исследований, комментирует и объясняет их (фото из Яндекс Картинки)

6. Простота мысли.

Сила мысли ни в том, чтобы думать и излагать заумное, а чтобы сложные вещи видеть просто. Самое лучшее решение задачи, замечает Павлов, самое простое. Особенно, подчеркивает академик, это можно отметить в технических решениях.

7. Стремление к истине.

Ум любит увлекаться новизной, новое открытие пленяет его. Но в этом есть подвох, говорит академик Павлов. Надо иметь смелость усомниться в новизне, усомниться в открытии, проверить всесторонне и докопаться до истины. Надо чаще задавать вопрос: так ли это? Истинное ли это?

8. Смирение ума.

Вот как говорит об этом заключительном свойстве ума сам академик:

«Так как достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, то понятно, что человек в конце концов постоянно живет в покорности истине, научается глубокому смирению, ибо он знает, что стоит истина». (Там же).

Не моя идея или цель важна (потому что моя и я ее люблю, а важное в ней - истинна ли она, соответствует ли действительности.

Послесловие.

Таким образом академик И.П. Павлов выделил ум, ищущий истину и опирающийся на действительность, сомневающийся, проверяющий все детали и смиренный перед истиной .

Именно такой ум Павлов считал правильным. История показывает, что и сам он обладал таковым. Такой ум привел его к истинным открытиям.

Если хотите почитать статьи цикла про умственную силу, то вот ссылки:

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.

Наука
7 млн интересуются