Фигуристка Софья Шевченко, выступавшая в танцах на льду, дала первое интервью после завершения карьеры. Разговор получился объемным, откровенным и в какой-то степени резонансным, потому что спортсменка озвучила вещи, о которых не принято говорить вслух.
Завершение карьеры для Сони было взвешенным и неоднократно обдуманным решением. Фигуристка уже несколько месяцев не тренируется и с головой погрузилась в тренерскую карьеру. Сейчас ей все нравится, она с большим удовольствием работает с детьми, однако эмоции, пережитые за годы тренировок, все еще не утихли, что в общем-то и неудивительно. Слишком многое Соня держала в себе на протяжении очень долгого времени, такие вещи быстро не отпускают.
Сквозь всё интервью лейтмотивом проносится чувство обиды и разочарования. В сети многие (включая некоторых фигуристов) поддержали Софью, поблагодарив за искренность и смелость. Но лично я испытываю смешанные чувства после прочтения этого интервью.
Делиться собственными переживаниями, быть искренней и честной – это, безусловно, нужно и важно. Но существует очень тонкая грань между откровенностью и обидой, которая мешает трезво взглянуть на ситуацию и не сваливать свою вину на других. Занять позицию недооцененной жертвы всегда проще, нежели признать собственную неправоту.
Соня не первая и не последняя, кто поднимает тему очередности в танцах, рассказывает о блате и задвигании одних фигуристов в угоду другим. О подковерных играх и договорняках так или иначе говорят с момента появления танцев на льду. Мутные правила и сама система судейства в танцах построены так, что оценками можно очень легко манипулировать, поэтому танцоры чаще других жалуются на несправедливость и задвигание со стороны судейской бригады. И это не проблема непосредственно российских танцев, это проблема танцев во всем мире.
Между тем, какая бы подковерная игра ни велась, я абсолютно убеждена, что талантливых и одаренных спортсменов задвинуть невозможно. Если бы в России появились свои Пападакис/Сизерон или же Вертью/Мойр, превосходство которых над другими дуэтами видно невооруженным взглядом, ни у кого бы рука не повернулась задвигать их в угоду менее способных фигуристов.
Чтобы тебя заметили и оценили по достоинству, нужно работать над собой, совершенствоваться, развиваться. Соня же на протяжении всего интервью винила в своих неудачах кого угодно, только не себя.
"Чемпионат России прошел с интригами-скандалами-расследованиями", "не совпадают взгляды с тренерами", "не было какого-то абсолютного доверия и единения", "Что есть первая пара, это понятно. Все пары, идущие из юниоров, строят свою дорогу за ней и понимают, что пока эта пара не уйдет, путь им не будет открыт", "были пары, с которыми мы соревновались на равных, мы не были готовы постоянно вставать под них только потому, что это было выгодно", "судьи подходили после соревнований и говорили: "Ваши тренеры просили поставить вас за таких-то", "Чувствовала, что у них [тренеров] на меня злость, обида", "в нашей ситуации, конечно, получилось, что я плохая. [...] когда я сказала о паузе, у тренеров даже мысли не было постараться оставить нас вместе. Мол, уходишь — уходи", "мы приезжали на соревнования и с чистыми прокатами оказывались за парами, которые катались с помарками".
Именно по этой причине я не могу назвать интервью Шевченко каким-то большим откровением и похвалить ее за смелость и отвагу. Конечно, фигуристка не обманывала и говорила, как есть, но озвучивала она при этом свою правду. В реальности все могло быть несколько иначе. У тренеров наверняка было свое видение ситуации. В чем смысл выносить сор из избы? Если танцы на льду и требуют перемен, то явно не таким образом.
Подобные интервью ничего не изменят. В первую очередь потому, что Соня сейчас находится в позиции слабого. На взрослом уровне она не добилась высоких результатов ни на международном уровне, ни внутри страны. Соня лишь одна из многих, кто не смог, сдался и сошел с дистанции.
В итоге фигуристка обвинила своих тренеров, с которыми она выигрывала медали на юниорском уровне, в неправильном отношении к себе, обмане и задвигании в угоду любимчиков. Мне кажется, это не то, что следует озвучивать публично.
Тем более что сами тренеры ничего никогда в адрес Сони не высказывали. Из интервью спортсменки было видно, что у тренеров тоже были свои претензии и вопросы, однако ни Жук, ни Свинин не говорили о них журналистам. Наоборот, тренеры даже вступились за ребят, когда те не получили этап Гран-при и Игорь Еременко опубликовал негодующий пост в социальной сети.
Чисто по-человечески я, конечно же, сочувствую Софье. Жаль, что в нужный момент рядом с ней не оказалось людей, которые бы не просто поддержали, а объяснили, как выстоять, как перевернуть ситуацию в свою пользу и как не утратить доверие к тренерам.
Мир большого спорта очень жесток, медали никому и никогда не достаются просто так. Фигурное катание – это титанический труд, терпение, постоянное преодоление себя, работа наизнос, жертвы, пот и боль. Далеко не каждый человек сможет принять такие жестокие правила игры и добиться успеха. Выживает сильнейший.
Я точно знаю, что я бы так не смогла и долго в спорте точно бы не продержалась, не тот характер. Именно поэтому меня вдохновляют и восхищают примеры чемпионов, которые смогли, выстояли и дошли до вершины. Интервью Софьи – это лишь очередное напоминание, что спорт не для всех.
Надеюсь, со временем, когда эмоции улягутся, Соня поймет, где перегнула палку, в чем была не права и почему их танцевальный дуэт не получал тех оценок, на которые ребята рассчитывали.
Полное интервью Софьи Шевченко.