Сегодня СМИ воодушевленно сообщили, что в Третьяковской галерее, после четырехлетней реставрации, вновь открыли для обозрения картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», сильно поврежденную вандалом в мае 2018 года. Илья Репин - великий русский художник. Эта картина - выдающееся произведение искусства. Но за радостями от её реставрации, в большинстве публикаций наших СМИ, не пишется, что в основу сюжета картины положен исторический фейк, явная ложь старинных врагов России, подхваченная нашими "западниками" всех времен. При этом, в комментариях, где они возможны, разгорелись нешуточные споры с применением разного рода лексики... Преобладают две противоположные точки зрения. Одни, "либералы", утверждают, что так и было, даже сына своего он убил, кровавый тиран, с которого началась череда ужасных кровавых режимов. Другие, патриоты, говорят, что не было такого, клевета это всё на православного царя.
4 года назад мы уже разбирались с этой историей в статье "Да не убивал Иван Грозный своего сына!". Там достаточно общеизвестных аргументов, опровергающих возможность убийства царем своего наследника. За прошедшие 4 года ничего не изменилось, как и за последние 400 с лишним лет ...
Эта ситуация очень показательна. Она показывает насколько важна историческая правда. Она показывает, как можно с помощью вброшенной в общество лжи, путем её тиражирования и многократного повторения, на столетия определить отношение к правителю и стране. Более того, на старинную ложь, хоть она имеет единственный первоисточник, уже смотрят как на доказательство правдивости фейка. А картина Репина тоже стала, своего рода, доказательством. Её приводят в каждой статье на эту тему.
История всегда использовалась как идеологическое оружие. В истории всегда искали оправдание завоеваний, прав на территории и на власть. Фактами истории с древних времен правители стремились возвеличить себя и опорочить противника, изображая его как источник всякого зла. А воевать со злом ... Сами понимаете ... Удел благородных победителей орков и нелюдей.
Эта картина написана талантливым художником, но содержит и продвигает ложь, заложенную на века. Примечательно, что отстаивают правоту этой выдумки, в основном те, кто с пренебрежением относится к нашей стране, те, кто враждебен любым властям и коренным интересам России, хоть в 19 веке, хоть сегодня.
Сам факт существования и экспонирования этой картины Репина заставляет задаться следующим вопросом. Если автор гениален, то насколько позволительно экспонировать его произведения, выставляющие в негативном свете историю нашей страны, основанные при этом, на лжи? Если у нас сейчас декларируется борьба с искажением истории, то на какую глубину истории ведется эта борьба? И что делать с произведениями искусства, искажающими историю?
Это ведь, не мифологический сюжет, вроде "Крон пожирает своих детей" и не милый митьковский троллинг "Митьки приносят Ивану Грозному нового сына".
Лубочная картина митьков не может ввести зрителя в заблуждение. Картина гениального Репина своей выразительностью, преподносит выдуманную историю как истину, как реальный факт.
С нашей точки зрения, в подобных случаях, следует сопровождать произведения искусства со спорными сюжетами, пояснительными стендами, указывающими на реальные факты и на то, что сюжет - творческая выдумка автора, а не реальная история. Если это будет написано достаточно крупным шрифтом, то такой стенд защитит картину от "вандалов" лучше бронебойного стекла.