Парижская школа уже стала своего рода мифом: о бедных, но духовно богатых, художниках со всего света, прибывавших в столицу Франции в первой половине ХХ века. В основе этого мифа лежат романтическое представления о том, как создается искусство, о том, как дружны были юные живописцы и скульпторы, обитающие в «Улье», как весело они проводили время в кафе, поддерживая вдохновение абсентом, а потом до утра создавали шедевры в мастерской. В этом мифе многое приукрашено, но многое действительно является правдой. Сам же термин «Парижская школа» появился благодаря французскому критику Андре Варно в 1925 году.
Сегодня искусство Парижской школы исследователи делят на несколько периодов: начало ХХ века, искусство между двумя войнами и так называемая третья волна уже в 1940-60-е, есть и те, кто делит Парижскую школу на два периода – до и после Второй Мировой. В числе главных творцов Парижской школы можно назвать Пабло Пикассо, Марка Шагала, Амедео Модильяни, Леонара Фужиту, Хаима Сутина, Александра Архипенко, Соню Делоне, Константина Бранкузи, а полный список художников, относимых к этому явлению, может занять несколько страниц.
Эти мастера были очень разными, их художественные поиски не сводимы к единому стилю, Парижская школа в целом – это интернациональное явление, в Париж прибывали мастера отовсюду в надежде найти вдохновение, узнать, чем живут передовые художники и прославиться.
Ключевые герои Парижской школы обрели свой статус ключевых именно в силу очень особенной манеры, найденной ими в этом котле художественных поисков, кипящем в Париже. Кто-то как Пикассо и Модильяни вел свои поиски в недрах архаических культур, кто-то выуживал экспрессионистическую манеру из глубины собственной беспокойной тревожной натуры как Сутин, кто-то нашел себя в вечном умозрительном возвращении в родной город Витебск как Шагал, кто-то в изображении близких друзей, чуть приправленном кубистическими сдвигами формы и пуантилисткими мазками, как Маревна…Среди мастеров Парижской школы особую страницу занимают выходцы из Российской империи: те, кто приехал в Париж в начале века, и те, кто эмигрировал уже после революции.
Тем общим принципом, по которому художников относят к Парижской школе, можно назвать, во-первых, место действия, во-вторых, напряженный поиск собственной художественной манеры, в-третьих ведение этих поисков в русле модернизма. Мало кто направлялся в Париж в начале ХХ века с целью выучиться академической технике, напротив, все ехали за новыми художественными идеями, за тем ощущением свободы, которую в то время предоставлял Париж молодым мастерам. Концентрация этих веяний в Париже в начале ХХ века была выше, чем в любой другой точке мира – причем это касается не только изобразительного искусства, но и литературы.
Так или иначе к Парижской школе относятся художники, работавшие в таких направлениях как фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм и т.д. Толчком к появлению всех этих «измов» был импрессионизм и постимпрессионизм, в лице Сезанна, Гогена и Ван Гога – принципы этих художников в разной степени и в разных направлениях развивали впоследствии художники Парижской школы. В дополнении к этим течениям добавлялись отголоски локальных явлений: многие художники, даже приехав в Париж, оставляли а порой и утрировали в своих работах черты национального искусства. Живописный язык мастеров Парижской школы колеблется в диапазоне от сдержанности до подчеркнутой экспрессивности, одни из них плывут по течению искусства чуть ближе к берегу реализма, другие – отдаляются от него на максимальную глубину.
Какой-то общей программы действий, единой теории у парижской школы не было, каждый разрабатывал собственные вопросы творчества. В этом широчайшем диапазоне стилей, вероятно, и заключается особая притягательность Парижа в первой половине ХХ века. Стоит отметить также, что далеко не все художники, представлявшие Парижскую школу, впоследствии прославились: многие так и остались в истории лишь как часть этого явления, но не как самостоятельная единица в истории искусства.
На картине Маревны (Мария Воробьева-Стебельская 1892-1984) изображены многие из главных героев парижской арт-сцены начала ХХ века, слева направо: Диего Ривера, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Хана Орлова, Цугухару Фужита, Леопольд Зборовский, сама Маревна с дочкой - художники, писатели, скульпторы, коллекционеры.
Если кто-то из героев Парижской школы вам особенно понравился, пишите в комментариях - сделаю про него отдельный пост.