Недавно мне попалась в одном старом русском журнале рубрика, где была опубликована статья Максима Горького, которая долгое время не издавалась в СССР. Впервые она была выпущена в Берлине, когда писатель жил в эмиграции. В нашей стране ее начали печатать и обсуждать только с 90-х годов. Вообще, кончено, удивительно, что даже идейного и классово близкого писателя тоже запрещали. Статья Горького «О русском крестьянстве» описывает суровый быт и нравы деревенских жителей начала XX века. Психология людей показана очень четко и без прикрас, поэтому неудивительно, что в СССР ее публиковать не решались.
Максим Горький видел в «темном» крестьянстве страшную и неуправляемую силу. Больше всего в этих людях его удивляло и пугало циничное отношение к жизни и необузданная жестокость. Он очень сокрушался по поводу того, что у русского крестьянина никогда не было ничего своего, ничего постоянного.
«Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков! Но их мало, и в них живут враги. Города? Но они - далеко…Вокруг бескрайняя равнина, а в центре ее - ничтожный, маленький человек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. В итоге человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать и через свой опыт вырабатывать собственные идеи».
Горький отмечал, что необразованность, покорность перед природой и стойкая вера в суеверия породил в среде свой устав. Этот устав зиждился на банальном фольклоре, который включал в себя пословицы и афоризмы, оправдывающие их тяжелую жизнь. Даже жестокость скрашивалась шутками и поговорками: «На бабу, да на скотину суда нет», «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее», «Эх, жить весело, да бить некого!». Детей, как отмечал Горький, били не меньше, а порой даже больше и жёстче. Он лично изучал архивы и отчеты Московской судебной палаты и был поражён тому сколько там было преступлений против малолетних. Все афоризмы даже сейчас многие считают «мудростью народа», по которым нужно воспитывать отпрысков. Но Максим Горький уже тогда считал такой уклад и воспитание дикостью.
Также пролетарский писатель отмечал, что религиозность у крестьян была поверхностная. Когда большевики вскрывали храмы и оскверняли «нетленные» реликвии народ смотрел на это с тупым любопытством. Никто не защищал святыни с вилами и сильно не расстроился, когда храмы превратили в склады. Кто успел, тот спрятал иконы под подушку, а дальше хоть потоп. Вообще, статья Максима Горького требует особого изучения и прочтения. В интернете можно найти полный текст и опираясь на него сделать свои выводы.