Найти в Дзене

Конспект урока ИЗО. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Карнавальная новогодняя маска"

Урок: изобразительное искусство

Тема: карнавальная новогодняя маска

Цель: формирование представления о назначении маски и технологии изготовления маски

Задачи:

- дать обучающимся представление о театральной, карнавальной, обрядовой маске, существующей в разных странах;

- создать условия для творческого самовыражения в создании карнавальной маски.

- воспитывать интерес к искусству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы будем на уроке думать?

3. А может, будем спать?

4. Мы будем рисовать?

5. А в облаках летать?

6. Друг другу помогать?

Ребята, глазами нужно проверить, все ли готово у вас к уроку: альбомы, краски, баночки с водой, кисточки, ножницы, цветная бумага.

2 .Самоопределение к деятельности

Ребята, какой самый веселый праздник зимой?

Новый Год, Рождество!

Сверкание елочных огней и фейерверков!

Круговорот масок и плащей, зверюшек и сказочных персонажей! Карнавал!

Посмотрим какими красивыми и нарядными вы были в прошлом году на празднике.(слайды)

Ребята, а вот Неудахина Илью и Диму и Жалнину Настю не сразу мы узнали, почему?

Да, маска придает завершение всему костюму.

Я загадаю загадку и вы сразу догадаетесь какая тема нашего урока.

Наденешь её - и тебя не узнать,

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой...

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь - вновь станешь собой.

ТЕМА нашего урока: Карнавальные новогодние маски

3. Актуализация знаний

Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или пиратом, то феей-колдуньей или принцессой С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

Потом маски стали надевать на разных праздниках карнавалах. Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире.

Карнавал (франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis — потешная колесница, корабль праздничных процессий), вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

Он известен с 1094 года.Именно из Венеции этот вид празднества с веками распространился по всему миру. Однако лишь венецианскому карнавалу присущи таинственность и магия, мистика и колдовство.
В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд.

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.

На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.

В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Здесь вы видите примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами.

Маска выражает характер персонажа.

Обратите внимание, как меняется выразительность маски от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови или нос. Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

- Сравним (смайлики на доске).

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)

-
В театре артисты, стремясь изменить свое лицо, часто наклеивают бороду или усы.

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы масок своего костюма в котором вы хотели бы прийти на новогодний карнавал.. Самые простые маски можно сделать из бумаги и картона.

Носы и брови можно нарисовать. Укрась маску самыми разными материалами, а для причесок, усов и бороды используй цветную бумагу.

4.Физминутка

А сейчас прозвучит музыка, мы закроем глаза и представим картину: падает снежок, легкий морозец на улице, новогодние каникулы.

Ой, немного мы замерзли. Давайте погреемся!

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем

5. Работа по теме урока.

Правила работы с ножницами

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

А сейчас вы должны дорисовать эскизы этих масок

Сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют эскизы масок. Учитель ходит по классу и если надо помогает.)

Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску применяя, имеющиеся у вас, материалы по следующему плану:

1. Придумать образ (название маски).

2. Выбрать тип маски - плоская, объёмная, полумаска (возможно выполнение эскизных вариантов маски).

3. Выполнение маски карандашом.

4. Работа цветом .

5. Декорирование.

6. Оформление.

7. Выставка всех работ.

6. Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)
  • Сегодня на уроке я узнал:(какие бывают маски,

с помощью чего достигается выразительность… и т.д. )

· Что вызвало у вас трудности?

  • Ребята, вы довольны результатом своего труда?

· Что получилось лучше всего?

7. Конкурс рисунков. Во время выхода включаю песни: Игоря Саруханова «Маскарад»

· Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски. (По окончании урока проводится выставка готовых работ учащихся)

- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.