Найти в Дзене
Институт воспитания

ПОТРЕБНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА КАК БАЗОВАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Оглавление

Вопросы психологической безопасности личности все чаще выходят на первый план развития современного общества. Эти вопросы рассматриваются как основное звено национальной безопасности, составляющей воспитания социально зрелой личности, и активно развиваются как отдельная отрасль психологии и педагогики. Как актуальная отрасль психологической науки, она появилась в связи с проблемами, которые всё чаще возникают в наши дни. Сегодня общество испытывает на себе огромное давление со стороны почти всех сфер экономики (нестабильность социально-экономических условий), политики, научно-технического процесса (возможность возникновения катастроф технологического характера) и социальной сферы.

Одним из актуальных вопросов данной отрасли психологии и педагогики являются рассуждения о свойствах личности, которые гарантируют обеспечение психологической безопасности. К важным личностным характеристикам, обеспечивающим органичное развитие и сохранение психологической безопасности личности, можно отнести личностную зрелость, рефлексию, коммуникативные способности и способность к саморегуляции. Значимым свойством личности является устойчивость к нездоровому и негативному психологическому влиянию, воздействию и давлению.

ОСНОВА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Во многих случаях сохранение и поддержание психологической безопасности зависит от того, в какой мере личность может противостоять оказываемому психологическому воздействию. Субъектом и объектом психологического воздействия могут выступать как отдельная личность, сама по себе, так и группа людей. Объектом также могут выступать и качества личности, и ее интеллектуальная и эмоциональная сферы, умения и навыки, особенности характера. Существуют самые разные способы психологического воздействия на личность, начиная от открытых форм (оскорбления, угрозы, убеждение, уговоры), заканчивая скрытыми(психологическое манипулирование, косвенное влияние, моральное и материальное стимулирование).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПОЗИТИВНЫЕ, ТАК И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Именно негативное психологическое воздействие представляет наибольшую психологическую опасность для личности человека. Возможность противостоять негативному психологическому воздействию – важная составляющая системы психологической устойчивости. Современные психологи выделяют такие элементы психологической устойчивости, как нравственная и эмоциональная устойчивость, устойчивость к конфликтным и стрессовым ситуациям. В зарубежной психологии психологическая устойчивость рассматривается как способ избегания и выражения неприемлемых побуждений, чувств и моделей поведения.

Психологическая безопасность, относится к разряду социальных явлений, которые реализуются в процессе взаимодействия людей. Под взаимодействием принято понимать систему взаимных связей субъектов, первичным условием которой выступает взаимное влияние друг на друга. В этом смысле именно в семье влияние родителей и детей друг на друга наиболее значимо.

Взаимодействие в семье состоит из необходимых компонентов: обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (коммуникативный компонент); обмен действиями (деятельностный компонент); процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент).

Только в совокупности перечисленные компоненты обеспечивают взаимопонимание и психологическую безопасность людей. В противном случае взаимодействие расценивается как нецелесообразное и угрожающее психологическому состоянию (к сожалению, такое явление тоже встречается и тогда роль значимого взрослого для ребенка меняется, он начинает искать замену родителям).

В психологической безопасности выделяют основные составляющие: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности.

Первая – это зона свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующая удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников.

Вторая заключается в способности человека сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующим воздействием.

В детстве и дошкольном возрасте отношение ребенка к себе, а значит и к своему здоровью и благополучию, в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения. Первые три года у ребенка еще только формируются психологические механизмы, позволяющие ему самостоятельно выделять и адекватно оценивать особенности организма, психики, состояний. В то же время он испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и функционированием всех физиологических и психологических систем.

Если представить развитие ребенка в виде каких-то уровней развития, «ступенек», то первоначально – на первой ступени развития психики -ребенок отражает себя и мир через чувственный опыт, который постепенно складывается в целостную картину.

Важным здесь является процесс соединения образа и слова, чувственного и рационального. В психике ребенка возникает переплетение образно-словесных ассоциаций, в котором слова «больной», «страшно» связаны с чем-то неприятным, а слово «здоровый», «приятный» – с чем-то радостным, с состоянием свободы, безопасности. В это время могут возникать совершенно неадекватные и необычные связи: слова нейтральные, ничего не значащие для других (вилка, ложка) – могут вызывать чувство страха, обиды и тревоги. Именно поэтому на данной ступени развития ребенка взрослые должны очень тщательно следить за тем, как это происходит, и препятствовать формированию таких нежелательных для развития личности образно-словесных ассоциаций. Ребенок взрослеет и другая сторона формирования у ребенка отношения к своей безопасности связана с теми оценками, которые при общении с взрослыми он воспринимает и использует как критерии определения своего собственного мнения, позиций, действий, связанных со здоровьем. Отношение ребенка к здоровью и безопасности включает в себя и отношение к своему физическому облику. Оценки взрослых и сверстников существенным образом влияют на формирование самооценки ребенка и как следствие – на его самочувствие. Таким образом, психологическая безопасность складывается из непосредственной деятельности субъектов коммуникационного пространства.

Здоровые комфортные отношения в семье способствуют здоровому стилю поведения, в том числе за счет укрепления личностных ресурсов, создания условий, способствующих поддержанию здоровья ребенка и его психологической безопасности.

Важно помнить, что в детском возрасте в ходе активного роста и физиологического развития недоразвитость эмоционально-волевой сферы, которая относится к психическим свойствам личности, зачастую становится риском, который может отразиться в поведенческих разнообразиях.

В подростковом периоде при прохождении кризисного этапа физиологического развития, эмоционально-волевая сфера наиболее всего находится под ударом. Интенсивный рост органов, резкие ростовые скачки в подростковом периоде приводят к тому, что часть органов (быстро выросших) не могут получить полноценное питание снабжающих органов (они не успевают так быстро развиться и перестроится), как следствие, повышенная напряженность, физиологическая утомляемость. А поскольку сам подросток и, зачастую его родители, не до конца понимают причины, то неизбежные спутники физиологических нарушений – повышенная раздражительность, утомляемость, снижение настроения, часто воспринимается как капризы, которые требуют корректировки. Отсюда этот пресловутый подростковый кризисный период. Отсюда этот эпатаж и желание выделиться (ребенок думает: я же сильный и независимый, я преодолею эти усталость и раздражительность сам!).

Роль родителей в период роста и взросления – поддержать организм ребенка очень разными способами и физиологическими (накормить, дать витаминов, предложить позаниматься спортом) и психологическими (поддержать, обнять, не допускать конфликтов, дать выспаться, попытаться объяснить причины раздражительности и вместе проанализировать) – ведь мы взрослые (и жутко умные) а наш ребенок, хотя уже и 2-х метровый, все равно наш малыш.

А если родители, не понимая вопросов взросления ребенка (конфликта между физиологическим и психическим развитием), начинают слишком рьяно «воспитывать» подростка, он начинает искать замену значимых для него взрослых (в детстве это однозначно родители), и бунтовать. И тогда вродительских чатах вместо темы подарков на Новый год появляется новая животрепещущая тема: Моргенштерн, Милохин и «иже с ними». Тогда родители начинают войну за сознание своих чад.

Родители должны понимать, что бессмысленно с подобными феноменами бороться. Не стоит обсуждать масштаб вреда, который современные «хулиганы сцены» оказывают на подрастающее поколение. Если вспомнить историю тех, кого на посту главных дебоширов сменили Моргенштерн, Элджей, Инстасамка и неподражаемые ТикТокеры, на фоне Элиса Купера и Мэрилина Мэнсона (кстати, в этой истории росли мамы и папы, а иногда уже бабушки и дедушки), прыгавших по сцене в прошлом веке, Моргенштерна можно считать меньшим злом.

Ребенок с развитой чувственно-волевой сферой будет всегда смотреть на появление разных музыкальных движений как наблюдатель, исследователь. При этом у него будет понимание, что этим движением занимаются профессионалы, предугадывающие и знающие особенности восприятия молодежи. Педагогам и психологам с такими явлениями бессмысленно бороться. И, если такая музыка нравится молодежи, значит, на нее есть спрос, в этом нет ничего страшного. Другой вопрос: если эта музыка акцентом присутствует в жизни молодежи, и кроме нее ничего нет. Это современность. Мы не можем отрицать главенствующую роль интернета и важности в жизни подростков социальных сетей.

Если вспомнить 90-е годы прошлого столетия, то тогда были популярны фан-клубы. И основателями их были не взрослые, а именно молодежь. И на сегодняшний день у нас те же фан-клубы, но в интернете, и ведут их блогеры и доступность этих клубов (они в интернете) в разы больше.

Здесь важно вспомнить, что возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в определенные критические возрастные периоды может способствовать возникновению тех или иных расстройств. Эти периоды называются периодами повышенной восприимчивости к различным вредностям («переломные» периоды развития). К ним относится подростковый период 12-15 лет. Именно поэтому молодежь, учитывая данный факт, наиболее восприимчива к «модным» тенденциям.

Моргенштерн нашел свою аудиторию, которая испытывает потребность (в силу возраста) найти своего отрицательного «героя», провокатора, бунтаря, активиста, без опасения иногда выкрикивающего в «асоциальном формате» определенные мысли и собственную позицию. И в основном это происходит именно в интернете.

Поддерживая Моргенштерна, молодежь выражает протест, а это одно из важных и неизбежных признаков вообще взросления (это было всегда!) и инициации во взрослую жизнь. В его песнях подростки находят быстрый ответ и психологическое принятие. Это чисто социальная история. Не очень хорошо, когда этот процесс затягивается надолго. Главная задача мудрых взрослых – предлагать молодежи по-разному смотреть на различные явления в социальной сфере, в коммуникации, в восприятии мира и эстетическом восприятии. Еще оно важное замечание – люди должны становиться родителями только тогда, когда подготовлены к этому, детьми нужно заниматься. Иногда современные родители дают, якобы свободу – «я уважаю выбор своего ребенка». Но мы родители должны влиять на этот выбор. Не заставлять, не наказывать, не осуждать, а именно влиять. Популяризация музыки данного формата, говорит о заблуждении понимания родителями «свободного» воспитания, в котором они не сумели привить любовь к другой музыке, либо не захотели (не нашли времени), не уделили должного внимания.

Подростковый возраст характеризуется определенной психологической незрелостью, которая физиологически естественна. Взрослый уже имеет психологические новообразования, у взрослого сформирована базовая система ценностей и он может переживать критику. Для ребёнка важнее остаться в референтной группе и получить признание этой группы (например, фанатов того же Моргенштерна), причем без критики.

А нам, взрослым нужно быть мудрее и образованнее – первые жалобы на деградацию молодежи зафиксированы еще в царстве Шумера и Аккада, и с тех пор молодежь все деградирует и деградирует. Мы же помним, что все (ну или почти все) в далеком прошлом слушали «Ласковый май» (аналог Дани Милохина, кстати, почти с той же жизненной историей). Правда, не мечтали стать тиктокерами, просто за неимением «ТикТока». Теперь мы все умудренные опытом и растим своих детей и точно знаем, что для них лучше. Одно точно – если у ребенка дома хорошая любящая семья, если есть с кого брать пример дома, если с родителями можно говорить откровенно и можно, если что, попросить их о помощи, точно зная, что эту помощь получишь, никакой Моргенштерн в интернете точно ничего ему не сделает.