Найти в Дзене
Ехал Грека

Оригинальный музей под открытым небом в Кронштадте

В конце апреля я наконец-то добрался до съёмок в Кронштадте и решил показать на канале всё самое интересное, что есть на острове Котлин. Но не тут-то было, уникальных объектов в Кронштадте очень много, и в одно видео или статью уместить это невозможно. Пришлось приезжать второй раз, а потом и третий, и ещё планирую несколько поездок. Эта статья будет посвящена Музею современной городской скульптуры под открытым небом, но на моём канале уже есть 2 отдельных видео (прогулка по городу и парк «Остров фортов») и одна большая статья о парке «Патриот» в Кронштадте.

«Кронштадтский Пегас», Юрий Ступица (Кронштадт), 2010 г.
«Кронштадтский Пегас», Юрий Ступица (Кронштадт), 2010 г.

Этот музей под открытым небом открылся, насколько я понимаю, в 2008 году, а одна из главных фигур — «Пегас» — датируется 2010-м годом, но до сих пор выглядит довольно прочной. Это очень странный культурный объект, так как его «хозяина» в Интернете мне найти не удалось, а экспонаты время от времени меняются и относятся к разным годам. Наверное, их меняют по мере того, как они разрушаются. Во всяком случае, я видел вживую далеко не всё, что можно найти в Интернете. Вообще, это даже не музей, а просто собрание результатов экологического фестиваля «КронФест», который проводится на острове почти каждый год.

«Авоська», Екатерина Сисфонтес (Стокгольм, Швеция)
«Авоська», Екатерина Сисфонтес (Стокгольм, Швеция)

Одна из задач фестиваля — привлечь внимание аудитории к проблемам потребительства, заставить нас с вами задуматься о том, сколько мусора мы с вами создаём каждый день. Все экспонаты здесь выполнены из мусора, отходов и металлолома.

Этот экспонат почему-то напомнил мне робота Валл-И из одноименного фильма
Этот экспонат почему-то напомнил мне робота Валл-И из одноименного фильма

Табличками снабдили далеко не все экспонаты, и не каждый из них можно понять с первого взгляда. Тут действует право «я художник, я так вижу» и «современное искусство основано на смыслах, какой смысл ты сам вложишь, такой и будет».

Дикое сочетание фактур, цветов, вариантов исполнения
Дикое сочетание фактур, цветов, вариантов исполнения

На фото выше, например, легко понять, что пустые жестянки на деревьях символизируют мусор, который мы оставляем потомкам вместо живой природы; куклы показывают проблему избыточного потребления, когда разонравившиеся куклы и игрушки, даже если они ещё целые, просто выбрасываются на помойку. Но как истолковать эту странную металлическую конструкцию, торчащую из стены? Как вы думаете, что это такое?

«Рыба», Юрий Ступица (Кронштадт), 2017
«Рыба», Юрий Ступица (Кронштадт), 2017

«Рыба» и «Пегас» — творения одного мастера, это заметно даже без табличек.

«Корабль», Алесь Фалей (Беларусь), 2017 г.
«Корабль», Алесь Фалей (Беларусь), 2017 г.

В каком-то смысле мне повезло с погодой, ведь изделия из ржавого металлолома лучше всего смотреть, когда пасмурно и сыро, — тогда создается самая мрачная и зловещая атмосфера.

Сейчас покажу парочку экспонатов, которые я совсем не понял. Напишите, пожалуйста, в комментариях, как бы вы объяснили идею автора.

«Глобализация», Юрий Бычек, Алексей Новиков (Кронштадт), 2017 г.
«Глобализация», Юрий Бычек, Алексей Новиков (Кронштадт), 2017 г.

При чем тут комар? Что он символизирует? Есть ли смысл в изображении паука под глобусом?

«Каменные» часы
«Каменные» часы

Почему песочные часы с камнями, а не с песком? Автор хочет сказать, что время остановилось? Почему? Зачем?

Пошатнувшийся языческий идол
Пошатнувшийся языческий идол

Этот экспонат хоть и один из самых простых, но замысел автора не совсем понятен. Почему он решил изобразить пошатнувшийся языческий идол? В древнеславянские времена никто не задумывался об экологии, но и мусора было в сотни раз меньше.

Железное дерево
Железное дерево

А это что за дерево такое? Наше будущее? Если так, то и мы с вами вскоре будем выглядеть как-то так:

«Мусорный» человек
«Мусорный» человек

В общем, друзья, хотелось бы узнать ваше отношение к этой экспозиции, потому что некоторые объекты явно нуждаются в каких-то пояснениях и табличках, а некоторые спокойно можно выбросить на свалку, что, как я понимаю, время от времени делают, когда какие-то предметы или разваливаются, или начинают представлять опасность для посетителей.

Масонский символ «Всевидящее око»
Масонский символ «Всевидящее око»

Некоторые вещи стали мне понятны лишь в момент написания этой статьи. Например, сидя за компьютером, я наконец увидел, что это у нас знаменитый масонский знак, который есть даже на долларовых купюрах. Разумеется, автор должен был использовать только вторсырьё, поэтому композиция читается не с первого взгляда. Хотя, один раз увидев замысел, потом узнаёшь его сразу же.

«Эврика», Андрей Сикорский (Санкт-Петербург), 2017 г.
«Эврика», Андрей Сикорский (Санкт-Петербург), 2017 г.

По-моему, выставка получилась очень интересной. И я рад, что для неё выбрали место не в Петровском парке или не рядом с Морским собором, а здесь, неподалёку от Летней пристани. С одной стороны, до экспозиции легко дойти пешком, а с другой — она никак не контрастирует с более классическими достопримечательностями города.

«Такса» (?) Алеся Фалея, Беларусь
«Такса» (?) Алеся Фалея, Беларусь

Друзья, хотелось бы узнать, что вы думаете по поводу таких музеев? Это полная безвкусица? Может быть, надо такие выставки полностью убирать по истечении какого-то времени, а не оставлять их на долгие годы? С радостью почитаю комментарии и узнаю ваше мнение.