Найти тему
Наталья Баева

"Современный герой"

Обладая натурой возвышенно-романтической, Тургенев Иван Сергеевич однако нигде, ни разу не позволил себе "романтизма" в своих повестях и романах. Не приукрашивал он своих персонажей, не пытался морализировать и преподносить публике образцы для подражания. Напротив видел свою задачу в том, чтобы разглядеть, запечатлеть характерные черты, особенности именно своих современников.

И заметил странное противоречие: молодые люди его круга - дворяне, по возрасту - внуки декабристов и дети петрашевцев, пожалуй, умнее дедов и отцов. Образованнее. Но - где же решительность, готовность к подвигу и к поражению, где мужество отцов и дедов?
Поколение, словно рождённое с параличом воли!

Это значительно позже станет очевидно, отчего и почему потенциал русского дворянства оказался исчерпан. А Тургенев не строил теорий - он первым это разглядел, как художник.

Его "современный герой" - это Рудин. Салонный трибун, оракул, оратор, возвысивший искусство слова до крайних пределов, способный воспламенить любого слушателя. И при этом самому - остаться холодным.
В дворянских гнёздах шуты вышли из моды - ораторы вошли. И Рудин не стесняется гостить и кормиться у тех, кто готов держать его, как лучшую новинку для своих гостей. Может и деньжат призанять без отдачи - считает это справедливой платой за свою работу языком.

-2

Сколько ни пытался Рудин заняться делом, поступить на должность - везде поражение. Так что приходится утешаться словами друзей, что его речи - и есть его настоящее предназначение. Высшее!
Карикатура? Нет. Единственный поступок, на который в конце концов решился Рудин, стоил ему жизни. И это не просто спасает его репутацию в глазах читателя, а придаёт нелепому персонажу даже некоторый оттенок величия. В пылающем Париже, на разгромленной баррикаде поднимается в полный рост один из последних защитников. С красным знаменем. И падает, сражённый сразу несколькими пулями. Рудин.

-3

Лучшей половиной этого дворянского, тургеневского мира оказались женщины.

Чтение заменило им официальное, "мужское" образование, а удалённость от столиц с их пёстрой суетой сформировала характеры под стать русской природе. Сочетание замкнутости, внешней неброскости - с широтой и размахом.
Воспитание не позволяет им даже резких выражений - а между тем они просто физически не могут простить мужчине слабости или глупости. Даже если это потенциальный жених, богатый и перспективный. Просто у них нет цели выгодно пристроиться. Или если угодно - продаться.

-4

Да, это новый тип. Не товар и не приложение к мужчине. ЛИЧНОСТЬ.
Развитое самоуважение - это не смешная "претензия". Когда есть, за что себя уважать, это - достоинство. А совершенно теряет право на уважение тот, кто способен солгать.

И Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Марианна Синецкая задают себе вопросы, ещё недавно считавшиеся исключительно мужскими - для чего живём? Для Лизы высшим смыслом станет Бог, но остальные ищут путей непроторённых.
И как же они могут быть благодарны тому, кто подскажет, направит! Настолько, что могут принять благодарность за любовь. Потом бурно разочароваться в любимом болтуне... но не в идее!
А если любимый человек - не болтун? Если он одушевлён высокой целью - и при этом вполне искренен?!

Елена Стахова ("Накануне") с шестнадцати лет живёт какой-то своей жизнью, но жизнью одинокой. Не может же она сказать своим родителям, что жить так, как они - не хочет и не будет! Родители друг к другу вполне равнодушны, но соблюдают приличия, и со стороны выглядят образцовой семьёй. Лицемерие, осознаваемое как норма решительно всеми.


Елена не может быть счастлива, когда есть нищие, голодные, больные. И это не просто благотворительность по праздникам, как и положено благовоспитанной барышне - нет, Елена решается взять на себя ответственность за ребёнка. Маленькую нищенку Катю. Жажда деятельного добра...
Молодые люди, окружающие её, ничем не плохи, но... просто мелки.

И вот - Инсаров. Болгарин, мать которого убил турецкий ага. Отец попытался отомстить и тоже был убит. Но отомстить убийце - это не может, не должно быть целью жизни. Его цель - свобода Болгарии.

-5

Случай помогает Елене убедиться и в смелости Инсарова, и в твёрдости его намерений, и в благородстве - он готов рисковать собой, но не другими. Не любимой... Но Елена не позволит себе быть слабой! В любви она признаётся сама. В любви и в готовности разделить его судьбу.
Конечно, вопреки воле родителей. Конечно, разрыв.
И смерть Инсарова всего через несколько месяцев.

Елена не вернётся в Россию - все силы и саму жизнь она посвятит делу, которому хотел служить её муж. О её судьбе ничего достоверно неизвестно, но её видели медсестрой при русской армии в Болгарии...

-6

Значит, могло быть и так?

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа... больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия…"

Это - о совершенной реальной Юлии Вревской. Аристократке, деятельная натура которой требовала настоящего дела. Одной из многих сестёр милосердия в Балканской войне.

Юлия Вревская (1841-1878 г.г.)
Юлия Вревская (1841-1878 г.г.)

Пусть вспомнит об этих женщинах тот, кто смеет утверждать, что Елена Инсарова - идеализирована, выдумана и вообще невозможна!