Это сравнение эндуро и мотокросса актуально на уровне любителей. Для уровня PRO такой подход применять уже нельзя – в серьезных гонках критерии, которые мы рассмотрим, становятся уже несопоставимы между собой. Именно при тренировках и соревнованиях на уровне «Хобби» спортсмены еще имеют определенную свободу действий в обеих дисциплинах. Чем выше уровень, тем рамки подготовки и техники езды становятся жестче, их игнорирование может приводить к неприятным последствиям – как минимум ты отстанешь от лидера, как максимум – получишь в довесок травмы и сломанный мотоцикл.
PRO лучше владеют информацией
На любительском уровне большинство полагаются на практический опыт. Редко кто озадачивается изучением теоретической части и сопутствующими дисциплинами. Потому там, где любитель опирается на опыт и интуицию, профессионал будет оперировать расчетом – учитывать коэффициенты сцепления с грунтом, угол наклона, силу ветра, собственные показатели и данные с тестирования мотоцикла. PRO владеют самой актуальной информацией и постоянно ищут способы улучшить показатели. Для любителей подобные задачи неактуальны, потому можно позволить себе компилировать различные техники и приемы прохождения трасс, вырабатывая приемлемый для себя стиль.
Любительский уровень в эндуро и мотокроссе
На начальном уровне обе дисциплины опираются на единую базу навыков. Кроссмены и эндуристы отрабатывают стойку, прохождение поворотов, учатся грамотно ускоряться и тормозить, проходить различные участки. Базовый курс – это 10 занятий, которых достаточно, чтобы освоиться с управлением мотоцикла.
После освоения базовых навыков у райдера есть выбор: продолжать тренироваться на кроссовом треке или отправиться покорять бездорожье. В большинстве случаев райдер будет совмещать дисциплины. Однако спортсменов, которые отдали приоритет исключительно мотокроссу, гораздо меньше, чем райдеров, предпочитающих эндуро. На любительском уровне именно эндуро дает больше возможностей реализовать спортивные амбиции, в то время как мотокросс требует дисциплины и постоянного совершенствования техники.
Специфика трассы
Для мотокросса трасса строится искусственно, в соответствии с установленным регламентом. О требованиях к строительству мы уже писали ранее. Задействуется строительная техника, при необходимости завозится грунт, который должен обеспечивать сцепление и удерживать необходимый процент влаги. Трасса закольцована, есть определенный набор элементов для мотокросса – «столы», «волны», «верблюд», спуски, подъемы, виражи. Протяженность от 1,5 км, но не более 2 км.
В эндуро могут использоваться как искусственные препятствия, так и естественный рельеф. Причем, организаторы гонок, прокладывая маршруты для участников, всякий раз оценивают соответствие количества и качества «затычных мест» категории участников. Протяженность трассы в эндуро зависит от уровня соревнований и может достигать 40-60 км. Если это гонка баха (это уже кантри кросс), то за 3 дня гонщики преодолевают до 1200 км. Причем, в эндуро решающей становится не протяженность трассы, а количество и плотность препятствий.
Физическая подготовка
Кроссменов называют «железными атлетами», однако, эндуро-райдеры также оправдывают это звание. В обоих случаях придется уделять внимание ОФП, кардионагрузкам.
Однако, в первом случае, необходимо откатать на пределе возможностей относительно короткий промежуток времени – в среднем 20 минут - и кроссмен получает передышку до следующего заезда.
Эндуристу важно распределить силы на весь маршрут, с учетом того, что в большинстве случаев у него нет возможности прикататься на трассе. Уровень стресса повышается благодаря повышенной концентрации внимания и необходимости адаптироваться к маршруту по ходу движения.
У кроссменов всегда перед заездом есть просмотровый круг, когда гонщики знакомятся с маршрутом. Эндуристы нередко получают набор координат с метками, которые еще нужно найти на местности.
Если говорить о необходимом типе темперамента для райдера, то мотокросс больше подойдет взрывным холерикам и сангвиникам, а вот эндуро – как работоспособному и энергичному сангвинику, так и флегматику, которому нужно время «для прогрева», зато длительный запал позволяет работать на больших дистанциях. Что касается меланхоликов, то из-за склонности к быстрому утомлению, им подойдет локальное эндуро в лайтовом режиме без изматывающих прохватов.
Привязанность к месту
Если вы комфортно себя чувствуете в знакомой обстановке, то оптимальной станет кроссовая трасса. Здесь всё понятно, исключены чужеродные элементы. Если приехать в другой город, то отличия будут незначительными, вы быстро адаптируетесь.
Эндуро – это возможность путешествовать. По сути, вы не привязаны к месту, можете спокойно свернуть с намеченного маршрута и посмотреть интересующие локации. Мотоцикл меньше зависит от рельефа и грунта, способен справиться как с песком, так и с каменистыми склонами.
Требования к технике
Как ни прискорбно, но китайская мототехника еще не настолько хороша, чтобы выдерживать нагрузки мотокросса даже на любительском уровне. После прыжков мотоциклы нередко выходят из строя, подвески не справляются с ударом при приземлении. Для регулярных занятий мотокроссом нужны проверенные мотоциклы – австрийские, японские бренды с качественной амортизацией.
При этом мотоциклы из Поднебесной отлично показывают себя в эндуро. На бездорожье скорости ниже, нет амплитудных прыжков, подвески работают более мягко. Соответственно, любитель может использовать для тренировок бюджетную модель мотоцикла без риска постоянного ремонта.
Зрелищность
В мотокроссе решают всё доли секунды. Задача райдера посредством прыжка не только запомниться зрителям, но и преодолеть максимально возможное расстояние. Высокий прыжок – это эффектно, а вот пролететь над оппонентом, опередив его, еще и результативно. То же с эффектным прохождением виража – красивый разворот и время даст, и обеспечит фотографам эффектный «взрыв грунта». Для зрителей заезд – это 20 минут адреналина и драйва, особенно в классах 125 сс и Open, где спортсмены не осторожничают и выжимают максимум.
Эндуро – это больше про выносливость и смекалку. Собственно, название дисциплины «enduro» и переводится как «вынести, выдержать, вытерпеть». Если трасса протяженная, то наблюдать гонку зрителям становится проблематично, зато участникам есть где оторваться. Для привлечения публики организаторы нередко устраивают гонки на эндуро стадионах или в небольших локациях, где искусственно создают дополнительные препятствия из бревен, валунов, покрышек, больших бобин, устраивают рвы и грязевые ванны с перекидными мостками и даже качелями.
На любительском уровне эндуро соревнования смотрятся значительно интереснее. То, как райдеры преодолевают полосу препятствий, периодически вязнут, опрокидываются, поднимаются и снова штурмуют «затычные места» можно смотреть и фотографировать до бесконечности. Мотокросс более эффектен в профессиональном исполнении, а вот наблюдать за любителями зрителям быстро надоедает – до награждения остаются только группы поддержки и настоящие фанаты.
Что творится на трассе, когда кроссмены против эндуристов расскажем отдельно.
На Мотобаза.ру есть кроссовые и эндуро мотоциклы. Наши гости могут тренироваться в обеих дисциплинах, постепенно расстанавливая приоритеты. Нам кажется, что для любителя эндуро – более выигрышный вариант. А что предпочтете вы?
#мотокросс #эндуро #сравнение #прокат мотоциклов #школа эндуро #обучение с нуля