Найти тему
MOTOBAZA.RU

Мотокросс или эндуро – что круче?

Оглавление

Это сравнение эндуро и мотокросса актуально на уровне любителей. Для уровня PRO такой подход применять уже нельзя – в серьезных гонках критерии, которые мы рассмотрим, становятся уже несопоставимы между собой. Именно при тренировках и соревнованиях на уровне «Хобби» спортсмены еще имеют определенную свободу действий в обеих дисциплинах. Чем выше уровень, тем рамки подготовки и техники езды становятся жестче, их игнорирование может приводить к неприятным последствиям – как минимум ты отстанешь от лидера, как максимум – получишь в довесок травмы и сломанный мотоцикл.

Что круче - мотокросс или эндуро?
Что круче - мотокросс или эндуро?

PRO лучше владеют информацией

На любительском уровне большинство полагаются на практический опыт. Редко кто озадачивается изучением теоретической части и сопутствующими дисциплинами. Потому там, где любитель опирается на опыт и интуицию, профессионал будет оперировать расчетом – учитывать коэффициенты сцепления с грунтом, угол наклона, силу ветра, собственные показатели и данные с тестирования мотоцикла. PRO владеют самой актуальной информацией и постоянно ищут способы улучшить показатели. Для любителей подобные задачи неактуальны, потому можно позволить себе компилировать различные техники и приемы прохождения трасс, вырабатывая приемлемый для себя стиль.

Любительский уровень в эндуро и мотокроссе

На начальном уровне обе дисциплины опираются на единую базу навыков. Кроссмены и эндуристы отрабатывают стойку, прохождение поворотов, учатся грамотно ускоряться и тормозить, проходить различные участки. Базовый курс – это 10 занятий, которых достаточно, чтобы освоиться с управлением мотоцикла.

После освоения базовых навыков у райдера есть выбор: продолжать тренироваться на кроссовом треке или отправиться покорять бездорожье. В большинстве случаев райдер будет совмещать дисциплины. Однако спортсменов, которые отдали приоритет исключительно мотокроссу, гораздо меньше, чем райдеров, предпочитающих эндуро. На любительском уровне именно эндуро дает больше возможностей реализовать спортивные амбиции, в то время как мотокросс требует дисциплины и постоянного совершенствования техники.

Специфика трассы

Кроссовая трасса
Кроссовая трасса

Для мотокросса трасса строится искусственно, в соответствии с установленным регламентом. О требованиях к строительству мы уже писали ранее. Задействуется строительная техника, при необходимости завозится грунт, который должен обеспечивать сцепление и удерживать необходимый процент влаги. Трасса закольцована, есть определенный набор элементов для мотокросса – «столы», «волны», «верблюд», спуски, подъемы, виражи. Протяженность от 1,5 км, но не более 2 км.

В эндуро могут использоваться как искусственные препятствия, так и естественный рельеф. Причем, организаторы гонок, прокладывая маршруты для участников, всякий раз оценивают соответствие количества и качества «затычных мест» категории участников. Протяженность трассы в эндуро зависит от уровня соревнований и может достигать 40-60 км. Если это гонка баха (это уже кантри кросс), то за 3 дня гонщики преодолевают до 1200 км. Причем, в эндуро решающей становится не протяженность трассы, а количество и плотность препятствий.

Физическая подготовка

Кроссменов называют «железными атлетами», однако, эндуро-райдеры также оправдывают это звание. В обоих случаях придется уделять внимание ОФП, кардионагрузкам.

Однако, в первом случае, необходимо откатать на пределе возможностей относительно короткий промежуток времени – в среднем 20 минут - и кроссмен получает передышку до следующего заезда.

Эндуристу важно распределить силы на весь маршрут, с учетом того, что в большинстве случаев у него нет возможности прикататься на трассе. Уровень стресса повышается благодаря повышенной концентрации внимания и необходимости адаптироваться к маршруту по ходу движения.

У кроссменов всегда перед заездом есть просмотровый круг, когда гонщики знакомятся с маршрутом. Эндуристы нередко получают набор координат с метками, которые еще нужно найти на местности.

Если говорить о необходимом типе темперамента для райдера, то мотокросс больше подойдет взрывным холерикам и сангвиникам, а вот эндуро – как работоспособному и энергичному сангвинику, так и флегматику, которому нужно время «для прогрева», зато длительный запал позволяет работать на больших дистанциях. Что касается меланхоликов, то из-за склонности к быстрому утомлению, им подойдет локальное эндуро в лайтовом режиме без изматывающих прохватов.

Привязанность к месту

Если вы комфортно себя чувствуете в знакомой обстановке, то оптимальной станет кроссовая трасса. Здесь всё понятно, исключены чужеродные элементы. Если приехать в другой город, то отличия будут незначительными, вы быстро адаптируетесь.

Эндуро – это возможность путешествовать. По сути, вы не привязаны к месту, можете спокойно свернуть с намеченного маршрута и посмотреть интересующие локации. Мотоцикл меньше зависит от рельефа и грунта, способен справиться как с песком, так и с каменистыми склонами.

Требования к технике

Как ни прискорбно, но китайская мототехника еще не настолько хороша, чтобы выдерживать нагрузки мотокросса даже на любительском уровне. После прыжков мотоциклы нередко выходят из строя, подвески не справляются с ударом при приземлении. Для регулярных занятий мотокроссом нужны проверенные мотоциклы – австрийские, японские бренды с качественной амортизацией.

При этом мотоциклы из Поднебесной отлично показывают себя в эндуро. На бездорожье скорости ниже, нет амплитудных прыжков, подвески работают более мягко. Соответственно, любитель может использовать для тренировок бюджетную модель мотоцикла без риска постоянного ремонта.

Зрелищность

Эндурист интересен независимо от уровня
Эндурист интересен независимо от уровня

В мотокроссе решают всё доли секунды. Задача райдера посредством прыжка не только запомниться зрителям, но и преодолеть максимально возможное расстояние. Высокий прыжок – это эффектно, а вот пролететь над оппонентом, опередив его, еще и результативно. То же с эффектным прохождением виража – красивый разворот и время даст, и обеспечит фотографам эффектный «взрыв грунта». Для зрителей заезд – это 20 минут адреналина и драйва, особенно в классах 125 сс и Open, где спортсмены не осторожничают и выжимают максимум.

Эндуро – это больше про выносливость и смекалку. Собственно, название дисциплины «enduro» и переводится как «вынести, выдержать, вытерпеть». Если трасса протяженная, то наблюдать гонку зрителям становится проблематично, зато участникам есть где оторваться. Для привлечения публики организаторы нередко устраивают гонки на эндуро стадионах или в небольших локациях, где искусственно создают дополнительные препятствия из бревен, валунов, покрышек, больших бобин, устраивают рвы и грязевые ванны с перекидными мостками и даже качелями.

На любительском уровне эндуро соревнования смотрятся значительно интереснее. То, как райдеры преодолевают полосу препятствий, периодически вязнут, опрокидываются, поднимаются и снова штурмуют «затычные места» можно смотреть и фотографировать до бесконечности. Мотокросс более эффектен в профессиональном исполнении, а вот наблюдать за любителями зрителям быстро надоедает – до награждения остаются только группы поддержки и настоящие фанаты.

Что творится на трассе, когда кроссмены против эндуристов расскажем отдельно.

На Мотобаза.ру есть кроссовые и эндуро мотоциклы. Наши гости могут тренироваться в обеих дисциплинах, постепенно расстанавливая приоритеты. Нам кажется, что для любителя эндуро – более выигрышный вариант. А что предпочтете вы?

#мотокросс #эндуро #сравнение #прокат мотоциклов #школа эндуро #обучение с нуля