Найти в Дзене
Капсула времени

Западный Берлин. Факты о разрушенном и обанкротившемся "анклаве свободы"

Оглавление

Для жителей ГДР, а также всего коммунистического блока Западный Берлин был синонимом свободы, современности и роскоши. Не было недостатка в людях, готовых рискнуть своей жизнью, чтобы добраться туда. Попав туда, их ждало огромное разочарование.

Западный Берлин, который был отделен от Восточного Берлина сторожевыми башнями, а затем бетонной стеной, казался городом из сна. Ситуация в контролируемой союзниками части метрополии выглядела особенно мрачной — тем более что знаменитая блокада Берлина подошла к концу.

Пока будущее города было ключевой нитью в споре между сверхдержавами, все концентрировали свое внимание на том, что происходило на Шпрее. Но когда Советы окончательно сдались, стало ясно, что Западный Берлин был не более чем никчемным и бесполезным островом посреди коммунистического океана.

Чтобы попасть туда, нужно было преодолеть 140 километров враждебной территории и пройти через два пограничных контроля, что неизбежно сопровождалось преследованиями и опасностями.

Море обломков

Бывшая столица страны вышла из войны в виде разрушенных руин, искалеченных ковровыми бомбардировками союзников. Победители еще больше опустошили Западный Берлин, демонтируя и увозя все, что могли (мстительные французы были в первых рядах).

Никто и не пытался отстроить все заново. Даже спустя несколько лет на улицах по-прежнему лежали 75 миллионов кубометров обломков, а новообразованная Федеративная Республика Германия не хотела иметь ничего общего с Западным Берлином. Вопреки распространенному мнению, половина города вовсе не была включена в состав Западной Германии — она по-прежнему оставалась странным, оккупированным анклавом.

Руины Берлина
Руины Берлина

Экономическое разорение

Крупный бизнес первым понял серьезность ситуации. Все крупные корпорации взяли ноги в руки, чувствуя, что в сложившихся обстоятельствах они не смогут вести бизнес.

Вскоре после войны из Западного Берлина были эвакуированы 150 ключевых промышленных предприятий, принадлежавших таким компаниям, как Salzdetfurth AG, Graetz AG, Deutsche Kabelwerke, Siemens, Wintershall AG, Knorr-Bremse и Siemens Wintershall AG.

В 1949 году масштабы производства в Западном Берлине были в пять раз меньше, чем до войны. Некоторые отрасли экономики находились в еще большем упадке: например, машиностроение сократилось в десять раз. Все больше и больше заводов разорялись, потому что западногерманские власти постоянно отказывались размещать заказы в бывшей столице.

Всегда находилось оправдание

Не помогли ни личные обращения мэра города, ни мольбы к гражданам Западной Германии. Даже художники, не говоря уже о политиках и бизнесменах, не хотели приезжать в Западный Берлин.

Летом 1949 года экономическая ситуация в Западном Берлине описывалась как кошмар, банкротство и катастрофа. Повсюду были видны признаки всепоглощающей бедности.

Численность людей оставшихся без работы возросло. С 50 000 в 1948 году до 150 000 в апреле 1949 года и, наконец, 287 000 в декабре. Каждый четвертый житель Западного Берлина был без работы.

В центры занятости выстраивались километровые очереди, в которых не предлагалось никакой работы. В то же время тысячи восточных немцев нелегально пробирались в Западный Берлин, надеясь найти здесь процветание и лучшую жизнь.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своими впечатлениями в комментариях.

#наука #берлин #германия #история #интересные факты