Грандиозный пир во дворце был в самом разгаре: вино текло рекой, лучшие поэты упражнялись в своем мастерстве, от изысканных кушаний ломились столы, а роскошные наряды радовали глаз. Джованна наслаждалась всеобщим обожанием, как вдруг какой-то шум привлек ее внимание. Озадаченная, она спросила у слуги, что происходит. Ответ ее не порадовал: народ снова пришел ко дворцу, требуя хлеба и желая ей, королеве, смерти. Джованна в раздражении поджала губы: как они смеют мешать ее празднику! Дав распоряжение охране, она повелела музыкантам играть громче: ее веселью сегодня ничто не помешает.
Девочка по имени Джованна, которой было суждено стать одной из самых печально известных итальянских королев, появилась на свет примерно в 1325 году. Когда ей было всего три года ее отец, Карл Калабрийский, скончался, оставив дочь единственной наследницей ее деда - неаполитанского короля Роберта Мудрого.
К тому времени монарх, прославившийся своим вкладом в развитие итальянского Возрождения, уже почти выпустил бразды правления из своих рук. Он был слишком стар и слаб, чтобы достойно противостоять женам его братьев - Екатерине Куртенэ и Агнессе Перигор, которые умудрились оплести своими интригами весь королевский двор и растрачивали на свои постоянные увеселения огромные суммы.
Нравоучительные увещевания старого больного короля не имели никакого результата. В отчаянной надежде спасти свою страну от окончательного разорения, Роберт озаботился поисками для своей внучки достойного мужа. Выбор его пал на младшего сына венгерского короля Кароберта — Андрея. Торжественная помолвка семилетних принца и принцессы состоялась в 1333 году, а десять лет спустя, после смерти короля Роберта, они были обвенчаны.
По замыслу монарха молодых должны были совместно короновать на царство, чтобы Андрей, воспитанный не в такой развращающей обстановке как Джованна, мог благотворно влиять на свою юную супругу. Однако план его не сработал: наследнице неаполитанского престола муж совсем не понравился. По ее мнению, венгерский принц был слишком невежественен, невоспитан и груб, и делить с ним трон она категорически отказалась. Со специального разрешения папы Климента VI Джованна была коронована в одиночестве.
Обретя власть, юная королева быстро погрязла в отнюдь не невинных удовольствиях. Её современники приходили в ужас от творившихся при дворе порядках, больше подходящих публичному дому. Вскоре развлечения Джованны приняли и кровавый характер: вместе с одной своей тётушкой, Екатериной Куртенэ, 20-летняя правительница жестоко расправилась со второй близкой родственницей - Агнессой Перигор.
Андрей, разумно опасаясь,что станет следующим, намерился уже бежать из города, но его мать, вдовствующая королева Елизавета, не собиралась так просто сдаваться. Она незамедлительно приехала в Неаполь, где смогла найти своему сыну несколько сторонников и даже уговорила папу Клемента на коронацию своего отпрыска.
Успокоенная, Елизавета отправилась домой, оставив сыну кольцо-амулет, обладателя которого якобы нельзя было убить с помощью яда или ножа. Но Джованну и ее приспешников это не остановило: несчастного Андрея задушили шелковым шнурком и выбросили из окна.
Через несколько месяцев после бесславной гибели неудавшегося короля Джованна родила от него сына, которого без колебаний отправила на воспитание в Венгрию, где он быстро умер. В стране же начались волнения - поведение королевы выходило за всякие рамки, а в ее причастности к убийствам никто не сомневался. Ситуация опасно накалилась, когда Джованна, только подтверждая эти подозрения, вышла замуж за одного из соучастников преступления, Людовика Тарентского. Толпы неаполитанцев вышли на улицы, скандируя оскорбления в адрес королевы и ее сторонников.
Этот протест Джованне кое-как удалось побороть, но против армии венгерского короля Лайоша I, поклявшегося отомстить за смерть брата, шансов у нее не было, и ей с мужем пришлось бежать. Захвативший Неаполь Лайош казнил одного из соучастников Джованны, но из-за разразившейся эпидемии чумы был вынужден отступить.
Примирять монархов вызывался папа Климент. Он объявил, что Джованна действовала "по наущению дьявола", и Лайош, удовлетворившись таким объяснением, вернулся домой. Конечно, не все было так просто: чтобы уладить этот конфликт, королеве пришлось отдать бывшему деверю резиденцию в Авиньоне и столько золота, что, по легенде, ей пришлось заложить даже собственную корону.
Народ же в историю с дьяволом и "исцеление" королевы не поверил. Репутация ее была окончательно загублена, и в обедневшей разоренной стране одно за одним вспыхивали восстания. Джованну это не сильно заботило: в ее дворце, как и раньше, было шумно, весело и роскошно. Правительница охотно принимала при дворе людей искусства, например, Бокаччо, который развлекал ее своими стихами, пока ее народ погибал от голода.
После смерти своего второго мужа в 1362 году Джованна вышла замуж в третий раз - за Хайме IV, титулярного короля Майорки, который был ее на десять лет младше. Новый супруг безуспешно пытался вернуть себе утраченные земли, не обращая внимания на свою благоверную. Даже после того, как Джованна выкупила его из плена, куда он попал после очередного неудачного похода на Майорку, он предпочел снова от нее сбежать, а затем и умер.
Став вдовой уже в третий раз, королева рук не опустила, и сочеталась браком с немецким феодалом и авантюристом Отто Брауншвейгским. Так как Джованна не имела наследников, ей пришлось усыновить своего дальнего родственника Людовика Анжуйского, назначив его своим преемником. Но это не пришлось по вкусу другому кандидату на престол - Карлу Дураццо. Герцог взял Неаполь штурмом, провозгласил себя королем, а от Джованны через некоторое время предпочел избавиться. В 1382 году она была задушена, как и ее первый муж.
#королевы #возрождение #женские судьбы
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: