Для молодого советского флота одним из основных ориентиров для будущего строительства, безусловно, стал один из самых удачныъ эпизодов войны на Балтике в Первую мировую- знаменитый бой в Рижском заливе 17 августа 1915 года, где новейший русский эсминец «Новик» разобрался с двумя новейшими германскими эсминцами. Концепция индивидуального превосходства получила развитие после империалистической войны и в мировом масштабе, где особенно отличились Италия и Франция, устроившие гонку вооружений в окончательно сформировавшемся промежуточном классе лидеров эскадренных миноносцев.
Не имея возможность строить серии в сотни обычных эсминцев, СССР внимательно следил за развитием западных концепций "суперэсминца". Значительное впечатление на советских специалистов произвела серия французских лидеров типа «Воклен» в начале 30-х.
Как только восстановление экономики и бурный промышленный рост первых пятилеток позволил вернуться к строительству новых кораблей, советские инженеры приступили к проектированию отечественного аналога .
В 30-х годах для советского флота было построено 6 лидеров типа «Ленинград ». Это были первые крупные корабли, построенные после Октябрьской революции. Они были построены по проекту 1 (три корабля) и проекту 38 (еще 3 лидера, головной «Минск»). Они были распределены по 2 штуки на каждый из флотов, исключая Северный.
Если с балтийскими и черноморскими лидерами в строительстве особых сложностей не было, оба флота опирались на развитое судостроение, то для тихоокеанских лидеров технология была сложнее.
Два лидера проекта 38 для ТОФ были заложены в Николаеве в 1935-1936 годах в Николаеве, а затем отправлены в Комсомольск-на-Амуре и Владивосток, где создавались новые судостроительные мощности.
Помимо переезда на другой конец страны корабли пережили еще многочисленные переименования, отражающие интенсивные тогда колебания курса партии и судостроительной программы.
Под номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе № 198 в Николаеве был заложен главный герой статьи. Затем основные детали были отправлены по железной дороге на станцию Покровка под Хабаровском и потом баржами по Амуру. 10 марта 1936 года (на стапеле в доке № 3 эллинга А) он был перезаложен на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Здесь он получил имя «Киев». Руководили достройкой опытный корабел Константин Терлецкий и главный инженер верфи Павел Гойнкис. Для ускорения его постройки была использована принципиально новая технология — сборка на горизонтальных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках за счет увеличения стапельного периода. 25 июля 1938 года лидер был спущен на воду и переименован в «Орджоникидзе».
Затем достройка была передана судостроительному заводу № 202 (Дальзавод) во Владивостоке. 27 сентября корабль был отбуксирован из Николаевска-на-Амуре в Советскую Гавань, а 25 октября прибыл во Владивосток. Испытания начались в мае 1939 года, а 27 декабря 1939 года лидер вошел в состав Тихоокеанского флота, правда уже под немного другим именем-«Серго Орджоникидзе». Строительство обошлось в 33,2 миллиона рублей .
С 6 мая 1940 года лидер причислен к 1-му дивизиону эсминцев, став самым большим и быстроходным кораблем Тихоокеанского флота. 25 сентября 1940 года он был переименован в «Баку», освободив название для планируемого крейсера.
Похожие приключения выпали и на долю второго тихоокеанского лидера этого проекта. Он также был заложен 15 января 1935 года на заводе №198 в Николаеве, а через полтора года, 10 августа 1936 года перезаложен на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре. Сошел на воду 24 июля 1939 года, первоначальное имя «Тифлис» было заменено на новое имя города-«Тбилиси». Весной 1940 года «Тбилиси» был отбуксирован во Владивосток, для ускорения процесса на нем параллельно шли швартовые испытания. Благодаря этому заводские ходовые испытания начались вскоре после прибытия во Владивосток. 11 декабря 1940 года лидер был зачислен в состав Тихоокеанского флота.
«Баку» (до 25 июля 1938 года - «Киев», до 27 декабря 1939 года - "Орджоникидзе", до 25 сентября 1940 года - "Серго Орджоникидзе", 25 сентября 1940 года переименован в «Баку», после 18 апреля 1958 года - судно цель "ЦЛ-31", после 31 мая 1958 года - несамоходная плавбаза "ПБ-32", после 2 июня 1959 года - плавказарма "ПКЗ-171"). ССЗ № 198, Николаев, номер 267. ССЗ № 199 ( стапель в доке № 3 эллинга А), Комсомольск-на-Амуре. Заложен 15 января 1935 года, перезаложен 10 марта 1936 года, спущен на воду 25 июля 1938 года, вступил в строй 27 декабря 1939 года. С 15 июля по 14 октября 1942 года совершил переход на Северный флот Северным морским путем. 6 марта 1945 года награжден орденом Красного Знамени. Переклассифицирован в эсминец 12 января 1949 года. В ремонте с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года. С 17 февраля 1956 года опытовое судно. Разоружен и переоборудован в судно-цель 18 апреля 1958 года. С 31 мая 1958 года несамоходная плавбаза. С 2 июня 1959 года - плавказарма. 30 июля 1963 исключен из списков флота. Списан в 1964 и затем разобран на металл (в 1992 году).
«Тбилиси»(ранее «Тифлис»). ССЗ № 198, Николаев, ССЗ № 199 , Комсомольск-на-Амуре. Заложен 15 января 1935 года, перезаложен 10 августа 1936 года, спущен на воду 24 июля 1939 года, вступил в строй 11 декабря 1940 года. 3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке. 18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50». Выведен из состава флота 31 января 1964 года. Разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке.
«Баку» как построен.
Водоизмещение 2350 длинных тонн (2390, 2237 т) ( стандарт ), 2680 длинных тонн (2720, 2597 т) ( полная загрузка). Длина127,5 м . Ширина 11,7 м. Осадка 4,06 -4,14м
Двигатели- 3 вала; 3 редукторные паровые турбины, 3 котла трехбарабанные, 66000 л.с. Скорость 40 узлов . Дальность 2100 миль при 20 узлах. Экипаж 250 (311 военного времени) человек
Оборудование- гидрофоны Арктур
Вооружение-5 одиночных 130-мм/50 орудий Б-13, 2-3 одиночных 76,2-мм/55 34К зенитных орудия, 2 одиночных 45-мм зенитных орудия 21К, 2 *4 533-мм торпедных аппарата, 68–115 мин, 52 глубинные бомбы
«Баку» в военное время.
Водоизмещение (стандартное/полное)1 952 / 2 708 т. Размерения (длина/ширина/осадка)127,5 / 11,7 / 4,18 м. Экипаж 311 чел.
Вооружение 5х1 130-мм АУ Б-13-2с. Зенитная артиллерия 2х1 76-мм/55 ЗАУ 34-К; 6х1 37-мм ЗАУ 70-К; 6х12,7 мм пулемёта ДК, впоследствии 8-10х37-мм ЗАУ и 4х12,7 пулемета. Минно-торпедное вооружение 2х4 533-мм ТА (16 торпед 53-Ф или 53-36 или 53-38); до 68 мин КБ; до 76-84 мин заграждения обр. 1926 года; до 124 мин образца 1908—1939 г.; до 36 глубинных бомб М-1.
«Тбилиси»
Водоизмещение 2265 тонн. Длина 127,5 м. Ширина 11,7 м. Осадка 4,14 м.
Двигатели -3 паровых турбины, 66 000 л. с. Движитель 3. Скорость хода43 узла. Дальность плавания 2100 морских миль. Экипаж 250 человек.
Вооружение-5×1 130-мм Б-13. Зенитная артиллерия 2×1 45-мм 21-К
2×1 76-мм 34-К. Минно-торпедное вооружение 2×4 533-мм торпедных аппаратов
В октябре 1941 года «Баку», а к концу года и «Тбилиси» получили систему размагничивания ЛФТИ.
Перед переходом на СФ на «Баку» усилили ПВО-вместо двух 45 мм 21-К поставили десять 37-миллиметровых зенитных автоматов 70-К. Фактически к 1.07.1942 года на «Баку» было установлено 6 – 37-мм 70К, а к маю 1944 г. число автоматов 70К было доведено до 11. В 1944 году на корабль поставили четыре пусковых установки глубинных бомб. В СФ лидер оснастили противолодочной системой Асдик Тип 128, радаром надводного поиска Тип 286М( к 1945 заменен на артиллерийский радар Тип 284 и американский радар SF-1).
После войны все 76- и 37-мм орудия были заменены на 12 установок с водоохлаждением В-11М ( пушки 70-К в спарках). В 1950-х годах радары были заменены на радары Top Bow, EWS Top, Plum Jar и Ball End, а фок-мачта была заменена мачтой-треногой для их установки.
На «Тбилиси» к 1943 году было 4 – 37-мм 70К и 6 – 12,7-мм ДШК.
Облегченный корпус лидера из марганцовистой стали был полностью клепанным и в подводной части был оцинкован. Корпус делился поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Корабль сохранял плавучесть при затоплении двух любых отсеков. Спасательные средства состояли из одного моторного катера, одного моторного бота, трех шестивёсельных ялов и спасательных кругов. Экипаж лидера состоял из 311 человек.
Силовая установка состояла из трех турбозубчатых турбин Харьковского турбинного завода, мощностью по 22 000 л. с., трех гребных винтов и трех водотрубных котлов треугольного типа с нефтяным отоплением. Две турбины размещались побортно в носовом машинном отделении, а одна -в кормовом. ГТЗА включала две активно-реактивные турбины (высокого и низкого давления) и одноступенчатую трехопорную зубчатую передачу. Запас мазута нормальный 210 тонн, а полный запас — 600 тонн. Полная скорость лидера достигала 40 узлов. Дальность плавания при экономической скорости в 26 узлов составила 2900 миль.
Вооружение лидера состояло из пяти одноорудийных установок 130 мм/50 Б-13. Две установки стояли на баке, две на корме и одна за носовой надстройкой. Боекомплект, 150 выстрелов на ствол (200 при перегрузе), хранился в пяти артпогребах. Подача производилась двумя элеваторами ( для зарядов и для снарядов), в случае необходимости подача шла вручную по трубам, заряжание также можно было производить вручную.
Палубные артустановки защищались от осколков 13 мм бронещитами. Одну установку обслуживало 11 человек, скорострельность установки 6- -10 выстрелов/минуту. Угол вертикального наведения составлял от −5° до +45°. Начальная скорость снаряда 870 м/с, дальность стрельбы до 27,5 км. Масса орудия со станком и щитом составляла 12 800 кг.
Система управления огнем включала два 4-метровых дальномера в носовом и кормовом КДП (КДП-4) и ПУАО «Мина».
Зенитное вооружение лидера состояло из двух 76-мм/55 орудий 34-К, размещенных на крыше кормовой надстройки в установках с орудийными щитами из 13 мм брони, а также двух 45 мм/46 универсальных полуавтоматов на носовой надстройке нижнего яруса.
76 мм пушки имели скорострельность 15 выстрелов/минуту, угол вертикального наведения от −5° до +85°, а углы горизонтального обстрела от 20° до 180°, начальная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 14,6 км, а досягаемость по высоте — 9 км. Стандартный боекомплект 350 выстрелов на орудие, в перегруз- максимум 846 выстрелов. Масса орудия составляла 4 872 кг.
45 мм полуавтоматы имели расчет 3 человека на орудие, скорострельность составляла 25 выстрелов/минуту, угол вертикального наведения от −10° до +85°, начальная скорость снаряда 740 м/с, дальность стрельбы до 9,2 км, а досягаемость по высоте — 6 км. Масса орудия доходила до 507 кг.
Кроме того корабль нес четыре 12,7-мм пулемёта ДК-32, они стояли по две штуки на мостике и на вторых (шлюпочных) рострах. Пулемет имел плечевой упор, оптический прицел и ручное управление. Скорострельность 125 выстрелов/минуту с перерывами для охлаждения ствола. Прицельная дальность стрельбы до 3 км, а досягаемость по высоте до 2 км. Пулеметы использовали ленты из 50 патронов. Расчет пулемета-2 человека.
Торпедное вооружение- два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата Н-7, в диаметральной плоскости. ПУТС (прибор управления торпедной стрельбой) «Мина» предоставляла возможность залповой стрельбы. Поворотные торпедные аппараты имели сектор обстрела от 30° до 90° в оба борта. Электрический привод для наведения дублировался ручным. В боекомплект входили парогазовые двухрежимные торпеды 53-38 весом 1615 кг при боевой части в 300 кг. Скорость торпеды достигала 44,5 узлов (на 4 км), 34,5 узла (на 8 км) и 30,5 узла (на 10 км). Боезапас состоял из 16 торпед, из них 8 в погребе, а остальные в аппаратах.
Кроме того лидер мог нести 84 якорные мины образца 1926 года ( с б.ч. 254 кг ВВ, переход в боевое положение с установкой на заданную глубину-15-25 минут). Мины ставили с минных рельсов на ходу. Возможная глубина для постановки от 18 до 130 метров.
Корабль нес 20 глубинных бомб ББ-1 для двух бомбосбрасывателей, расположенных у кормового среза вехней палубы. Вес бомбы 165 кг. в том числе 135 кг тротила, взрыв можно было установить на глубину 10-210 метров. Радиус поражения 8-20 метров.
Для защиты от мин использовались два параван-охранителя типа К-1, установленных в носовой части. Применялись на скорости 14-22 узла и обеспечивали подсечение якорных мин в полосе 70 метров.
Из дополнительного оборудования устанавливались гирокомпас «Курс»(создан на основе немецкого «Новый Аншютц» 1926 года), шумопеленгатор «Посейдон» (дальность 740-2500 метров, точность 5-10°, расстояние до объекта не определялось)для пассивного обнаружения целей, 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1(высота завесы 40-60 метров), кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ(время действия 8 минут, размеры завесы 350 метров в длину и 17 метров в высоту).
После начала операции «Барбаросса» в июне 1941 года «Баку» ( капитан 3 ранга ( капитан 3-го ранга Борис Беляев) использовался для установки минных полей и сопровождения транспортов. «Тбилиси» использовался в основном для обучения личного состава.
Развитие боевых действий на советско-германском фронте заставило командование искать возможности усиления Северного флота, на который, с началом союзных конвоев, легла ответственность, несопоставимая с его скудными ресурсами. Поэтому Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение в мае 1942 года о переводе на Северный флот по Северному морскому пути нескольких современных кораблей ТОФ.
18 июня 1942 года нарком Кузнецов сформировал группу кораблей для передачи в состав СФ: лидер «Баку» и три эскадренных миноносца проекта 7: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». В составе Экспедиции особого назначения ЭОН-18 под руководством командира бригады эсминцев капитана 1 ранга В. Н. Обухова они должны были впервые для боевых кораблей пройти по маршруту с востока на запад (обратным путем Обухов еще в июле—октябре 1 936 года провел из Кронштадта во Владивосток эсминцы «Сталин» и «Войков», балтийские "новики").
Выход был запланирован на 15 июля 1942 года, для обеспечения перехода привлекались три линейных ледокола, три танкера и два транспорта. Операция была совершенно секретной, официальной легендой был перевод дивизиона эсминцев на Камчатку.
Подготовка шла полтора месяца, корабли с их хрупкими корпусами, получили специальные ледовые пояса вдоль ватерлинии. «Баку» в сухом доке на Дальзаводе получил по бортам "шубу" из двух рядов деревянных брусков и досок толщиной 100 миллиметров, облицованных листовым железом толщиной 3–5 миллиметров, более толстые листы 14-15 мм закрывали вертикальные балки, а на корме использовались и более толстые листы. Катушки системы размагничивания перенесли внутрь корпуса, один из бронзовых гребных винтов заменили ледовым (стальным), на другом,штатном (предназначенном для плавания по чистой воде), сделали специальную стальную оковку, снятый штатный бронзовый винт с такой же оковкой закрепили на юте, котельные получили дополнительные огнетушители для котельных. Одновременно было усилено ПВО.
Переоборудование привело к потере скоростных и мореходных качеств.
Корабли покинули Владивосток по плану, 15 июля, 17 июля в Де-Кастри эскадра пополнила запасы и направилась в Охотское море. 18 июля «Ревностный» в Сахалинском проливе столкнулся с транспортом. Полученные повреждения заставили наркома Кузнецова 19 июля исключить эсминец из состава экспедиции.
В Курильском проливе отряд был замечен японскими военными кораблями, которые сопровождали его до Авачинского залива. О движении советских кораблей на запад японцы сообщили своим германским коллегам.
Пополнив запасы в Петропавловске-Камчатском, 30 июля экспедиция вошла в бухту Провидения, где две недели отдыхала и исправляла неисправности. Из судов обеспечения новыми кораблями были заменены ледокол, танкер и транспорт.
В зоне полярных льдов скорость движения отряда резко уменьшилась. В начале сентября пришлось остановиться в Певеке, «Разумному» пришлось ремонтироваться. «Баку» с «Разъяренным» ушли вперед, но со скоростью около 3 узлов.
17 сентября отряд пришел в Тикси, где пополнил запасы. Из-за поврежденного винта «Баку» пришлось «Разъяренный» вести на буксире. После « Страны чудес » через пролив Вилькицкого корабли шли в состояниии полной боевой готовности.
24 сентября корабли добрались до Диксона, где провели мелкий ремонт. При этом выяснилось, что винт «Разъяренного» ремонту не подлежит. 9 октября экспедиция возобновила поход, но в Карском море встретила сильный шторм. 10 октября в проливе Югорский Шар корабли были встречены кораблями Северного флота. Затем к экспедиции присоединился отставший эсминец « Разумный », с четырьмя ледоколами и 22 транспортами. 14 октября тихоокеанцы вошли в Кольский залив у Ваенги.
Три месяца понадобилось на этот опасный переход. «Баку» прошел 7360 миль за 762 ходовых часа. За успешную операцию Беляев был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В Ваенге «Баку» провел две недели, здесь с него сняли ледовую обшивку, укрепили винты, восстановили систему размагничивания, поставили новое зенитное и противолодочное вооружение, нанесли новый камуфляж.
После прихода кораблей ЭОН-18, 24 октября 1942 года в составе Северного флота была создана бригада эсминцев из трёх дивизионов. Лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион. В составе Северного флота лидер включился в активную боевую работу- артиллерийская поддержка сухопутных войск, сопровождение конвоев по «арктическому океанскому коридору» и Баренцеву морю, обстрелы вражеских позиций, поиск подводных лодок, отражение воздушных атак.
Уже 20 октября лидер сопровождал транспорт из Кольского залива в Белое море, а 29 октября «Баку» и «Разумный» обстреляли занятое немцами побережье, подавив две батареи и несколько дотов.
В начале ноября «Баку» и эсминец «Сокрушительный» использовались для сопровождения союзного конвоя QP-15. Корабли попали в сильнейший шторм, 20 ноября ураган при 11-балльном ветре и снежных зарядах видимость снизилась до нуля, конвой рассеялся.
«Баку» с его облегченным корпусом в шторм оказался не в лучшем положении- удары волн в 9 баллов прогнули настил палубы, деформировали крышки люков и кожухи вентиляционных шахт котельных отделений, корпус потерял герметичность-вода затопила все поменщения на верхней палубе в носовой части, 2 и 3 котельные отделения залило водой через вентиляцию, всего корабль принял более 100 тонн воды, крен достигал 40° и лидер сильно зарылся носом. Работал только котел №1.
Командир конвоя отпустил «Баку» и «Сокрушительный», который также очень тяжело переносил шторм, с полпути обратно на базу. На «Сокрушительном» штормом оторвало корму, которая вскоре затонула. «Баку» был ближе всего к терпящему бедствие эсминцу и он получил приказ прийти на помощь, но при плохой видимости обнаружить его не удалось. Кроме того сам лидер тоже "рассыпался на ходу", а топливо в борьбе со стихией заканчивалось.
В итоге командование разрешило лидеру уходить на базу, после нескольких суток борьбы за живучесть, 22 ноября «Баку» дошел до порта. На помощь «Сокрушительному» были отправлены другие эсминцы, которые сняли 190 человек. Отправленные потом корабли эсминца уже не нашли. Погибли моряки, находившиеся на затонувшей корме, 15 человек, оставшихся на эсминце, который затонул, не дождавшись второй бригады спасателей, и те, кто погиб при спасении во время шторма.
«Баку» после урагана потребовался восстановительный ремонт.
В январе 1943 года разведка Северного флота обнаружила конвой противника (два транспорта, эсминец, сторожевик и тральщик), направлявшийся из Тромсё на восток. Так как авиация в полярную ночь была малоэффективна, а подводными лодками в этом районе советское командование не располагало, на перехват конвоя был направлен отряд надводных кораблей, в том числе лидер «Баку» и эсминец «Разумный». Отрядом командовал капитан 1 ранга П. В. Колчин. 20 января в 13 ч. 36 мин. корабли вышли в море.
Около полуночи возле норвежского города Вардё на дистанции 70 кбт конвой был обнаруженв составе-минный заградитель «Skagerrak», тральщики МЗОЗ и М322, противолодочные корабли Ujl 104 и Ujl 105. «Баку» и «Разумный» на 28 узлах вышли в торпедную атаку.
Немцы, обнаружив неизвестные корабли, дали световой опознавательный сигнал, на который с «Баку» ответили повторением этого сигнала, что ввело немцев в заблуждение. Выйдя на дистанцию 26 кбт, лидер атаковал самое крупное судно конвоя четырьмя торпедами и открыл огонь главным калибром. «Разумный» занялся головным транспортом.
Результаты боя отличаются по версиям сторон.
По советской версии одной из торпед лидера потоплен транспорт, второй под артиллерийским огнем выбросился на берег.
Германская версия говорит об отсутствии потерь у конвоя.
После начала атаки советские корабли были обстреляны с кораблей охранения и с береговых батарей, но попаданий не зафиксировано. Ухудшение видимости заставило береговые батареи прекратить огонь, а советские корабли под прикрытием дымовой завесы с эсминца вышли из боя и ушли в Новую Ваенгу, на базу. Бой, известный как бой у мыса Маккаур длился всего 7 минут.
При разборе полетов вице-адмирал Головко пришел к выводу, что «эсминцы должны были быть более агрессивными».
1943 год лидер провел в напряженной боевой работе. Еще пару раз он выходил на перехват вражеских конвоев, но безуспешно. Зато удачно провел десятки союзных и внутренних конвоев.
24 июля при проводке конвоя БК-13 из Архангельска в Полярное в составе трех союзных транспортов с грузом лесоматериалов для Главной базы Северного флота и охранения из лидера «Баку», эсминцев «Грозный», «Разумный» и двух английских тральщиков, не удалось уберечь английский транспорт «Landaf» от атаки немецкой авиации. Две авиабомбы попали ему в трюм, что вызвало сильный пожар. Тем не менее поврежденное судно удалось довести в бухту Могильная.
После завершения компании 1943 года лидер встал на капитальный ремонт. По проекту, утвержденному еще в июле 1943 года, предстояло подкрепить корпус. Только в кормовой части работы провели по упрощенному варианту, ограничившись утолщением накладных листов по ширстреку. Экипаж получил заслуженный отдых.
Летом 1944 года корабль вернулся к боевой работе. Уже 4 июня флагманский крейсер «Мурманск» (с адмиралом Головко на борту) в сопровождении лидера «Баку» и эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» перешел из Кольского залива в Молотовск.
После выхода Финляндии из войны у советского командования появилось больше возможностей для наступления против северной группировки немецких войск. 7 октября Карельский фронт начал уничтожение 19-го горнострелкового корпуса немцев в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Северный флот в меру своих возможностей поддерживал наступление. В ночь на 26 октября лидер «Баку» и три эсминца под флагом командующего эскадрой Северного флота контр-адмирала В. А. Фокина вышли в район Вардё (Тана-фьорд). Кораблей противника обнаружить не удалось, поэтому в качестве запасного варианта на обратном пути корабли обстреляли порт Вардё. Стрельба корректировалась по данным радиолокации, в порту зафиксированы пожары и сильные взрывы.
Кроме того на счету лидера в 1944 году участие в успешной проводке десятков союзных и внутренних конвоев. После краткого отдыха в декабре, лидер в январе 1945 года вновь водил конвои в Иоканьгу, Молотовск и т.д.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое Выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и геройство экипажа лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.
К концу войны необходимость сопровождения конвоев стала менее актуальной и 29 апреля 1945 года лидер перевели в Росту для ремонта. После завершения переоборудования « Баку» вновь вступил в строй 17 апреля 1946 года.
В послевоенные годы лидер служил по облегченному графику- в летние месяцы участвовал в боевой учебе флота, стрельбах и маневрах, а зимой уходил в резерв.
29 октября 1948 года на СРЗ № 402 в Молотовске лидер встал на капитальный ремонт(до 30 июля 1954 года), совмещенный с технической модернизацией. К сожалению, молодой завод на тот момент не обладал необходимыми компетенциями и корабль оказался "с проблемами".
«Баку» 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец и вошел в состав 178-й бригады эсминцев. После более чем пяти лет ремонта и мучительных испытаний «Баку» в июле 1954 года решили передать Балтийскому флоту , но вместо этого передали Беломорской флотилии для испытаний новых кораблей в Белом и Баренцевом морях. 17 февраля 1956 года он был реклассифицирован как экспериментальное судно, затем 18 апреля 1958 года был разоружен и преобразован в корабль-мишень ЦЛ-31 . Но ненадолго, уже 31 мая он снова был преобразован в несамоходную плавбазу ПБ -32. 2 июня 1959 года переоборудован в плавказарму ПКЗ -171. 30 июля 1963 года корабль был списан и в середине 1964 года сдан на слом.
Лидер «Баку» в 1947 году принял участие в съемках кинофильма «Повесть о „Неистовом“» в роли эсминца «Неистовый».
Тихоокеанский лидер «Тбилиси» с ноября 1942 года возглавил 2-й дивизион эскадренных миноносцев созданного Отряда легких сил Тихоокеанского флота. На корабле производились основные опыты по улучшению системы размагничивания. С 1944 по 1946 годы кораблём командовал капитан 3-го ранга А. И. Рассохо (впоследствии адмирал).
Во время войны с Японией лидер в составе 1-й дивизии эскадренных миноносцев под флагом командующего флотом И. С. Юмашева 12 августа доставил роту десанта (100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты) из бухты Золотой Рог в бухту Витязь (залив Посьета). Отсюда в тот же день на торпедных катерах десант высадился в корейском порту Расин.
3 сентября 1945 года лидер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. После ремонта 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец, а затем прошёл очередной ремонт во Владивостоке. 18 апреля 1958 корабль был выведен из боевого состава и превращен в судно-цель «ЦЛ-50», а через год переименован в «ТСП-50».
31 января 1964 исключен из списков флота и затем разобран на металл на базе Главвторчермета во Владивостоке.
Про головной лидер проекта 38, "Минск", будет отдельная статья.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам