При оценке экономического положения региона в первую очередь, необходимо оценить его географическое положение, рассмотреть в каких условиях и благодаря каким ресурсам развивалась его экономика. Итоги нескольких последних лет оказались для Сахалинской области благоприятными. Область – единственный регион – донор в Дальневосточном федеральном округе, занимает 4-ое место в Российской Федерации по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения (1млн. 620 тыс. руб по итогам 2014 г.). Уступает по ВРП только основным ресурсным кладовым – ХМАО и ЯНАО и крохотному Ненецкому автономному округу. Определим, что способствовало повышению роли Сахалинской области в экономике РФ.
САХАЛИН: НЕПРОСТАЯ ИСТОРИЯ
Кто знает, каким бы путём сложилось развитие Сахалина, если бы не наступление эпохи Токугава в Японии. В эту эпоху правящий в Японии клан изгнал из страны европейцев и запретил христианство. Эпоха сопровождалась «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Для внешней торговли был открыт единственный порт – Нагасаки. Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Разумеется, в таких условиях, у японцев не имелось никаких возможностей для освоения «северных территорий». Несомненно, отдельные смельчаки с севера Хоккайдо порой заплывали на Южные Курилы и Сахалин, немного приторговывали с коренными жителями – айнами и нивхами. Но не более. Русские землепроходцы, начиная с середины XVII века, появлялись в этих краях почаще. Но своих постоянных поселений не основывали и они. Результат: до середины XIX века ни одна из тихоокеанских держав большого интереса к Сахалину не проявляла. Разграничение владений России и Японии было сделано только в Симодском трактате 1855 года, когда Япония начала выходить из многолетней самоизоляции. Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, Япония получала острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, Сахалин продолжал оставаться совместным, нераздельным владением двух стран. Правительство России решило осваивать Сахалин, используя труд каторжан[1]. Возможно, поэтому большим интересом эта территория у россиян не пользовалась. В 1875 году в обмен на право владения Сахалином Россия передала Японии все Курильские острова. После поражения в русско-японской войне в 1905 г. Россия передала юг Сахалина Японии. Для Японии интерес на Южном Сахалине представляла разработка месторождений угля, заготовка леса и вылов рыбы. На Северном Сахалине ещё в 30-ые годы была налажена добыча нефти для переработки на Хабаровском и Комсомольском нефтеперерабатывающих заводах. В 1945 г. Южный Сахалин и Курилы были заняты Советской Армией.
Однако особенно интенсивного развития регион не получил. После Великой Отечественной войны в первоочередном восстановлении нуждались западные районы СССР. Была ещё одна существенная причина: отсутствие устойчивой транспортной связи с материком. Строительство туннеля в самом удобном месте – через Татарский пролив начиналось в 1950, и было прекращено летом 1953 г. Наиболее интенсивное освоение региона происходило в 1960 – 1978 гг., когда первым секретарём обкома работал Павел Леонов (1918 – 1992). Его заслугой является паромная переправа Ванино — Холмск, которая открылась 27 июня 1973 г. Впрочем, в штормовую погоду или в условиях сильного льда переправа функционировать не может.
КЛАДОВАЯ РЕСУРСОВ ИЛИ ЗАБЫТЫЕ ОСТРОВА?
С 30-х годов на севере Сахалина велась добыча нефти, в 1952 г. был открыт нефтепровод Оха – Комсомольский НПЗ. Добыча нефти в регионе обеспечивала потребности 2 дальневосточных НПЗ. Вопрос о возможном экспорте нефти в страны АТР в советский период не ставился. Но геологоразведка осуществлялась и продолжает осуществляться достаточно интенсивно. К настоящему времени, по данным Минприроды России, на Сахалине учтено 62 месторождения нефти и газа, 9 месторождений открыто на шельфе. Месторождения в основном расположены в северо-восточной части шельфа. Это стало ясно геологам ещё в 60–ые годы, но запасы не были точно определены. В 70-х годах определением объема залежей занялась компания «Сахалинморнефтегаз». Позже к разведочным работам подключился консорциум СОДЭКО из Японии, сегодня входящий в число участников проекта. Далеко не все месторождения перспективны, наиболее привлекательными для разработки являются 3. В 1977 году северо-восточнее Сахалина на шельфе Охотского моря было открыто газоносное месторождение «Одопту», спустя год – месторождение «Чайво», а через 10 лет – «Аркутун Даги». К середине 80-х годов стало очевидно: сахалинский шельф крайне привлекателен для добычи углеводородов.
На юге Сахалина ещё при японцах была налажена добыча угля. Сейчас самым перспективным считается Солнцевское месторождение (Углегорский район), запасы которого могут обеспечить работу разреза с добычей до 4 млн. т в год. Месторождение содержит 18 угольных пластов, из которых 8 являются рабочими. Запасы угля для открытой добычи оцениваются в 361 млн. т. Примечательно, угли верхних пластов являются бурыми, марки 3Б, угли нижних пластов относятся к каменным марки Д. Угли отличаются высокой теплотой сгорания (среднее 29,5 МДж/кг). Степень обогатимости углей легкая (80%) и средняя (20%). Разработкой месторождения занимается самое крупное предприятие отрасли - ООО "Сахалинуголь-2". В советский период почти весь добываемый уголь использовался для котельных Сахалинской области. Теперь выяснялось, у сахалинского угля есть экспортные перспективы. У островного топлива два преимущества — экологичность, которая особенно важна для Японии и Южной Кореи (у сахалинских углей низкая зольность) и короткое транспортное плечо (до потребителя груз идет максимум неделю). Горняки имеют возможность направлять на экспорт до 1,5 млн. тонн угля.
Помимо энергоресурсов есть перспективные запасы руд цветных и редких металлов. На Сахалине есть: проявления рудного золота, марганца, вольфрама, серебра, меди, цинка, никеля, кобальта, титана, стронция. Курилы являются островами вулканического происхождения. Наибольший интерес представляют залежи полиметаллических руд (с примесями кадмия, германия, индия, галлия, стронция, висмута), рудопроявления золота, серебра, молибдена и других металлов. Впрочем, это не самое уникальное богатство Курильских островов. Редкоземельный металл рений по физико-химическим свойствам близок к наиболее тугоплавкому металлу – вольфраму. Его применение перспективно в электронике. В мире известно лишь одно экономически выгодное месторождение рения. Оно открыто в 1992 году на Итурупе, вулкан Кудрявый. Запасы рения на Итурупе оцениваются в 10—15 тонн. Средняя цена 1 кг рения на мировом рынке составляет 7 тыс. $. Отдалённость островной области от ведущих металлургических центров привела к тому, что месторождения, открытые на Сахалине и Курилах не разрабатывались.
НИЗКИЙ СТАРТ 90 –х
К началу 90-х годов Сахалинская область имела весьма своеобразную структуру производства. Добыча нефти и угля обеспечивали около 1/3 доходов области. Однако не нефтегазовая отрасль составляла основу экономики Сахалина и Курил. Реально ведущими отраслями являлись рыболовство и производство рыбных консервов. Другие отрасли были развиты слабо, большинство товаров завозилось с материка. Даже цементного завода на Сахалине не было вплоть до 2011 г. Экономические реформы 90-х наиболее ощутимо ударили по отдалённым районам России, имеющим монокультурную структуру производства. В эпоху рыночных реформ потребность в рыбной продукции на материке существенно снизилась. Для улучшения ситуации в регионе, Валентин Фёдоров – первый глава региона в постсоветский период, предлагал создать на Курильских островах свободную экономическую зону. Предложение принято не было. Вероятно, в Москве опасались, создание СЭЗ – это первый шаг к «отплыву» Южных Курил в сторону Японии.
А рыбколхозы и связанные с ними предприятия продолжали разоряться. Тысячи людей покидали острова. В 90-ые годы регион пережил серьёзную депопуляцию. За 20 лет численность населения сократилось с 715 до 480 тысяч человек, т.е. более чем на 30%. (Умеренный прирост населения (за счёт миграции) наметился только в последние годы.) Ситуация требовала кардинальных перемен.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ
Ключ к экономическому возрождению региона был подобран. Предложенный вариант не всех устраивал. Но реальных альтернатив ему, на тот момент, не было. К середине 90-х стало понятно: перспективность разработки шельфовых месторождений возрастёт, если привлечь иностранный капитал. Комплекс «Сахалин-1, 2» строился, в первую очередь, с расчётом на экспорт ресурсов. Для Японии и Южной Кореи значительно выгоднее покупать нефть с месторождений сахалинского шельфа, чем в странах Ближнего Востока. В 1996 была одобрена возможность эксплуатации российских месторождений на условии соглашений о разделении продукции (СРП). В рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» происходит освоение и эксплуатация 3 уже названных месторождений. Потенциально извлекаемые запасы велики: свыше 330 млн. т нефти, 485 млрд. м3 газа. Если учитывать суммарные мощности перспективного проекта «Сахалин-3», запасы извлекаемого газа превышают 2,4 триллиона кубометров, нефти – свыше 500 млн. тонн. Важно учесть: добыча на этих месторождениях осложняется наличием пакового льда толщиной до полутора метров в течение шести-семи месяцев в году, а также сильным волнением и сейсмической активностью в течение всего года. Преодоление препятствий, связанных с суровыми погодными условиями, и создание нефтегазовой инфраструктуры в столь сложном районе требовали нестандартных решений. Они были найдены только к началу XXI века. Большую инвестиционную и технологическую помощь оказала корпорация «Эксон-Мобил» (ЭМ). Участие компании, обладающей большим опытом освоения нефтегазовых месторождений в арктическом климате, благодаря работе на Аляске, позволило решить многие проблемы.
На начальном этапе «Сахалин-1» происходило освоение месторождения Чайво при помощи морской платформы «Орлан» и буровой наземной установки «Ястреб». В начале октября 2005 года, спустя десятилетие после начала разработки, на месторождении Чайво была добыта первая нефть. В ходе реализации проекта на следующем месторождении Одопту был установлен мировой рекорд по бурению скважин с большим отходом забоя от вертикали (БОВ). Общая длина ствола скважины OP-11 составила 12,345 метров (7,67 миль). ОР-11 также заняла первое место в мире по расстоянию между забоем и точкой забуривания по горизонтали – 11,475 метров (7,13 миль). С 2014 г. добыча нефти и газового конденсата на месторождении Аркутун-Даги осуществляется с помощью платформы «Беркут», собранной на верфях Южной Кореи. Её характеристики более впечатляющие, чем у «Орлана». Во время транспортировки (это 2600 км) не было ни единого происшествия. Платформа способна противостоять двухметровым льдам и 18-метровым волнам при - 45 ˚C. Важно отметить, в ходе реализации проектов российская сторона стремится расширить круг зарубежных партнёров, задействованных в проекте. Новая (после «Беркута») платформа для добычи нефти и газового конденсата была заказана не в Южной Корее, а в КНР. 15 апреля с.г. она отправилась из порта Шэньчжэнь в сторону сахалинского шельфа. Стоит отметить, разработка трёх основных месторождений сахалинского шельфа позволит гарантированно добывать углеводороды до 2050 года. Соответственно обеспечены высокие доходы региона.
Но нефть и газовый конденсат мало добыть. Надо обеспечить условия для экспорта. Технология экспорта следующая: газ и нефть по скважинам поступают на завод Берегового комплекса подготовки продукции (БКП). При сооружении БКП был применен крупномодульный метод строительства. Завод собран из 45 разновысотных модулей. Строительство БКП было завершено в конце 2006 г., а зимой 2007 г. объем добычи достиг 34000 тонн нефти в сутки. Затем нефть транспортируется на терминал в поселок Де-Кастри (расположен на материке, в Хабаровском крае) для дальнейшей отгрузки на экспорт, а газ поступает с Сахалина на внутренний рынок. Газ большей частью уходит российским потребителям, а нефть накапливается в огромных резервуарах, откуда отгружается на танкер через выносной причал. Все объекты спроектированы специально для работы в специфических условиях дальневосточного климата. Благодаря терминалу население получило высокооплачиваемые рабочие места, появились заказы для районных транспортных и обслуживающих предприятий, улучшились социально-общественная, коммунальная инфраструктуры поселка. Для круглогодичной транспортировки потребовалась проектировка и постройка танкеров, способных работать в суровых ледовых условиях (класс «Афромакс»), и сопровождающих их ледоколов. За годы функционирования терминала не случилось ни единого происшествия[2]. Количество нефти, прошедшей через терминал приближается к 50 млн. тонн.
В результате реализации нефтегазовых проектов удалось снизить зависимость котельных региона от угля, решить проблему газификации региона. Вблизи города Корсаков был построен крупный завод по сжижению природного газа с причальным комплексом ( он - единственный в России; введён в эксплуатацию 18 февраля 2009 г. в рамках проекта «Сахалин-2»). Сжиженный газ экспортируется не только в Японию и Южную Корею, но и в другие страны АТР.
В результате реализации нефтегазовых проектов «фантастически поднялся Сахалин, чей бюджет в последние год – два распух от денег. Основные месторождения там разрабатываются в рамках соглашения о разделе продукции. И когда на острове стали много добывать, а рост инвестиций прекратился из-за падения цен на нефть, прибыль компаний оказалась гигантской. За два последних года поступления налога на прибыль в бюджет региона выросли в 1,9 – 2,3 раза, а доходы бюджета – в 1,4 – 1,6 раза. Центр, который собрал с других территорий большую часть нефтегазовой ренты в федеральный бюджет, с Сахалином этого сделать не может. Резко разбогатев, Сахалин в 2015 г. в 3,4 раза увеличил расходы на экономику, их доля выросла до 46% всех расходов. Там поддерживают всё подряд: рыболовство, транспорт, инфраструктуру, туризм, из бюджета Сахалина теперь финансируется и федеральная программа развития Курильских островов»[3]. Например, ряд предприятий Сахалина представляет врачам, приезжающим в область подъёмные в размере 2 млн. рублей.
Вместе с тем, необходимо осознавать, реализация «сахалинской модели» вряд ли возможна для какого-либо другого субъекта Российской Федерации.
НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Серьёзной проблемой области остаётся состояние ряда предприятий рыбной отрасли. За последние 2 десятилетия предприятия отрасли развивались неравномерно. Ряд компаний рыбной отрасли производит продукцию высокого качества, имеет заслуженный авторитет на российском рынке. Отдельные рыбные предприятия имеют совсем иную репутацию. Их хозяева набирают работников через кадровые агентства, а затем фактически понуждают работать «за койко-место и тарелку супа». Не случайно вопрос несвоевременной выплаты заработной платы на рыбоконсервном заводе «Островной» (о. Шикотан) был поднят в ходе прямой линии Президента 14 апреля с. г.
Ещё одна знаковая проблема: подготовка кадров для социальной сферы. В этом году в Сахалинском университете не будет набора на педагогические специальности. Опыт прошлых лет показал: «педагогические специальности не пользуются большим спросом у поступающих. Из-за того, что группа не комплектуется, вуз теряет федеральные деньги. Поэтому было решено «отдать» бюджетные места другим специальностям»[4]. Получается, с материка на острова приходится приглашать не только врачей, но и специалистов других социально значимых специальностей.
[1] Именно так Великобритания осваивала Австралию – Прим. автора.
[2] http://fb.ru/article/179132/sahalin--neftegazovyiy-proekt-na-ostrove-sahalin
[3] Андреев Е. «Страна возвращается к выживанию». – «Новая газета» № 40// 2016 г.
[4] Газета «Сахалинский нефтяник» от 12.04. 2016 г.
АВТОР: Социолог, обозреватель редакции "Время Инноваций" АНДРЕЙ ЛАРИН