Не просто правильно истолковать приведенный выше термин.
Само по себе слово (yi-dam, yid-dam-pa) переводится как «некто, обладающий непоколебимым или установившимся сознанием». Это божественное существо, проявляющее себя в созерцании (Yi-dam ni: yid-brtan-po dam-par byed-ciri lha sgom-pa'i phyir-ro). Класс божеств-хранителей представлен в нашей коллекции рядом хорошо выполненных танок, на которых мы видим Ваджракилу, Ямантаку, Самвару и др. У каждого ламы, а часто и у простых верующих, есть свое божество-хранитель (санскр. ишта-девата). Такого покровителя выбирают себе либо на всю жизнь, либо для достижения какой-нибудь особой цели. Тантрийская литература содержит много текстов, описывающих характер разнообразных идамов и предписывающих различные обряды для снискания их благоволения. Обычно божества-хранители проявляются в своей грозной форме (санскр. бхайрава; таб. drag-po).
Они изображаются с несколькими головами и с многочисленными руками, держащими атрибуты огня. Обычно божества-хранители изображаются со своими шакти. Последняя форма считается очень действенной для заклинаний. Божества-хранители предстают на фоне пламени. Идамы школы ньингмапа крылаты, идамы школы гелугпа не имеют крыльев. Их головы увенчаны коронами, составленными из человеческих черепов (тиб. thod-pan). Их тела часто украшены гирляндами из человеческих голов. Они попирают распростертые человеческие тела. На руках и ногах идамов — браслеты, на талии — пояс с лентами и драгоценными камнями. Божества часто имеют на груди род шнура с изображением Колеса Закона в середине. На некоторых тантрийских изображениях можно увидеть змея, изготовившегося укусить Колесо.
Культ подобных божеств-хранителей очень широко распространен в странах, где укрепился ламаизм. Каждая школа буддизма имеет свое собственное божество-покровителя. Так, Ямантака является идамом школы гелугпа, а Ваджракила пользуется особым почитанием среди лам школы ньингмапа.
Танка № 8 (ил. VI), (25 1/2 х 17"), представляет Ваджракилу с его шакти (тиб. rDo-rje phur-pa yab-yum). Эта танка исполнена особенно изящно. Фигуры многочисленны, выписаны искусно и с замечательной тщательностью. Иконографическая ценность танки велика, так как имя каждого представленного божества написано под его изображением. Ваджракила уявлен в центре композиции. Он трехголов и увенчан человеческими черепами. Его тело темно-зеленого цвета; тело его шакти зеленого цвета. Правая голова красного цвета, левая — белого. Идам шестирук; первая пара рук сжимает магический кинжал; вторая — ваджру и магический скипетр с трезубцем; третья пара — ваджру и аркан. Божество одето в тигровую и слоновью шкуры. Гирлянда из человеческих голов обвита вокруг тела. Шакти держит чашу, сделанную из человеческого черепа.
1. Тантрийская форма бодхисаттвы Самантабхадры (тиб. Chossku Kun-bzaii yab yum). Самантабхадра (тиб. Kun-tu bzan-po) это дхьяни-бодхисаттва дхьяни-будды Вайрочаны. Он почитается старыми школами как изначальный Будда.
2. Ваджрасаттва (тиб. rDo-rje sems-pa). Атрибуты плохо различимы.
3. Падмасамбхава (тиб. sLob-dpon Padma 'byuii-gnas). Учитель держит в руках ваджру, чашу и магический скипетр.
4. rje-btsiin Mar-pa. Марпа был учителем знаменитого тибетского поэта-мистика Миларепы (Mi-la ras-pa; 1038—1112). Указывается, что Марпа был учеником 'Бромтона и Атиши. Он основал школу каджудпа (bKa-brgyud-pa) около 1080 г., идеей которой было согласование представлений старых школ с упрочившимися взглядами новой школы кадампа, основателем которой был Атиша.
5. Фигура, вероятно, представляющая великого лоцзаву, или переводчика, Вайрочану, начавшего под руководством Падмасамбхавы перевод буддийских текстов на тибетский язык. По легенде, Вайрочана знал 300 языков. Он изображен в одеянии ламы секты ньингмапа, держащим четырехконечную ваджру и книгу.
6. Jo-mo bKris-tshe-riri-ma. Богиня, изображенная с зеркалом и чашей, сделанной из человеческого черепа, в руках.
7. Хумкара. Шестирукое божество со следующими атрибутами: магическим кинжалом, серпом, ножом, луком и стрелой. Цвет тела зеленый, цвет шакти светло-зеленый.
8. Хаягрива (тиб. rTa-mgrin, Лошадиная шея). Он почитается как покровитель лошадей. Его почитание было особо завещано Падмасамбхавой царю Тисронгдецану. Считается, что он изгоняет демонов своим ржанием. Хаягрива обычно держит в руках скипетр, аркан, колесо и меч. Цвет его тела красно-коричневый. Цвет шакти на нашей танке светло-красный, но, как правило, он светло-голубой. В данном случае идам шестирук и держит в руках магический кинжал, четырехконечную ваджру, скипетр, простую ваджру и чашу.
9. dbYug-snon sder-mo. Божество шестируко, держит магический кинжал, аркан, булаву, ваджру и чашу. Цвет идама темно-зеленый, цвет шакти светло-зеленый.
10. 'Dod-dral-mria. Идам имеет шесть рук, держит магический кинжал, серп, копье, ваджру и чашу. Цвет его тела светло-красный, цвет шакти белый.
11. rNam-rgyal snam-ma. Божество имеет шесть рук, держит магический кинжал, колесо, колокол, ваджру и чашу. Цвет идама и шакти белый.
12. mGon-po ma-liri. Божество шестируко, держит магический кинжал, меч, аркан, ваджру и чашу. Цвет идама зеленый, цвет шакти светло-зеленый.
13. gQn-rje-gced. Идам имеет шесть рук, держит магический кинжал, мангуста, скипетр, ваджру и чашу. Его цвет темно-зеленый, цвет шакти зеленый.
14. Khams-gsum-gsod-byed. Идам представлен с шестью руками, держащими магический кинжал, топор, аркан, ваджру и чашу. Цвет божества и шакти белый.
15. Mi-gyo gtun-khuri. Божество представлено с шестью руками, держащими магический кинжал, аркан, нож, ваджру и чашу. Цвет идама и шакти светло-зеленый.
16. sTobs-chen bskul-byed. Идам шестирук, держит магический кинжал, лук со стрелой, ваджру и чашу. Его цвет темно-зеленый, цвет шакти зеленый.
17. Ратнакила. Идам шестирук, держит магический кинжал, мангуста, аркан, зеркало и чашу. Цвет тела желтый. Нижняя часть тела имеет форму кинжала.
18. Падмакила. Идам шестирук, держит магический кинжал, цепь, меч, лотос и чашу. Его цвет красный.
19. Ваджракила. Данная форма идама имеет шесть рук, держащих магический кинжал, колесо, аркан, серп и ваджру. Его цвет зеленый.
20. Кармакила. Божество шестируко, держит магический кинжал, скипетр, колокол, четырехконечную ваджру и аркан.
21. sNags-kyi srun-ma. Этот идам считается покровителем учения тантры. Божество держит трезубец и чашу из человеческого черепа. Вокруг тела обвито ожерелье из человеческих голов.22. Ye-9es mgon-po, одна из форм Махакалы. Данное божество считается покровителем знания. Оно шестируко, держит магический кинжал, чашу, ваджру, булаву, жезл и четки. Цвет идама синий.
23. Раху (тиб. sGra-gcan). Демон представлен стреляющим из лука. Он четырехрук и имеет девять голов. Кроме лука, он держит аркан и ваджру (обычно он держит знамя). Демон обладает телом дракона. На картине имеется следующая надпись на тибетском языке: «Великий риши Раху воспринял слова Ваджрадхары: пить теплую кровь сердца врага и вырезать семью врага на его глазах» (Drari-srori chen-po Ra-hu-las rDo-rje 'chan-gi bka bsin-du yid la snan (gnag): Dgra-bo'i snin-khrag drom-mo sal-du gsol, dgra-bo'i mibrgyud rtsa-nas chod).
24. Phyag-bsi mgon-po. Идам изображен с четырьмя головами и четырьмя руками, держащими булаву, знамя, нож и аркан. Он восседает на фантастическом животном с бычьими рогами. Цвет божества синий.
25. Srid-pa'i rgyal-mo. Идам шестирук, держит ваджру, чашу, меч, мангуста, булаву и трезубец. Он едет верхом на муле.
26. Lha chen-po rdo-rje Ъаг-ba rtsal. Божество едет верхом на лошади и держит хлыст.
27. dPal-ldan lha-mo (санскр. Шридеви, Шримати Деви). Богиня держит меч и чашу. Она сидит верхом на муле.
28. bTsan rgyal. Он одет в доспехи и восседает на лошади. Правой рукой он пронзает копьем человеческое тело, распростертое на земле; левой рукой он цепляет то же самое тело веревкой. bTsan-rgyal — это царь демонов, покоренный Падмасамбхавой.
29. bDiil-rgyal, царь демонов. Он едет на лошади, держа знамя и веревку.
30. kLu-rgyal, Нагараджа. Он едет на лошади, держа сосуд и ожерелье.
На танке № 9 (ил. VII) (25 1/4 х 16 3/4") изображен идам Демчок (тиб. bDe-mchog, санскр. Самвара). Особая форма, представленная на нашей танке, называется на тибетском языке dPal 'khor-lo sdom-pa. Четырехголовый идам изображен вместе со своей шакти. Одна из центральных голов синяя, две головы слева — зеленая и красная, голова справа желтая. На голове божества корона из человеческих черепов, оно одето в тигровую шкуру и носит ожерелье из отрубленных человеческих голов. В своих двенадцати руках оно держит следующие атрибуты: (правая сторона) шкуру слона (тиб. Glaii-I pags), топор, нож (gri-gug), трезубец, барабан и ваджру; (левая сторона) шкуру слона, чашу, аркан, отрубленную четырехликую голову Брахмы (тиб. Tshan-pa'i sgo), магический скипетр и ваджру.
Его шакти держит нож (gri-gug). Тело идама синего цвета, тело его шакти — красного. Оба они попирают распростертые человеческие тела. Под левой ногой тело человека с ножом и чашей в руках; под правой — тело с барабаном в руках. Над божеством изображен Акшобхья со своей шакти (тиб. Mi-bskyod-pa yab-yum). Дхьяни-будда держит молнию.
2. Идам dPal-dus-kyi 'khor-lo. Это идам Шамбалы, таинственной страны на севере, где зародилась система Калачакры. Тело идама синее. Одна нога белая, другая красная. Божество имеет три головы, двадцать четыре руки с многочисленными атрибутами. Цвет тела шакти желтый.
3. Хеваджра (тиб. dPal-kyai rdo-rje). Цвет идама зеленый, цвет шакти синий. Божество изображено с восемью головами и четырьмя ногами. В углах танки изображены четыре дакини (тиб. mKa-'gro-ma), украшенные, как обычно, коронами и ожерельями из человеческих черепов. Они имеют по четыре руки, держа в них магический скипетр, чашу и барабан. Дакини стоят на распростертых человеческих телах. Цвет тел дакини ( № 4, 5, 6 и 7) соответственно желтый, красный, серый и светло-зеленый.
Идам Демчок воплощается в Великом Ламе Пекина lСаn-skya-Хутухту. Культ этого идама особенно популярен в провинции Цари (Тибет).
Танка № 10 (30 3/4 х 22 1/2") представляет идама Демчока. Она сильно повреждена.
На танке № 11 (24 1/4 х 16 1/4") изображен Ямантака (тиб. rDo-rje 'jigs-byed) в окружении божеств-хранителей. Ямантака является тантрийской формой бодхисаттвы Манджушри, который в этой ипостаси подчинил себе царя смерти Яму. Ямантака считается идамом школы гелугпа. У него бычья голова. Над ним видна красная голова грозного божества и гневный лик бодхисаттвы Манджушри. Тело идама синего цвета, тело шакти голубого. У Ямантаки шестнадцать ног и тридцать четыре руки. Он держит следующие атрибуты: в правых руках — нож (gri-gug), тигровую шкуру, серп, магический кинжал, булаву, ступу, магический скипетр, нож, раковину, копье, ваджру, топор, молот, дротик, меч, стрелу и барабан; в левых — чашу из человеческого черепа, шкуру тигра, отрубленную человеческую голову, щит, человеческое тело на копье, человеческую ногу, котел, аркан, череп, человеческую голову, кишки, колокол и копье. Идам попирает своими ногами тела людей и животных. Фигуры 1, 2 и 3 представляют Цзонкхапу и двух его учеников Чжалцаба, держащего цветок лотоса и колесо, и Хайдуба, держащего чашу. Цзонкхапа иногда изображается в сопровождении Атиши и Нагарджуны.
4. dPal-gsan ba 'dus-pa. Цвет тела божества синий, цвет шакти голубой.
5. dPal-'khor-lo sdom-pa.
6. Четырехрукий Авалокитешвара (тиб. Spyan-ras-gzigs phyag-bsi-pa).
7. Вайшравана (тиб. rNam-thos-sras), держащий знамя и мангуста.
8. Gur-gyi mgon-po, Хранитель Шатра, одна из форм Махакалы. Тело божества синее, оно держит нож (gri-gug) и чашу.
9. mGon-po bram-ze gzugs-can, или Хранитель тела Брахмана. Тело синее, волосы на голове белые. Он держит меч, чашу и знамя. В правой руке сжимает гирлянду из человеческих черепов. Он сидит на распростертом человеческом теле. Это божество-хранитель — также одна из форм Махакалы.
10. Chos-rgyal phyi-sgrub, одна из ипостасей бога смерти Ямы. Он стоит на быке, держа в руках булаву и аркан. Божество имеет голову быка; цвет его тела синий, цвет шакти, изображенной позади него, — голубой.
11. mGon-po phyag-drug-pa, или Хранитель с шестью руками. Данная форма Махакалы была заповедана монголам Далай-ламой третьим. Божество держит нож (gri-gug), чашу, барабан, аркан, трезубец и ожерелье из черепов. Цвет тела синий. Оно стоит на распростертом человеческом теле. Это одно из Восьми грозных существ (тиб. drag-gsed).
12. Шридеви (тиб. Lha-mo). Богиня изображена верхом на белом муле. Она держит трезубец и чашу. Ее тело синего цвета. Она считается покровительницей Лхасы и супругой Ямы. На нашей картине она изображена переправляющейся через пруд, наполненный кровью демона.
Танка № 12 (ил. VIII) (23 1/4 х 15 1/2").
Происхождение идама на этой танке не ясно. Ламы, с которыми мы имели возможность проконсультироваться, определили божество как mGon-po phyag-drug. Цвет идама синий, цвет шакти зеленый. Он имеет три головы и шесть рук. Левая голова красного цвета. Божество держит ваджру и чашу-капалу. Вокруг центральный фшуры изображены различные идамы, возможно разнообразные формы mGon-po phyag-drug. Над центральной фигурой расположены: бодхисаттва Самантабхадра, Ваджрадхара, Манджушри, Шакьямуни, Учитель Падмасамбхава и основатель школы кармапа (тиб. rGyal-ba Kar-ma-pa).
Танка происходит из монастыря школы кармапа. Она написана золотом на черном фоне. Фигуры многоцветны. Все детали орнамента отличаются особой тщательностью исполнения. Танка относится к периоду китайско-тибетского искусства XVII—XVIII вв.
Публикуется по: Ю. Н. Рерих. Тибетская живопись // Божества-хранители. – Самара: Агни, 2000. – 144 с.: ил. ISBN 5-89850-025-1. – С. 51-59.