Определение.
Древнерусское слово «упир» (нечистый) - вампир, неупокоенный мертвец (ходячий мертвец), восставший покойник.
Если расставание души с телом усопшего не было совершено мирно или не соблюдались
обряды захоронения, позволяющие ей перейти в иной мир, то в народном воображении это
могло привести к возвращению покойника, часто в виде демонической сущности.
Эстонско-американский финно-угрист и славист Феликс Ойнас придерживался мнения о том, что в богословской литературе Московского государства в XVI–XVII вв. термин упирь был заменен термином еретик, который семантически обозначал «людоед».
Концепция «вампира», перевод проповеди Григория Богослова о языческих идеях IV в. с объяснениями. Эти объяснения, известные как «Слово об идолах», сохранились в экземплярах XVI и XVII вв. Здесь используются термины упирь и берегина для описания дохристианского культа умерших. Наверное, упирь обозначает души погибших в раздоре, а берегина – души утонувших.
По утверждению Д. К. Зеленинa, в основу восточнославянского варианта
«посмертной магии» легли понятия «заложные» или «нечистые» покойники, т.е. преждевременно умершие (в том числе убитые и самоубийцы) или покойники, при жизни связанные с тёмными силами и поэтому не похороненные по христианским обычаям.
Тем не менее слово "упирь", как эквивалент современного представления o вампирe, появилось в древнерусском языке в контексте перевода ветхозаветных пророческих книг.
A «Magia posthuma» (посмертная магия) – это не что иное, как попытка предотвратить вредоносную мистическую деятельность упырей при помощи уничтожения их трупа в могиле.
Упоминания об упырях в истории.
1. князь Владимир.
Не все ученые знают, что первое упоминание об оживших покойниках в европейской истории можно найти в «Повести временных лет», составленной в Киево-Печерской лавре во
втором десятилетии XII в., a именно в записяx за 1015 и 1044 гг.
В записи сообщается о
смерти Владимира Святого (принявшего крещение в 988 г. и сделавшего христианство по византийскому обряду обязательным для Киевской Руси), но дружинники Владимира – очевидно, из страха перед возвращением его ожившего трупа – избегают выносить тело за порог. Вместо этого они пробивают потолок и с помощью лебедки вытаскивают тело, завернутое в ковер, наружу. (кстати, Пётр 1 был посмертно вынесен из покоев по похожему обряду).
2. князь Всеслав Полоцкий (Всеслав Чародей). Киевские летописцы описали его как чародея, окруженного всевозможными демоническими символами.
3. Согласно летописи в 1092 г. (возможно 1492 год или 7000г по строславянскому стилю, когда предрекали конец света)-Древняя Русь. В городе Полоцке творились загадочные вещи. Ночью невидимые демоны на улицах устроили бесчинства. Если бы у кого-то возник соблазн подсмотреть, что происходит на улице, то он был заражен загадочной и смертельной болезнью. В итоге люди забаррикадировались в своих домах. Позже демоны появля
лись и в течение дня, но они были обнаружены только по следам копыт своих лошадей.
Объяснение Несторовой летописи: «нави бьють полочаны» (Полное собрание…, 1926, c. 215).
Нави (ед. ч. навь) являются невидимыми душами мертвых.
4. Запрос польского священника от января 1693 г. к профессорам из Сорбонны, известной репутацией своего богословского факультета. Проблема заключалась в том, что oдна молодая женщина была измучена призраком своей умершей матери в неустановленном месте в Польше. В то время как тело дочери страдало от все большего истощения, тело матери после вскрытия могилы привлекло внимание удивительной свежестью. Оно казалось гибким, опухшим и красноватым. После прокола сердца умершей и отрезания головы трупа дочь начала выздоравливать.
5. Есть свидетельства, что при появлении эпидемии в селении, жители вскрывали могилу возможного упыря, и обнаруживали его тело так, как будто он в гробу ел свой саван.
Исследователь по фамилии Комье указал, что поляки обезглавливали своих умерших, когда те ели свой саван (будучи в могиле) или высасывали кровь из родственников с помощью телепатических сил (Comiers, 1693, р. 115–116).
Не смотря на это, есть вера в то, что смешение крови мертвеца с мукой и выпечка из нее хлеба, употребление которого дает защиту от зловещих болезней. (Calmet, 1749, T. 2, р. 227–234).
6. В мае 1693 г. последовал комментарий Де Нуайе. В радикальной форме он утверждает, что так называемые «striges» (муж. strzygoń; жен. strzyga), называемые
«upierz» (муж. upir; жен. upierzyca) на языке «простого» народа, покидают могилы с полудня до полуночи, чтобы высосать кровь из людей и скота. Истощение ведет постепенно и неизбежно к смерти.
Поскольку кровосос не останавливается ни перед чем, могилу вскрывают, обезглавливают труп и сливают кровь, вскрыв сердце. Затем кровь обычно смешивают с хлебом и отдают живым для дезинфекции (Mercure galant, 1693, р. 62–70).
7. Польские иезуиты Ежи Генгель и Габриэль Жончиньский исследовали это магическое явление. Генгель прокомментировал в своей публикации «Eversio Atheismi» (Опровержение атеизма) 1716 г. сообщения о подвижности трупов. Он ссылается на вызывающих доверие, по его мнению, очевидцев из Польши, России и Литвы, которые видели неповрежденные трупы, создававшие впечатление, что они пожирали саван и части тела.
Также он сообщает, что подозрительный труп иногда ходит и душит людей. Генгель использовал слово upier, предположительно происходящее от русинского, и женский эквивалент upierzyca для обозначения покойницы, причиняющей вред мужчине. Этот термин, по Генгелю, происходит от слова «пух» или «перья» и поэтому может быть связан с летающим ночным демоном.
Посмертная активность связана с тем, что тело не может распасться и душа не может отлететь. Для того, чтобы начался естественный процесс распада, используется обезглавливание.
8. Библиотекарь Британского музея и публицист Уильям Ралстон (Шедден-Ралстон) на основе собраний русских сказок и со ссылкой на истории о южнославянских вампирах уже в
1872 г. в публикации «The Songs of the Russian People» (Песни русского народа) рассмотрел более подробно проблему вампиров.
Oн подтвердил, что вампиризм в царское время существовал в первую очередь в культурах Украины и Беларуси. Например, русины – восточные славяне на территории бывшего Польско-Литовского союза – для борьбы с болезнями скота практиковали сожжение или утопление женщин, подозреваемых в колдовстве, а украинцы и белорусы в
Российской империи для предотвращения холеры сжигали первые жертвы болезни, которые
считались ее источником.
По словам Ралстона, «вампиров» вербовали из проклятых людей, из
колдунов и ведьм, а также из еретиков, самоубийц, проклятых детей и алкоголиков. [Ralston,
1872, c. 290–324, 309, 320–321].
9. Первый случай появления упыря на Украине, задокументированный в царской России, был описан в 1883 г. в журнале «Киевская старина».
Фольклорист и критик Петр Ефименко, ссылаясь на архивные источники, рассказал, что в 1727 г. ...
киевский полковник Антон Танский, как и подобает хорошему христианину, иногда жертвовал на религиозные цели. И путешествующие монахи решили какое-то время хранить пожертвования, предназначенных для их монастыря, в доме данного полковника.
Исполненный жадности Танский попытался убить монахов. Однако, одному из них удалось сбежать. В результате епископ отлучил преступника от Церкви. Неожидано Танский умер вскоре после отлучения, но, как говорили, снова и снова появлялся ночью в виде ожившего покойника и бродил с огненными глазами, огненным ртом и ножом в левой руке до крика петуха.
Когда сыновья покойного произвели эксгумацию в присутствии епископа,
то обнаружили свежий труп с длинными ногтями и длинной бородой. Поэтому проткнули грудь трупа осиновым колышком под пение молитв. Затем время от времени в полночь из могилы раздавались мучительные стоны [Ефименко, 1883, c. 375–376].
10. Журнал «Киевская старина» опубликовал в 1884 г. дело из суда уездного города Бердичева (укр. Бердичів). Оно свидетельствует о странной борьбе с вампирами, которая велась на фоне эпидемии холеры в украинском селе Подозы в 1831 г. Из дела можно реконструировать следующий ход событий:
озабоченные ростом числа смертей, который не смогли остановить ни благословление воды местных источников и колодцев, ни голые женщины, гуляющие по периметру села, жители Подозы обратились к целителю-крестьянину Максиму Мазуренко из соседнего села Степанок.
Мазуренко заявил, что причина несчастья кроется в могиле недавно скончавшегося священника и его жены. Оба якобы вышли из могилы ночью и заразили местных крестьян своим дыханием или выпив их кровь.
Мазуренко предложил отрубить голову трупу священника и предотвратить таким образом дальнейшую смерть в селе.
Выполняя это, он также утверждал, что кровь, брызгающая из трупа, на самом деле была той, которую священник высосал из своих жертв. В конце концов Мазуренко обезглавил тела осиновой палкой.
Он был награжден за этот классический вампирский бой серебряным рублем, телегой ржи и
предоставлением помощников для сбора урожая.
На суде он указал свои врожденные способности - как «живой упырь» он призван помогать людям. Охотник на вампиров Мазуренко был наказан несением церковного покаяния в течение полугода за свое нехристианское поведение
[Кошовик, 1884, c. 169–171].
11. В 1880 г. Андрей Подбереский представил материалы по демонологии украинского народа в краковском журнале «Zbiór Wadomości do Antropologii krajowéj» (Сборник новостей по сельской антропологии). Подбереский отметил, что в воображении народа покойник может оказаться «перелесником», если о нем будут слишком много скорбеть. Затем он покидает ночью могилу как «oбоясник» и сосет – невидимый для всех остальных – кровь из скорбящих.
12. Другой рассказ представляется странным:
повешенный, уже разложившийся до скелета, просит прохожего вынуть его из петли. Но вместо того, чтобы выразить свою благодарность, он преследует этого человека. У входной двери дома, однако, казненный неожиданно встречает yпыря. Нечисти вступают в поединок, который длится до пения петуха. Результат остается неясным, так как ни один из них не в состоянии переступить порог в доме, который считается заколдованным (Podbereski, 1880, c. 9–29).
13. В истории «Упырь», написанной в 1895 г., рассказывается о солдате, который возвращается в свою деревню после получения уведомления о смерти отца.
Прибыв в родное село, солдат сначала замечает огненные глаза в подлеске, а затем неожиданно встречает своего покойного отца в родительском доме. После описания трапезы, в которой отец не принимает участия, сообщается о поездке экипажа на свадьбу в соседнюю деревню. Никому не верится, что солдат пришел со своим отцом.
После того как все легли спать, отец высасывает кровь из гостей. Кроме того, под стеной дома он прячет по пучку волос невесты и жениха.
На вопрос сына о смысле его действий отец объясняет, что пара в отличие от гостей не проснется на следующее утро. Сын спрашивает, как спасти молодоженов. Отец отвечает, что надо убить черного теленка и вымазать кровью пару, а также приклеить оба пучка волоса обратно.
На вопрос сына о том, как можно управлять его действиями, отец признается, что днем он обычно спит в могиле, но при необходимости может найти место под печью. Его можно вытащить из этого укрытия только с помощью двенадцати огненных крючков и двенадцати пар быков и что он может быть похоронен только под дубами на открытом поле. Если это не свершится к закату солнца, то злость заставит его убить всех участников процесса вытаскивания его из укрытия.
Теперь сельчане понимают, что надо делать, и расправляются со злодеем так, как тот советовал. Затем в его могиле обнаруживают волосы людей и шерсть скота, что свидетельствует о пагубных последствиях его
действий (Гринченко, 1895, вып. 1, № 86, c. 52–56).
14. В фольклорной сказке, записанной Гринченко в 1900 г., главную роль в соответствии с названием играет «Пан-Упир» из Чернигова. Богач продолжает контролировать свое хозяйство и после смерти. Поскольку слуги жалуются, что тот избивает их, епископ поминает его в молитве. Сразу же покойный возвращается в землю. В ходе эксгумации обнаружевается, что богач покоится с открытыми глазами и сердце его проколото осиновой палкой. Это и остановило призрака (Гринченко, 1900, № 170, 133–134).
15. История из деревни в районе Бибрка (polsk. Bóbrka) о еврейском трактирщике, чья вампирская природа раскрывается, когда черному коту, в которого он превращается каждую ночь, отрезают ухо. На следующий день у еврея перевязано ухо. Он жалуется на то, что над ним смеются люди, а вампиры недооценивают его.
16. История из деревни Сколенского района об учащении несчастных случаев после смерти старика. Богатый крестьянин получает от католического священника разрешение на уничтожение предполагаемого людоеда. Вместе с вдовой крестьянин раскапывает могилу старика. Там они обнаруживают сидящего вампира с кроваво-красным лицом, опирающегося на руки. Очевидно, что он уже высосал много крови из людей.
Вдова проклинает его. Богатый крестьянин вытаскивает его из могилы и режет на кусочки. Затем его завертывают в ткань, бросают в кусты и сжигают. Сильный ветер сдувает все еще плачущих людей обратно к деревне.
17. В истории из деревни Сколе домовладелец возвращается на четвертую ночь после смерти и просит жену оставить детей и проследить за ним. На кладбище он приказывает могиле отрыться, а колеблющейся женщине спуститься внутрь. Она догадывается
уступить место мертвому супругу и бросает в могилу сверток одежды. Затем она бежит в дом, в котором лежит недавно умерший человек, подготовленный к похоронам. Супруг, настигает женщину и братается с мертвецом. Трижды женщине удается помешать последнему воскреснуть, связывая его кусочками одежды. Жуткая сцена заканчивается с первым криком петуха. Покойник отдает себя в объятия смерти, а муж падает в оцепенении (Яворский, 1897,
вып. 1, c. 107–108).
18. Рассказ «Упыри» из села Янов (ныне Ивано-Франкове) касался эпидемии холеры 1831 г. После заката солнца на кладбище собрались ожившие покойники, где они бродили до крика петухов.
(Gustawicz, 1902, c. 270–271).
19. Учитель Антоний Севиньский из городка Бучач (польск. Buczacz) в 1906 г. издал серию народных сказок. В рассказе «Об yпыре», отец-алкоголик продолжает избивать жену и дочь после смерти. Чтобы остановить бесчинства, могила вскрывается, сердце покойного протыкается осиновым суком, голову отрезают и помещают между ног (Siewinski, 1906, c. 252–253).
20. В Белоруссии в 1848 г. произошел следующий случай: священник сообщил ответственному судье, что крестьяне против его воли расправились с уже умершей и похороненной женщиной в целях борьбы с холерой. В ходе слушаний крестьяне заявили, что названное лицо стало первой жертвой холеры. Фельдшер Рубцов пытался убедить деревенскую общину, что женщина вела неправедный образ жизни и умерла беременной. Для того чтобы установить нерегулярности, Рубцов осмотрел могилу. И действительно, ребенок уже был не в утробе матери, а в гробу.
Поскольку рот умершей матери был также открыт, ее труп был проткнут осиновым колышком. [Левенстим, 1897, c. 73–74].
21. В 1896 г. с. Никольск под Минском сообщается о покойной женщине, которая ночью является из загробной жизни, чтобы покормить грудью своего ребенка, и возвращается туда с первым криком петуха. Хотя покойнaя жена продолжает заниматься домашним хозяйством, живой муж не в состоянии с ней общаться.
Старые женщины советуют ему сходить со священником на кладбище, открыть могилу и отрезать голову женщине, найденной в гробу с открытыми глазами. Когда ее муж верхом на лошади возвращается домой, у него складывается впечатление, что кто-то бросает в него глиняный горшок. При ближайшем рассмотрении он замечает, что его жена преследует его и бросает в него отрезанную голову. После этого происшествия могилу снова открывают, а тело пробивают осиновым колышком. На этом злоключения заканчиваются. Очевидно, что рассказ связан с проблемой оживших покойников. Сначала подразумевается, что мать забоиться о своем ребенке, а затем
создается впечатление, что женщина защищается от жестокого обращения со стороны мужа.
Мужчина ведет себя по отношению к призрачному явлению пренебрежительно (Демидович,
1896, кн. 2/3, c. 107–145, здесь 140–142).
Резюме
После выхода романа «Дракула» Брэма Стокера в 1897 г. вампиры изображались в Западной Европе как нежити и кровососы. Это был антиславянский стереотип, который в эпоху национализма применялся не только по отношению к Юго-Восточной, но и к Восточной Европе.
С этой точки зрения, история вампиризма предстает пред нами как история вбивания колов, обезглавливания и сжигания подозрительных трупов.
Антропологическое измерение универсального феномена воставших мертвецов – иная история. Уже в соответствии с дохристианской концепцией анимизма считалось, что если тело не разлагается, то душа не может освободиться. В ходе христианизации, беспокойство душ
умерших все чаще приписывалось демоническому контролю над мертвыми телами.
Пострадавшие должны были обеспечить переход души в рай, соблюдая погребальные обряды. Если этого сделать не удавалось, особенно при наличии дурных знамений или плохом образе жизни умершего, мертвого человека могли заподозрить в причинении вреда живым.
Источник:
Вестник Пермского университета 2020 История Выпуск 4 (51)
© Бон Т. М., 2020
ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СМЕРТИ
УДК 398.4:2-245(470)
doi 10.17072/2219-3111-2020-4-64-77
ХОДЯЧИЕ ПОКОЙНИКИ В ЖИЗНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:
«MAGIA POSTHUMA» В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ВАМПИРИЗМ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Т. М. Бон
P.S. Существует легенда, что Александр Невский выграл битву на Неве именно призвав в помощь Навь, то есть неживых (толи духов, толи как раз упырей-живых мертвецов). Считается, что отряд живых не имел никаких шансов победить, и битва была выиграна именно с помощью войска нежити.