Найти в Дзене
Святки в Сибири:  глубокие корни традиций ❄️  Святки - яркое  и  многогранное  празднование  зимнего  солнцестояния,  пережили  путь  от  древних  языческих  корней  до  современных  традиций.  В  Томском  крае  культура  сохранила  многие  элементы  святочной  обрядности,  приобретя  при  этом  локальную  специфику,  отражающую  влияние  сибирской  среды Подготовка к празднованию: 🧹 Генеральная уборка:  До  наступления  святок  в  доме  проводили  тщательную  уборку,  символизирующую  очищение  от  всего  негативного 🌾 Украшение  дома:  Украшали  жилище  соломой,  ветками  ели  и  других  хвойных  деревьев,  чтобы  привлечь  благополучие  и  изобилие. 🍲 Приготовление  блюд:  Главным  блюдом  святочного  стола  была  "богатая"  кутья,  приготовленная  из  пшеницы,  мака,  меда,  орехов  и  изюма.  Также  готовили  вареники  с  разными  начинками  (творогом,  картошкой,  грибами),  голубцы,  пироги  и  другие  традиционные  украинские  блюда Обряды и ритуалы: ⚔️ Состязания-побоища:  Молодые  мужчины  устраивали  бои,  победитель  вытеснял  противника  за  прорубь-Иордань.  Этот  ритуал  символизировал  борьбу  со  злыми  силами  и  отвод  негативных  влияний 🛷 Катание  на  санках:  Девушки  катались  на  санках,  что  символизировало  скольжение  по  жизни  и  надежду  на  находку  своей  любви 👨‍🌾 Иванов  день:  Хозяин  скармливал  скоту  хлеб  и  соль,  прося  благословения  на  хороший  урожай  и  благополучие  скота 🌊 Крещение:  Освящение  воды  в  проруби-Иордани,  символизирующее  очищение  от  грехов  и  духовное  обновление 🎶 Колядование,  щедрование,  посевание:  Традиционные  обходы  с  благопожеланиями,  песней  и  танцами.  Колядки  отражали  радость  от  рождения  Христа,  щедривки  -  желание  богатства  и  изобилия,  а  посевание  -  символизировало  хороший  урожай. 🎭 Ряжение:  Молодые  люди  переодевались  в  костюмы  животных,  сказочных  персонажей  или  простых  людей,  ходя  от  дома  к  дому,  пели  песни,  желали  хозяевам  благополучия  и  получали  сладости  или  деньги.  Ряжение  козой/козлом  было  связано  с  плодородием  и  изобилием. 🔮 Гадания:  Девушки  гадали  о  будущем,  особенно  о  супружеской  жизни.  Гадания  помогали  понять  свои  желания  и  найти  свой  путь. 🎁 Шуточное  воровство:  Добродушное  развлечение,  чаще  детское.  Дети  "крали"  маленькие  предметы  у  своих  друзей  и  родственников,  но  в  общем,  это  было  беззлобным  и  веселым  развлечением. Изменения  в  Сибири: ⛪️ Объединение  праздников:  Богоявление,  канун  Рождества  и  день  Ивана  Крестителя  объединены  в  одно  празднование  -  Крещение. ❌ Утраченные  традиции:  Ряжение  козой/козлом,  колядование  со  звездой  и  пением  псалмов,  выпроваживание  Меланьи.  Эти  традиции  были  более  распространены  в  украинских  сельских  общинах  и  утратили  свою  актуальность  в  сибирской  среде. Региональные  отличия: 🌟  В  Новосибирской  области  сохранились  элементы,  утраченные  в  Томской  области,  например,  ряжение  козлом  и  рождественская  звезда.  Это  свидетельствует  о  богатстве  и  многообразии  традиций,  сохранившихся  в  разных  регионах. В  итоге,  украинские  святки  в  Сибири  -  это  смесь  древних  традиций  и  новых  ритуалов,  утраченных  и  сохраненных  элементов  обрядности.  Они  отражают  жизнь  и  душу  украинцев,  которые  пережили  сложный  путь  и  сохранили  своё  культурное  наследие  в  новых  условиях
5 месяцев назад
"čoxano" — существо, которое представляет опасность для живых. Народные поверья: "čoxano" описывается как существо, невидимое для большинства людей, но обладающее силой. Dhampir,потомок "čoxano", способен уничтожить его. Погребальные обряды: Особое внимание уделяется связи "čoxano" с незавершенными погребальными обрядами, не позволяющими отделить душу умершего от мира живых. Описаны ритуалы, предотвращающие превращение покойного в "čoxano". Славянские верования: Вы ссылаетесь на работу О.А. Седаковой о "веке" как сроке человеческой жизни, и остатке неизрасходованной жизненной силы, которая может перейти в сакральный мир и представить угрозу. Строительные жертвы: Рассматривается понятие "строительной жертвы", которая необходима, чтобы дом получил душу и был защищен от злых сил. Важно, что вы связываете "čoxano" с определенными культурными практиками и верованиями, а не представляете его как "абстрактное зло".
10 месяцев назад
О поминовении душ предков в Польше
Этот текст представляет собой интересный фрагмент этнографического исследования, посвященный различным поверьям и обычаям, связанным с переходом в новый дом, захоронением умерших и присутствием духов предков в доме. Вот несколько ключевых моментов, которые вызывают интерес: Защита от смерти в новом доме:    * Существовало поверье, что первый, кто войдет в новый дом, умрет в течение года.    * Для избежания этого использовали кота, считавшегося символом жертвы, заменяющей собой человека. Домашние...
10 месяцев назад
Очень интересные фрагменты фольклора! Они отражают глубоко укоренившееся в культуре наших предков представление о том, что колдуны и нечистая сила могут обитать в домах, а также о способах борьбы с ними. Давайте рассмотрим каждый фрагмент поподробнее: 1. «Через двери он не может выйти, яго только нечистые вынесут в потолок» (бел. Витебское Подвинье) Этот фрагмент говорит о том, что нечистая сила, обитающая в доме, не может покинуть его через обычные двери. Она может покинуть дом только через специально созданные отверстия в потолке, которые, по сути, являются "воротами" в другой мир. Это объясняется тем, что нечистая сила связана с потусторонним миром, и для ее выхода требуется "мост" между этим миром и реальным. 2. «Кóли калдунá — прокрýчувалы в потолкý ды´ркы, шоб вылитáлы чóрты з евó» (Зап. в с. Верхние Жары, Брагинский р-н, Гомельская обл. Соб. В. И. Харитонова) Здесь мы видим более конкретный способ борьбы с колдуном. Чтобы избавиться от него, нужно проделать дырку в потолке, чтобы "вылить" его из дома. В этом случае "вылить" означает выгнать, изгнать, то есть лишить колдуна возможности воздействовать на дом и его обитателей. 3. «Колдунáм разбирáють кры´шу чэрци» (Туховичи, ляхович., брест.) Этот фрагмент предполагает, что колдуны могут обитать не только в домах, но и в церквях. Вероятно, речь идет о том, что колдуны могут осквернять святыни, нарушать мир и покой церкви. Разбирание крыши церкви может быть символом борьбы с этим злом, попыткой очистить церковь от его влияния. 4. «Ну раньше это, знаешь, были колдуны. Когда он плохо умирал — открывали три потолóчины <…>,чтоб дух вых Этот фрагмент не завершен, но он дает нам представление о том, что в прошлом люди верили в способность колдунов влиять на смерть человека. "Плохая" смерть могла быть связана с деятельностью колдуна, а открытие "трех потолóчин" могло быть способом избавления от духа колдуна, чтобы он не мог причинить вред другим. Общее значение: Все приведенные фрагменты говорят о том, что в традиционной культуре существовало глубокое понимание взаимосвязи между миром живых и миром мертвых, а также о реальности существования нечистой силы. Люди верили в возможность колдунов влиять на их жизнь, поэтому они стремились защититься от них, создавая защитные обряды и ритуалы.
10 месяцев назад
Графиня Баттори. Хронология и мистика
Графиня Елизавета Батори, родившаяся в 1560 году, является одной из самых известных и противоречивых фигур в истории. Она была венгерской дворянкой, обвиненной в садистических убийствах молодых девушек, что породило легенды о вампиризме и черной магии. Хронология жизни Елизаветы Батори: 1560: Рождение в Ньиредьхазе, Венгрия. 1575: Выходит замуж за Ференца Надашди, богатого венгерского графа. 1579: Переезжает в замок Чак, где, по легендам, начинаются ее преступления. 1609-1610: Батори арестовывают и обвиняют в убийстве более 600 девушек...
10 месяцев назад
Хронология графа Дракула
Граф Дракула: от истории к мифу Граф Дракула, чье настоящее имя было Влад III Цепеш, был правителем Валахии в 15 веке. Хотя он известен как историческая фигура, его имя стало тесно связано с мифологией вампиров, благодаря роману Брэма Стокера "Дракула", опубликованному в 1897 году. Хронология жизни Влада III Цепеша: 1431: Рождение Влада III Цепеша в Сигишоаре, Трансильвания. 1448: Влад становится валашским воеводой. 1456-1462: Влад III Цепеш известен за свою жестокость и использование пыток (отсюда и прозвище "Цепеш", что означает "Колоса")...
10 месяцев назад
Археологические находки в Торжке
Сокровища Торжка: Что нашли археологи? Часть 1. Общее. 1930-е годы: здания монастыря XI-XII века: В 1930-е годы на территории Борисоглебского монастыря археологи нашли остатки древних построек XI-XII веков. 1993 год: Находка клада XIV века: В 1993 году на территории Борисоглебского монастыря нашли Новоторжский клад XIV века - целых 250 серебряных монет! Среди них были монеты из Новгорода, Москвы, Твери и Рязани. Клад лежал в керамическом горшке. 1985 год и последующие годы: XI-XV века: С 1985...
10 месяцев назад
Нестыковки в историческом повествовании о России: 9-15 века
Изучение истории России, особенно ранних периодов, сопряжено с рядом сложностей. Одна из них - это наличие различных интерпретаций ключевых событий в отечественной и зарубежной историографии. Данный отчет...
10 месяцев назад
Переосмысление монгольского нашествия на Русь: Критический анализ исторических источников
Традиционная версия истории о монгольском нашествии на Русь, основанная на летописных свидетельствах, утверждает о масштабном разрушении и опустошении русских городов. Однако в последние десятилетия археологические исследования, а также анализ летописных источников и исторических событий ставят под сомнение некоторые ключевые аспекты этой версии, предлагая альтернативные интерпретации событий. Доминирующая историческая версия изображает монгольское нашествие как разрушительное и трансформирующее событие, положившее начало "татарскому игу" и введшее в действие столетия монгольского господства...
10 месяцев назад
Как Хан Батый Русь крестил и другие исторические глупости.
Ссылка на видео Исторического Вольнодумца: https://www.youtube.com/watch?v=4xkyqRDNAnM Как Хан Батый Русь крестил и другие исторические глупости. Здравствуйте, любители истории, мои дорогие вольнодумцы! С вами Михаил, и сегодня мы вновь затронем очень интересную, но непростую тему – религию. Если вы не знакомы с моими предыдущими роликами или забыли, о чем они были, я буквально в двух словах сейчас все напомню. За последние два года, объехав около двадцати монастырей, посетив более сотни храмов,...
10 месяцев назад
Головач и ожившие головы колдунов в славянской мифологии: Исследование мифологического образа
В славянской мифологии образ "головача" - ожившей головы, обладающей способностью говорить, двигаться и даже нападать на людей - встречается довольно часто. Этот образ, как и многие другие мифологические существа, тесно связан с колдунами и их магическими способностями. Данный отчет исследует понятие "головача" в контексте славянской мифологии, анализируя его происхождение, функции и связь с колдунами, а также сравнивая его с аналогичными образами в других культурах. "Головач" в славянской мифологии - это ожившая голова колдуна, обладающая сверхъестественными способностями...
10 месяцев назад
Усадьба Митино близ Торжка: История, Архитектура и Мистика
Усадьба Митино, расположенная в 5 километрах от Торжка на старой Санкт-Петербургской дороге, представляет собой яркий пример архитектурно-ландшафтного комплекса XVIII-XIX веков. Она привлекает внимание не только своей богатой историей, но и окутана мистическими легендами и историями, которые передаются из поколения в поколение. Усадьба Митино - это не только исторический памятник, но и место, где сплетаются история, архитектура и мистика...
10 месяцев назад