Найти тему
"На лыжи!"

Александр Ившин: «Мы сравнивали свои нормативы с результатами Большунова в нашем возрасте. Мы не уступаем»

Александр Ившин в предстоящем сезоне будет тренироваться в группе Олега Перевозчикова. Во взрослую команду он перешёл в статусе трёхкратного чемпиона мира среди юниоров. О том, что значат для него эти титулы, о прошедшем сезоне, о работе с тренерами Александром Кравченко и Сергеем Дергуновым, о сравнении показателей с нормативами Александра Большунова – об этом Саша рассказал в интервью проекту «На лыжи!»

– Саша, ты провёл последний сезон в юниорах. Как сам считаешь – реализовал всё, что намечал на данном этапе карьеры?

– На юниорском уровне – да. Мы выполнили всё, что задумывали вместе с тренерами. У меня и была задача – победа и попадание в призы на юниорском чемпионате в Норвегии. В общем, я доволен. Разве что не получилось в концовке прошлого сезона более громко заявить о себе среди взрослых. Планировалось, что я выступлю на этапах Кубка мира, но в связи со сложившейся ситуацией сборная России в них не участвовала.

– Чем чемпионат в Лигне отличался от предыдущего в Вуокатти?

– Прежде всего, совершенно другие погодные условия – гораздо приятнее и теплее, чем в прошлом году. Программа чемпионата была «отзеркалена» – мы начали с самой длинной гонки на 30 км, а заканчивали спринтом. Для меня иной была и подготовка, мы с тренерами попробовали новую систему подводки к главному старту сезона. Мы экспериментировали с этим ещё на летних Всероссийских соревнованиях в Тюмени. Тогда всё сработало и решили использовать в Норвегии.

– Тебе проще бежать в более мягкую погоду или мороз?

– Сложно сказать. Погоду не выбирают, нужно к любым условиям приспосабливаться.

– Вы с тренерами делали основную ставку на тридцатку?

– Скорее, планировали достойно выступить по ходу всего чемпионата. Я рад, что мне удалось защитить звание чемпиона мира в самой длинной гонке. К сожалению, на классической десятке мне немного не хватило, чтобы побороться за серебро – самочувствие немного не то было.

-2

– В прошлом году ты стал чемпионом мира в классике, в этом – на коньке. Для тебя есть разница в стиле передвижения или больше влияет протяжённость дистанции?

– Очевидно, что я больше тяготею к более длинным гонкам, начиная с 15 км. Хотя и десятки могу нормально пробежать. А насчёт стиля передвижения… За два года работы в юниорской команде я сильно прибавил в коньке, что и показал чемпионат мира. Однако в заключительной части прошедшего сезона у меня западение в классике произошло. Возможно, это было связано с тем, что программа чемпионата мира превалировала в сторону конька, и мы с тренерами основное внимание уделяли именно этому стилю.

– А тебе самому какой стиль больше нравится?

– Мне всё равно, мне просто нравится бегать на лыжах. Хотя в детстве я больше классику любил. До попадания в юниорскую команду мне вообще конёк плохо давался. Ситуация изменилась после начала работы с Сан Санычем Кравченко и Сергеем Сергеевичем Дергуновым. У меня было очень много ошибок, которые приходилось исправлять. На это ушло не пара тренировок, а более полутора лет. До сих пор на отдельных стартах, если у меня нет определённой подготовки, ошибки проявляются. Особенно если это гонки с высокой интенсивностью. Нужно продолжать работать над их исправлением.

– Чей стиль тебе наиболее близок, если брать и классику, и конёк.

– В классике всегда ориентировался на Александра Бессмертных и Ийво Нисканена – отличные классисты, как и Сан Саныч Большунов. В коньке мне больше всего нравится техника Андрея Мельниченко, красивая, чёткая и мощная. Я за ним всегда пристально наблюдал, как и за норвежцем Мартином Йонсрудом Сундбю.

– Бессмертных и Мельниченко много лет работали с Олегом Орестовичем Перевозчиковым. Ты с нового сезона тоже будешь тренироваться с этим специалистом. Сам к нему попросился?

– Мы с Олегом Орестовичем давно знакомы, много лет он за мной наблюдал. А на соревнованиях в Кирово-Чепецке в марте он сказал, что ещё в прошлом году тренерский штаб сборной России рассматривал меня кандидатом именно в группу Перевозчикова и Акимова. Олег Орестович давно меня вёл. Ещё на первенстве России среди спортсменов 15-16 лет в Рыбинске он приезжал к нам, давал очень много полезной информации, делился нюансами подготовки к гонкам, описывал ситуационные моменты, которые возникают на дистанции. Я много полезного для себя тогда вынес и до сих пор использую. Но, если честно, я не представляю, как именно выстроена работа во взрослой команде – только в самых общих чертах. Начну тренироваться – увижу.

– В прошедшем сезоне ты в нескольких стартах пробовал конкурировать со взрослыми спортсменами. Почему не получилось показать более высокие результаты?

– Если подводиться к конкретному старту, можно было лучше выступить и среди взрослых. В частности, на чемпионате России. Но стечение обстоятельств не позволило мне пробежать на более высоком уровне. На других соревнованиях в России мы бежали с лыжниками из взрослой команды, так что эти скорости мне знакомы. Но среди них не было тех ребят, кто участвовал в Кубке мира. Вот у них – другой уровень. С ними тоже можно бороться. Они ведь тоже начинали свой путь к вершинам далеко не с первых мест. При достаточном уровне тренированности и специальных качеств можно не только повторить, но и превзойти их результаты. Главное – стараться.

– Как относишься к тому, что тебя называют новым Большуновым?

– Честно говоря, я не слышал таких сравнений, но думаю, что лучше так не делать. У каждого спортсмена свои особенности, каждый уникален. Не нужно никого ни с кем сравнивать.

– Какие слова скажешь тренерам юниорской сборной?

– Думаю, что с ними мы пока не расстанемся, а будем поддерживать связь, так как переход с юниорского уровня на взрослый – очень непростой процесс. Олег Орестович не так досконально меня знает, как Сан Саныч и Сергей Сергеевич, и совместное общение только поможет мне совершенствоваться. Я хочу сказать им огромное спасибо за всё, чему они меня научили.

– Какое-то напутствие от Кравченко и Дергунова получил?

– Наверное, как и всем тем, кто перешёл из юниорской команды во взрослую, они пожелали здоровья, удачи и быстрой лыжни.

– Ты перешёл во взрослую команду трёхкратным чемпионом мира среди юниоров. Это что-то значит для будущего или теперь всё начинается с чистого листа?

– Ну не то, чтобы с чистого листа, но я не считаю, что победы на юниорских чемпионатах мира можно сопоставить с медалями взрослых турниров. Мои наставники по юниорской команде сказали, что было тяжело, а теперь будет намного тяжелее. Но к этому нужно готовиться.

– Реально было тяжело или все тренировки в кайф проходили?

– Да я бы не сказал, что был серьёзно загружен в юниорской сборной. Во всяком случае, от нагрузок у меня мотивация не пропадала. Действительно, мне нравилось тренироваться. Часто с нами и Сан Саныч выходил на кроссы. Было веселее и продуктивнее.

– Были хотя бы единичные случаи, когда Сан Саныч «обувал» вас на тренировках?

– Бывало такое. Особенно когда у нас утренняя тренировка была достаточно серьёзной, и на вечернюю работу мы выходили уставшими. Сан Саныч же выходил свеженьким, и на кроссе задавал такой темп, что некоторые ребята не выдерживали. Но чтобы специально зарубаться с тренером – такого не было. А вообще Сан Саныч приветствует, когда внутри команды есть соперничество на тренировках, особенно в силовых упражнениях.

– Кто в юниорской команде из парней был самым мощным в плане «физухи»?

– У нас все сильные ребята были и показывали хорошие результаты на обязательных нормативах. У Сан Саныча есть специальный блокнот, куда он записывает результаты своих спортсменов за все годы. Ну и наши результаты, естественно, тренер тоже туда вносил. Мы посмотрели эти записи – ведь интересно же, как тот же Александр Большунов и другие нынешние лидеры выполняли эти нормативы, когда им было столько же лет, сколько и нам сейчас. Скажу так, мы никому не уступаем.

– Елена Вяльбе сказала про ваш состав юниорской сборной, что это основа нашей следующей олимпийской команды. Это как-то мотивирует или наоборот, накладывает ответственность дополнительную?

– Я эти слова держу в голове, но слишком большого психологического значения им не придаю. Нужно ко всему подходить с холодной головой, а думать о каких-то словах – это лишнее. Я считаю, что любой спортсмен, который выходит на достаточно высокий уровень, ставит для себя цель – победа на Олимпийских играх. Для этого мы и тренируемся.

– Олимпиаду в Пекине смотрел? Ожидал таких результатов от нашей команды?

– Конечно, мы всей командой смотрели. Но, если честно, были небольшие сомнения в плане результатов. Всё-таки гонки проходили на достаточно большой высоте, погодные условия непривычные, другая структура снега. Мы рассчитывали на то, что команда будет биться, но реальность превзошла все ожидания. Ну а самой яркой лично для меня гонкой оказался мужской скиатлон.

– Желаем тебе добиться на взрослом уровне не меньших успехов, чем на юниорском.

– Спасибо большое! Буду стараться.

-3