Найти тему

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ НА КНИЖНЫХ СТРАНИЦАХ

21 мая 1957 г. (то есть ровно 65 лет назад) нас покинул талантливейший актер и замечательный исполнитель Александр Николаевич Вертинский. Нет ничего удивительного в том, что спустя столько лет его продолжают помнить и ценить: в 2019 г. к 130-летию установили памятник, а в 2021 г. выпустили сериал. Вертинский действительно обладал разносторонними талантами, которые выражал в творчестве. Событий в его жизни хватило бы ни на один приключенческий роман. Да и личная жизнь у него так же насыщенная. Но при этом книг о нем появляется крайне мало. В 1989 г. вышла книга А.Г. Бабенко «Артист Александр Вертинский». По сути, она являлась пересказом воспоминаний самого Вертинского «Четверть века без родины: Страницы минувшего», опубликованных в четырех номерах журнала «Москва» в 1962 г. Через год эти самые мемуары вышли под авторским заголовком «Дорогой длинною». А в 1991 г. была опубликована еще одна книги Вертинского «За кулисами», которая с тех пор не переиздавалась и в большей степени ценна приложением из воспоминаний современников.

Казалось бы в нулевые, когда открывались архивы, должно было появиться масса исследований призванных более широко представить нам образ главного русского шансонье. Но этого не произошло. Потому-то, каждая выходящая книга про Александра Вертинского вызывает интерес и пристальное внимание. Сегодня мы поговорим именно о них, двигаясь строго по хронологии их появлений.

-2

«Дорогой длинною…», Александр Вертинский (2006)

Наиболее полное собраний текстов, которые нам оставил сам Александр Николаевич. Обязательно для знакомства с событиями его жизни. Свои воспоминания Вертинский начал писать еще в 1942 г. находясь в Шанхае. Но в них он успел рассказать лишь о своем детстве и юности, работе санитаром, первых гастрольных успехах, о начале эмигрантской жизни. Потому то, что бы восстановить историю об этих самых дальнейших годах для данного издания вдова певца Лидия Вертинская подготовила обширную подборку его писем. Еще в книге собраны интервью артиста различным отечественным и зарубежным изданиям, многие из которых он брал у себя сам. И что бы уж иметь совсем полное представление о его талантах: тексты всех песен, а так же немногие сохранившиеся образцы его художественной прозы.

-3

Казалось бы, что может быть достовернее, чем собственоручно написанные мемуары (хотя сам Вертинский терпеть не мог этого слова)? Но читая эту книгу порой можно встретить массу, порой довольно серьезных, неточностей. Конечно, это можно простить автору, тем более, что он сам говорит, что даты не его конек. Но местами он уж чересчур откровенно тасует происходящее в его жизни. При чем в разных местах книги рассказывая об одних и тех же событиях абсолютно по-разному, что порой остается недопонимание, так какая же версия все таки истинная. Бесспорно, с годами память могла и подводить, но вот ощущения от событий все-таки ни куда не скрыть. Потому и видно, что часто в книге преподносится не реальная картина произошедшего, а то каковой её хотел видеть сам автор.

-4

Так что Александр Вертинский этими воспоминаниями довольно основательно запутал тех, кто решиться в будущем сесть за написание его биографии. Им придется основательно «препарировать» это жизнеописание, отделя реальные факты от вымысла, устанавливая истинные даты и последовательность событий.

-5

Но при этом, читая эту книгу, невозможно не наслаждаться истинным поэтическим слогом автора. Даже его письма с описаниями нетопленных гостиниц звучат как нечто возвышенное. А уж остроумию и умению найти точное и четкое определение можно только завидовать. Но при этом главное в этих воспоминаниях совсем другое – это люди, с которыми судьба на разных этапах сводила Александра Вертинского. Даже мемолетно появляющиеся персонажи от константинопольских нищих до Федора Шаляпина имеют живые характеры. Диалоги насыщенные и ярко демонстрируют манеры всех представленных лиц. Да и свои собственные эмоции автор передает настолько красочно, что в его отношении к тому или иному человеку, месту или явлению не приходится сомневаться.

-6

«Александр Вертинский. Портрет на фоне времени», Анатолий Макаров (2008)

Эта книга лишь очередное подтверждение того, что любая биография Вертинского будет, так или иначе, базироваться на его мемуарах. Вот и Анатолий Макаров пошел довольно простым путем. Взял «портрет», то есть пересказал воспоминания самого Александра Николаевича. Затем добавил к ним «фон времени», то есть различные рассказы о дореволюционной Москве, жизни русской эмиграции в Париже и Америке, бытописание послевоенного СССР. А для большей убедительности снабдил «рамкой» из рассуждений о советской авторской песне второй половины 20 века и актерском даровании Анастасии Вертинской (младшей дочери Александра Николаевича).

-7

Может быть, порой именно этого «фона времени» и не хватало первоначальным воспоминаниям Александра Вертинского. Но вот в этой книге с ним получился явный переизбыток и потому порой сам главный герой, о котором автор способен забыть на десятка полтора страниц, на нем часто теряется.

-8

Правда, для придания колорита автор старается разбавить текст различными слухами, касающимися Александра Вертинского. Например, о его романах с Верой Холодной и Марлен Дитрих. Или о его неслыханной щедрости в «вечерних ресторанах, парижских балаганах». Или о том, как пластинки Вертинского попадали в Советский Союз контрабандой.

-9

В общем, для ценителей эпохи книга может быть и интересная, но уж точно не для тех, кто хочет узнать из нее что то новое об Александре Николаевиче. В этой книге он лишь связующее звено для отдельных историй, в совокупности образующих некий винегрет.

-10

«Арлекин и Пьеро», Владимир Бабенко (2011)

Не смотря на манящее название, биографии драматурга и критика Николая Евреинова и поэта и певца Александра Вертинского в этой книге рассмотрены отдельными текстами. Правда, автор все таки выделил несколько точек пересечения, но на этом остановился просто поместив под одной обложкой повествования о двух совершенно разных персонажах культурной жизни последних годов Царской России, а в последствии и зарубежья.

-11

Особенность этой книги в том, что биография Александра Вертинского исследуется не столько через призму его личных воспоминаний, сколько через высказывания о нем других людей. В результате мы все равно получаем знакомый портрет, но к нему добавляется множество оттенков и полутонов, что делает сам образ артиста намного живее.

-12

У автора получается дополнить или наоборот опровергнуть некоторые уже известные факты, а порой и познакомить с теми событиями, которых не оказалось в воспоминаниях самого Вертинского. При том, что все материалы книги стоят на своих местах: тексты писем именно там где они нужны, стихи и песни только что бы подчеркнуть сказанное, цитаты именно в тех дозах, что бы не уводить повествование в сторону.

-13

Потому-то в книге довольно чужеродными выглядят те фрагменты, когда за неимением достоверных фактов Бабенко пытается их заменить собственными домыслами и оценками. Хотя в итоге таких моментов получилось не так и много. А уж для того, что бы совсем расправить крылья своей фантазии в финале автор публикует две пьесы о Вертинском: одна из них посвящена уральским гастролям артиста в 1950-х гг., а вторая последним дням его жизни. Нужно сказать, что обе пьесы вышли довольно удачными, поскольку характер Александра Николаевича передан в них довольно точно. Потому они служат не только дополнением к тексту, но и прекрасным финалом для всей книги.

-14

«Александр Вертинский на экране и не только», Виталий Вихорнов (2012)

И вот, наконец, перед нами полноценное исследование. Уникальность этой книги в том, что здесь впервые делается попытка в полной мере рассмотреть и оценить еще одну грань таланта Александра Николаевича – его киноактерскую карьеру. А ведь это довольно значимая ипостась, учитывая что кино сопровождало Вертинского всю жизнь, как минимум творческую. Он начал сниматься примерно в то же время когда стал исполнять свои ариетки (1913 г. роль кадета в картине «Обрыв»). Затем продолжал это делать в эмиграции. Не прекращал играть и вернувшись в СССР, а на роль генерала Жобера в фильме «Олеко Дундич» был утвержден незадолго до смерти.

-15

Автор этой книги действительно проделал кропотливую работу пытаясь установить максимально полный и достоверный список тех кинолент, в которых снялся Александр Николаевич. Итог следующий: 17 картин до эмиграции, 1 фильм снят в Германии, 1 - во Франции, 5 после возвращения, 7 кинопроб. Хотя автор признает, что этот список явно не полон. Сам Вертинский писал, что будучи в Голливуде снимался там в фильмах. Но в каких именно и кого он там играл? Так что эта тема действительно обширна.

-16

Кроме того, в книге много интересных материалов. Приводится содержание дореволюционных картин с участием Вертинского, которые мы уже, к сожалению, вряд ли увидим. Есть и рецензии из прессы того времени, что позволяет дать оценку качеству самих фильмов. Жаль только, что актерская игра Александра Николаевича в них зачастую не упоминается. Любопытны так же и воспоминания о том, как Вертинский попал в актерский состав того или иного фильма.

-17

Материал книги структурирован достаточно четко и полно. Правда его немного отягощает обилие фамилий деятелей кино, но для понимания всего происходящего они так же нужны. Причем все события жизни Вертинского, изложенные в этой книге, складываются в такой причудливый клубок, что местами это исследование напоминает затейливый роман.

-18

Это может показаться удивительным – но это все книги об Александре Николаевиче Вертинском. А ведь его различные творческие ипостаси целая кладезь для исследователей. Не говоря уж о жизни, насыщенной самыми разными событиями.

Видимо, не нашлись еще те исследователи, которые смогли бы взяться за труд разобраться в этих хитросплетениях. Но я уверен, что рано или поздно они обязательно появятся и у нас будет возможность насладиться качественными и достоверными биографиями Александра Вертинского.

А сегодня, в день его памяти, самый лучший способ вспомнить о нем, это еще раз насладиться его великолепнейшими песнями. Чего я всем и желаю!