Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Как в моду вошли халаты

Веками костюмы представителей высших слоёв общества были красивы и... не очень удобны. Ведь главное - демонстрировать свой статус! Роскошной тканью, богатой отделкой, и кроем, который демонстрировал, что вам не нужно заниматься физическим трудом.

Однако шло время, и в XVII веке начали задумываться об удобстве всё чаще. Не только дамы, но и мужчины. Да, тот же кафтан - это эффектно, но нельзя ли как-нибудь без?..

Слева - портрет Николаса Бойлстона, Джон Синглтон Копли, 1767. Справа - портрет Дени Дидро, Луи Мишель ван Лоо, 1767. (cc) Wikimedia Commons
Слева - портрет Николаса Бойлстона, Джон Синглтон Копли, 1767. Справа - портрет Дени Дидро, Луи Мишель ван Лоо, 1767. (cc) Wikimedia Commons

И вот в моду входит свободная домашняя одежда. Халат. Шлафрок. "Баньян". Пришёл домой, снял облегающий кафтан, а то и следующий слой, камзол, и надел широкое просторное одеяние. Хорошо-то как!..

Халаты стали такими популярными, что, начиная с 1660-х, мужчины нередко красуются на портретах в этих свободных одеяниях. Покрой чаще всего был простым, что называется, T-образным. Зато это помогало продемонстрировать ткань во всей её красоте. И на ткань обращали внимание! Ну потому что джентльмен и дома должен оставаться джентльменом.

Кстати, на английском халаты тогда называли "индийскими одеяниями". Хотя их шили, так сказать, на месте, в Англии, но вот ткани – и хлопковые, и шёлковые – чаще всего были индийского происхождения.

Слева - "Портрет мужчины в коричневом халате", Ари де Ввойс, ок. 1680. Справа - портрет Прокопия Демидова, Дмитрий Левицкий, 1773. (cc) Wikimedia Commons
Слева - "Портрет мужчины в коричневом халате", Ари де Ввойс, ок. 1680. Справа - портрет Прокопия Демидова, Дмитрий Левицкий, 1773. (cc) Wikimedia Commons

Были гладкие, были узорчатые. Были тонике, а были тёплые и уютные. Нередко подкладка была стёганой. Самые роскошные халаты могли даже быть на подкладке из меха.

Мемуарист Сэмюл Пипс даже специально одолжил халат, из плотного шёлка, чтобы в нём позировать! Да-да, это не его собственность. Он честно упоминает об этом в своих записках. Но для портрета халат очень был нужен. Ведь это символ того, что изображаемый - настоящий джентльмен, и может вести расслабленный образ жизни.

У короля Карла II, неравнодушного к роскоши, был халат из усыпанной цветами "венецианской ткани" с подкладкой из белой и розовой тафты. И ещё один, из полосатого шёлка с подбоем из тонкого шёлка небесного цвета и с шёлковой простёжкой. И много других. :)

Сэмюл Пипс, Джон Хейлс, 1666. (cc) Wikimedia Commons
Сэмюл Пипс, Джон Хейлс, 1666. (cc) Wikimedia Commons

Со временем халаты становились более разнообразными, появились и более облегающие варианты, но они всё равно были много удобнее того, в чём мужчина проводил время вне дома Стоит ли удивляться, что они вовсю использовались и в XVIII веке, и в XIX, и в XX, и до XXI тоже дожили? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!