Найти в Дзене
Artemisia Studio

О чем говорит движение цвета и тона в картинах художников

Оглавление

В прошлый раз мы затрагивали тему изучения работ мастеров живописи и практику копирования. За этим занятием лежит анализ движения и ритмики тона и цвета, который помогает улучшать наши собственные работы. Сколько чувств и сюжетных линий можно передать не только композицией героев, но и с помощью светотеневых и цветовых отношений? Сегодня мы хотим продолжить эту тему и порассуждать, как художники VII–XIX века создавали картины.

Для того, чтобы определить общий тон картины и найти его ритм, увидеть, как он движется, нужно перевести работу в черно-белый вариант.

Смерть Софонисбы

Давайте посмотрим и проследим, как на картине Джованни Баттиста Тьеполо движется цвет.

На этом сюжете интересно то, что цвет движется другим путём, нежели тон, это обогащает и усложняет картину! И каждый цвет строит своё движение.

Например, синий. Он начинается в правом нижнем углу с большого пятна и идет по диагонали. Внутри фигуры он сгущается до темно-синего внутри фигуры, «распадается на осколки» на голове правой фигуры (бант) и рукаве центральной. Затем он разливается светлым сияющим небом и завершает движение, сбегая по складкам плаща слева.

-2

Красный цвет восходит по ступеням снизу и раскрывается как бы махровыми лепестками цветка. При этом у него есть большое пятно, среднее и маленькое как отголосок.

-3

А жёлтый наполняется золотом на одеждах фигуры, а затем своим сиянием окружает и собирает всю композицию, где-то высветляясь, где-то утемняясь. Он создаёт общую цветовую окрашенность, колорит, пронизывая все цвета.

-4

Помните круг Иттена? В этой картине как раз собрались три главных цвета. Без этого сочетания, возможно, она была бы менее замечательной, поскольку наш глаз ищет гармонию везде.

Вдохновение поэта

В картине Николя Пуссена преобладает темный тон. А ритмы светлого, начиная свое движение большим вертикальным пятном слева, в центре уменьшаются, выстраивают разносторонние диагонали, движутся. Этот активный центр держит более спокойные края. С правой стороны движение светлого успокаивается, выходит в вертикаль и по низу мелкими вспышками светлого замыкает ритмическое построение, возвращая его к началу.

Средний тон самый спокойный, он движется слева направо, погружая и окутывая подвижные темные и светлые тона. Он сдерживает активность светлого и темного.

Темный тон идет в обратном направлении, противоречие светлому начинается справа снизу большим пятном, поднимается и движется по картине влево, дробясь, но удерживая вертикали.

Этими ритмами задаётся настроение картины. Вдохновение, бывает, что есть, а бывает и нет. Оно то подвижное, а то тяжелое, горестное, мощное и захватывающее или гибкое и волнующее, как сама жизнь! Удивительно, но все это можно передать движением тональных пятен, а не только композиционно.

А теперь посмотрим, о чем нам расскажет движение цвета.

-6

Цвет смягчает остроту и динамичность тональных пятен. Преобладает теплая, охристая цветовая гамма, которая окутывает глубоким теплом и тихим мерцанием всю картину. А где-то поблескивает золотым.

-7

Всполохи красного движутся наиболее активно в центре картины, крупными, напряжёнными пятнами, затем уходят вверх вправо, и отзываются осколочками снизу, задают волнение и напряжение.

В итоге, тон и цвет задают картине свое прочтение и звучание. Они усиливают смысловое значение сюжета, или противоречат ему, создают прочтение подтекста и глубины. Происходит как бы движение во времени.

Если предыдущие две картины у нас были из классического направления, то теперь мы посмотрим на живопись Эдуарда Мане, с которого принято отсчитывать новую эпоху в искусстве.

Чтение

Начинаем снова с тонального решения.

Что эти тональные пятна рассказывают нам помимо сюжета? Светлое большое пятно просторно и вольно, медленно движется и заполняет почти все пространство картины, включая центральную фигуру в белом. Движение идет по горизонталям и вертикалям, но благодаря темным пятнам по углам картины, мы все же можем увидеть общую диагональ.

И тут сразу возникает тонкий контраст, различие между фигурами. С одной стороны мы видим благодушие, плавность, уверенность, а с другой — остроту, изломанность . Темное большое пятно пытается пронизать и окружить большое белое со всех сторон, вклиниваясь то вертикальными, то горизонтальными полосами.

Здесь, уже в другой период времени, композиция тональных пятен работает точно также и задаёт нам более глубокий смысл прочтения сюжета и определяет характер отношения героев.

О чем нам говорит цвет в этой картине? В целом преобладает холодный, он сгущается и превращается в активный зелёный. Начинается он на фигуре юноши справа и по диагонали робко вливается в широкий и вольный мир героини.

-9

Дальше движение зелёного выходит ближе к левой стороне и начинает потихоньку шевелиться. И с левого края зелёный уже активно, решительно и подвижно тянется к центральной фигуре.

-10

Теплый, охристый цвет самым активным насыщенным пятном концентрируется на голове и шее девушки, а потом более светлыми, лёгкими пятнами окружает главный цветовой акцент, где-то чуть усиливаясь, где-то больше растворяясь.

Все эти цвета создают каждый свой ритм движения по картине. И нужно заметить то, что тон движется по своим направлениям, а цвет по своим. Где-то они сплетаются. Но эта разность ритмических движений пятен обогащает и наполняет картину.

Понравилась статья? Поддержите наш канал лайком или подпиской✨

#artemisiaжизньстудии #живопись #история #культура #обучение детей #творчество #художник #мане #пуссен #тьеполо