Найти тему
Корнеслов

Пресвятая Троица: орудие мышления древних, создавшее мир

Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0
Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0

Пресвятая Троица является одним из важнейших понятий православия. Сказано, что: «Догмат о единосущной Троице является основанием христианской религии».

Сказано и то, что: «Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально».

Догмат о Пресвятой Троице гласит: «Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная» [Пространный катихизис. Стр. 40].

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Учение о Пресвятой Троице дано только в христианском Откровении. «Никакая спекулятивная философия не могла возвыситься до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка» [Григорий Богослов, свят. Собрание сочинений. Т. 1. Стр. 370–371], которому учение о Пресвятой Троице представлялось противоречивым.

«Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы» [Августин, блаж. О Троице. Т. I. Стр. 351. Кн. 15. Гл. 6, 9]. Тот же Августин сетовал: «Трудно вполне познать сущность Божию (substantiam Dei), неизменную и творящую изменяемое, создающую временное без всякого собственного движения во времени. …Необходимо очистить наш ум, чтобы он смог увидеть несказанное несказанно. Наш ум пока не таков, и мы питаемся верой».

Свящ. Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о «кресте для человеческой мысли» [Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Собр. соч.].

О «непостижимости» троичного строения божественного писал русский христианский философ Н.А. Бердяев: «Троичность Божества совершенно недоступна для рационального мышления, для логического понятия. Разум не может выработать никакого логического понятия о Троичности Божества. Разум, не просветленный верой, естественно стремится к монизму или дуализму, и его беспокоит и даже возмущает мифологичность христианской Троичности, он готов увидеть в ней политеизм. Христианская Божественная Троичность есть мифологема. О троичности возможен лишь миф и символ, но не понятие. ...Лишь в Троичном Божестве есть внутренняя жизнь, ускользающая от понятий». …«Троичность Единого, триединство бога, единство бога в Отце, Сыне и Святом духе, одна из самых древних и загадочных проблем не только теологической, но и метафизической апофатики. Абсолютное Единое распадается на три пустотных трансцендентно взаимосвязанных и взаимообусловленных модуса. …Триединство Абсолюта необходимо принять за догмат, выработанный сверхсознанием, находящимся за пределами высшей и самой неявной формы метафизической рациональности» [Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Республика, 1993 г.].

Итак, христианские богословы и философы отвергают саму возможность осмысления сущности Троицы, а для того «чтобы принять этот догмат, человеку необходимо отвергнуться от своего разумения». Только так ли это?

Как то, что «составляет сущность» и является «основным понятием» может быть непостижимо? Непостижимое и понятие – это вещи взаимоисключающие. При этом слово «сущность», обозначает то, что предметно. И человеческий разум способен воспринимать только то, что предметно.

Но, разберёмся со всем по порядку. Потому что то, что описано словами, имеет свою основу.

Считают, что слово «Троица» (греч. Τριάς) введено в христианский лексикон во второй половине II в. свят. Феофилом Антиохийским [Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. Стр. 25. Кн. 2, 15]. При этом возникает вопрос: как Феофил мог ввести понятие, ни на чём не основанное? Понятие без смысла существовать не может. Даже если это догмат, то и догматы «с неба не падают» и, по крайней мере, имеют предметное сравнение. Но Троица сравнивается с богом, с тем, что непостижимо и к чему-то предметному никак не относится.

Хотя Троица и «непостижима на уровне рассудка», она, всё же, имеет вполне предметную смысловую привязку, и выражена символами: Отец, Сын и Святой Дух. В этом устройстве есть деление на три составляющие, которые соотнесены и взаимосвязаны: Отец - старший и изначальный, Сын - младший и последующий, и Святой Дух - исходящий, невесомый, излучающий свет. В Троичном строении присутствует последовательность, единичность составляющих и деление на три.

На православной иконе «Святая Троица» Андрея Рублёва Троица изображена в виде трех странников: Отца, Сына и Святого Духа (Бытие, глава 18). Троица едина в трёх лицах и, как понятие, составляет единое целое.

Понятие Троицы существовало у разных индоевропейских народов, объединённых в единую семью языков.

Ведическая Троица - это бог Брахма (творение), бог Вишну (сохранение, и «младший Индра») и бог Шива (разрушитель и одновременно символ мудрости).

Славянская Троица - это Триглав, или Три мира (Явь, Правь и Навь), и три бога - бог Свентовит (творение), бог Сварог (сохранение), и бог Перун (разрушение).

Как мы видим, сходство у Троиц очевидное. А если поискать соответствие, то станет явно, что творение, которое переходит в сохранение и затем в разрушение, отображает Закон жизни. И это так, потому что всё живое вначале рождается, затем живёт и умирает. Если же сравнить с тем, что человек обретает в этом явном мире, то вначале он - видит и ощущает, затем познаёт, и после этого обретает мудрость.

Итак, Троица отображает Закон Жизни, соотнесенный с Законом Познания. Кроме того, Троица - это сложное понятие, которое состоит из понятий единичных: один Отец, один Сын, один Дух Святой.

Символ Святой Троицы представлен и в крестном знамении. До раскола Русской Православной Церкви крестное знамение было двуперстным. Для наложения двуперстного крестного знамения персты складывали особо: «правой руки соединить персты – первый крайний да нижних два концами сомкнуть, – этим знаменуется Святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив, – они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое» [«Домострой». Москва, издательство «Паломникъ», 2002 г. стр. 29]. При совершении знамения два пальца правой руки – указательный и средний – соединяли вместе, обозначая две человеческие природы, при этом средний палец был чуть наклонён, что было знаком снисхождения и вочеловечения.

Двуперстное крестное знамение.
Двуперстное крестное знамение.

В крестном знамении мы видим, что троичное связано с двоичным. А вместе пять пальцев составляют единый символ, разделенный на два, а потом на три.

Как известно, всё, осознанное как сложное, состоит из осознанного простого, единичного и неделимого. Поэтому вопрос будет поставлен следующим образом: что стало этим простым? как это простое соединилось в сложное и стало целым? - и, наконец: как это работает?

Ещё на заре времён было открыто, что явления бытия и само бытие состоит из двойственных противоположностей: день противопоставлен ночи, холодное – горячему, болезнь – здоровью, голод – сытости, усталость – отдыху. Отношение противоположностей, их взаимосвязь и влияние было отражением существующих явлений мира. Естественно, это было восприятие человеческого сознания, которое находило противоположное, а противопоставление и сравнение вносило в окружающий мир ясность.

«Мышление человека работает определённым образом, и порядок его таков: некий Предмет или явление обозначается, и этот Знак (Символ), отождествивший собою Предмет, начинает восприниматься сознанием; отождествлением Предмета Знак осуществляет перенос содержания этого Предмета на его Образ, который и воспринимает сознание. Без этого предмет для сознания – это просто некий предмет, каких много. Отождествление вносит понятие меры, и нечто расплывчатое становится чем-то определённым. Образ помогает сознанию осуществлять перенос Понятия, «снимать с предмета мерку»: посредством Образа, обозначенного Знаком, Предмет или явление сравнивается, и таким способом отождествляется.

Так выглядит способ образования отвлечённого Понятия от отождествлённого (по причастности) Предмета (образца) к умопостигаемому Образу порядком: Предмет (Суть)→Знак (Символ)→Понятие (Образ). В этой цепочке Знак имеет свойство быть ключевым в образовании Понятия и передаче Мысли.

Вне связи с Предметом через Знак Образ не может быть воспринят. Если беспредметный образ становится догматом, установкой мышления о том, как относиться к тому или иному предмету или явлению, не вникая в его суть, то и после введения установления догмат не приобретает внятного смысла, потому что в нём отсутствует предметное содержание. [Корнеслов. Лыкин И.Л. 2013 г. Гл. 3:4].

Ключевое место Знака в образовании Понятия и передаче Мысли известно от начала времён. Тысячи лет назад древние разделили предмет и его понятие, противопоставив их друг другу, а Знак, соединяющий Предмет с Понятием, с помощью которого предмет становился умопостигаемым, они назвали божественным Словом (Адамом), который индусы называли Брахманом, греки – Логосом, христиане – Сыном божьим.

О Логосе сказано: «Логос есть единство противоположностей и системообразующая связь. Логос сокрыт от большинства людей. Чаще всего они о Логосе ничего не слыхивали. Но если им о нем и поведать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Логос существует везде и всюду, присущ всем и всему, и всем и через всё управляет; Логос несёт в себе гармоничное начало, в котором единство противоположностей соединено через число и меру, и он управляет человеческими душами, человеческими мыслями, страстями и волнениями» [Марк Аврелий Антонин. «Наедине с собой. Размышления», кн.4:46. Изд-во М. и С. Сабашниковых, г. Москва, 1914 г.].

Троичное строение имеет система звуков Русского языка, состоящая из единичных значащих частиц. И это не только Троица, потому что система звуков Русского языка, в своём делении на 2 и на 3 тождественна символике двуперстного крестного знамения, в котором есть Ипостась Слова Божьего (божеское и человеческое) и Ипостась Троицы, единой в Трёх Лицах: Отце, Сыне, Святом Духе.

Строение системы звуков (первичных смысловых начал, или корнесловов) русского языка. «Корнеслов». Лыкин И.Л., г. Москва, 2013 г., Гл.4:1 стр. 379.
Строение системы звуков (первичных смысловых начал, или корнесловов) русского языка. «Корнеслов». Лыкин И.Л., г. Москва, 2013 г., Гл.4:1 стр. 379.

Если в мире людей живёт явленный образ предмета, то он отражает некогда постигнутую разумом Суть. И если система звуков тождественна символике двуперстного крестного знамения, а само знамение содержит два символа, где есть двоичность и троичность, то объяснение и того, и другого, и их взаимосвязи, будет ответом на поставленный вопрос.

Двоичность, представленная в системе звуков, состоит из противопоставленных друг другу значений, а троичность содержит и противопоставление, и переход от одного к другому.

Сложение пальцев в знамении, где два разряда знаменуют божеское и человеческое (символ божественной Природы), а три разряда - троицу единосущную (символ божественного Разума). Отражает внутреннее строение системы звуков
Сложение пальцев в знамении, где два разряда знаменуют божеское и человеческое (символ божественной Природы), а три разряда - троицу единосущную (символ божественного Разума). Отражает внутреннее строение системы звуков

«Система звуков составляет сущность системы языка. Система языка производит понятия, а целостность системы выстроена из единичных составляющих, связанных друг с другом и способных взаимодействовать». [Корнеслов. Лыкин И.Л. 2013 г. стр. 258]

Звуки русского языка делятся на два разряда по одному звуку, которые имеют значение материального (один) и нематериального (другой), а также три разряда, с одинаковым числом звуков в каждом разряде.

В первом случае противопоставленные друг другу звуки имеют тождество с символикой двух божественных ипостасей: божеской и человеческой. А во втором случае три разряда по 7 звуков также имеют противопоставление: два разряда согласных против одного разряда гласных. Что тождественно строению Троицы: Отец и Сын противопоставлены Святому Духу.

Количество звуков в каждом из трёх разрядов равно семи, а внутри разряда разделено на три и четыре. Число семь и его деление соответствуют символу головы (главы) человека: два глаза (2), два уха (2), носоглотка (3=2 ноздри + 1 рот).

В принятой символике семь отражает природу человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир, или количество стихий, два по два). А в Писании семь – это «глава Адама». Глава Адама и ребра представлены в изображении православного распятия. В изображении распятия Сына мы видим главу с ребрами Адама, «на которые была пролита кровь жертвы, вдохнувшая в ветхозаветного Адама новую жизнь и воскресившая его». [Корнеслов. Лыкин И.Л. 2013 г. стр. 438]

Славянская Троица - это Триглав, или три головы, что соответствует делению троичного в системе звуков русского языка. И здесь мы находим ещё одно соответствие. Три главы = (7+7+7) = 21.

«Рассмотрение учения древних позволяет увидеть, что понятие божеского и человеческого, двух начал человека, обозначают сущность человеческой Природы, а Троица, единая в боге Отце, боге Сыне и боге Святом Духе, обозначает Разум, или разумный способ мышления; отсюда исходит истинный смысл существования божественной Троицы – рождение совершенного человека. Сравнение же строения Троицы: Отец→Сын (Слово)→Дух со строением Закона мышления: Предмет→Знак→Понятие, – подтверждает их соответствие. Признаки Сути учения о Троице проясняются, и становится понятным, почему бог Отец – исток и начало всего сущего, бог Сын, или Логос, – упорядочивающее начало, а бог Дух Святой – животворящее начало.

Всё сходится, и нет никакой «недоступности для рационального мышления и для логического понятия», – как писал Н.А. Бердяев, – а разум вполне может выработать логическое понятие о Троичности Божества. Нет необходимости «просветляться верой», стремиться к монизму или дуализму, не прослеживается и политеизма, а про «три пустотных трансцендентно взаимосвязанных и взаимообусловленных модуса» и речи нет. Есть только наука древних о разумном начале, человеческом разуме и его взаимодействии с окружающим миром, и образное мышление, создающее ложные представления о разумном и логичном» [Корнеслов. Лыкин И.Л. 2013 г. Гл. 4:3].

#корнеслов #православие #русский мир #русский #мышление #христианство #занимательная лингвистика #разум

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

Об устройстве системы русского языка написано в книге: «Корнеслов». Лыкин И.Л., г. Москва, 2013 г., и в общих чертах в статьях «Устройство знаковой системы русского языка», «Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка» и прочих, представленных на данном канале.

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.