Найти тему
Крымская газета

Громогласные памятники: что бы рассказал монумент Освободителям Риги о событиях прошлого и людях настоящего

Фото со страницы главы РК в ВКонтакте
Фото со страницы главы РК в ВКонтакте

Памятник «Освободителям Риги», от которого сейчас пытаются поспешно избавится власти Латвии — это символ подлинного мужества, стойкости и гуманизма советских солдат. Символ, который способен рассказать многое: стоит только прислушаться.

Фронтовые воспоминания советских маршалов и генералов - это особая литература. Сухая и обстоятельная сводка, которую сегодня можно понять только развернув стратегическую карту, перемежающаяся с коротким описанием подвигов, совершённых красноармейцами. А ещё в них встречаются порой щемящие сердце дневниковые заметки. Одну из таких можно прочитать в книге «Годы возмездия» маршала СССР Андрея Ерёменко.

Во время подготовки к наступательной Рижской операции погиб молодой лейтенант, к которому на фронт в виде исключения приехала мать. Суровые офицеры, уже привыкшие терять боевых товарищей, с трудом подыскивали слова, чтобы утешить женщину, которая только вчера разговаривала с единственным сыном. Свиделись, чтобы попрощаться.

Вести наступление в Прибалтике было невероятно сложно из-за особенностей рельефа, к тому же фашисты за эти годы создали несколько укреплённых оборонительных линий.

- В районе Риги были созданы оборонительные обводы: внешний имел два оборонительных рубежа и проходил в 10–15 км от города, внутренний был оборудован по предместьям столицы Латвии, - указал Андрей Ерёменко.

Враг сосредоточил значительное количество сил, чтобы удержать во что бы то ни стало город с прекрасным портом. Командовал вражеской группировкой фанатично преданный нацист, который каждый свой шаг согласовывал с Берлином, получая подкрепления. Фашисты минировали здания, чтобы оставить за собой пепелище. Казнили пленных в концлагерях.

Задача, которая стояла перед советскими армиями, была непомерно сложная. Но наши стратеги отыскали в обороне врага слабое звено: сместили направление главного удара, заставив противника ослабить оборону города. А затем создали угрозу окружения, вынудили фашистов уйти из латвийской столицы. Тем не менее, бои за Ригу всёравно шли упорные, ожесточённые.

13 октября бойцы 3-го Прибалтийского фронта очистили всю правобережную часть Риги. В честь этого события в Москве были произведены 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Войска, которые участвовали в освобождении города, получили благодарность Верховного главнокомандующего, который распорядился взять латышскую столицу с минимальными разрушениями.

- Если 13 октября в основной части Риги на правом берегу Даугавы праздновали освобождение, то на левом берегу продолжались ожесточенные бои на ближних подступах к городу. 15-й гвардейский корпус своими 29 и 30-й гвардейскими дивизиями атаковал ожесточенно сопротивлявшегося противника и продвинулся на 1 км. Гитлеровцы продолжали атаковать при поддержке танков, - описывает ход боёв Андрей Ерёменко.

Борьба за Ригу продолжалась ещё два дня. Однако благодаря проведению Мемельской операции, которая стала полной неожиданностью для врага, тем не менее удалось оттянуть силы противника из города и избежать разрушительных уличных боёв и многочисленных жертв среди населения...

Среди тех, кто освобождал Ригу были и солдаты Латышского корпуса, которых по понятным причинам горожане чествовали горячее всего. И бойцы заслужили эти тёплые улыбки и приветствия, ведь прорывались в город сквозь огненную бурю и всё-таки сокрушили противника.

- Мне тогда казалось, что в создавшейся обстановке необходимо было всеми наличными силами 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов без каких-либо перегруппировок и паузы в наступлении перейти к решительному преследованию не всегда организованно отступавших из Рижского укрепрайона главных сил группы армий «Север», не допустить их беспрепятственного отхода. Необходимо было нанести им поражение, поскольку в Курляндии гитлеровцы могли спастись от наших ударов, перейдя к жёсткой обороне в благоприятных условиях лесисто-болотистой местности. Важно было максимально использовать относительно сухое время для решительного наступления… - раздосадованно отмечал в своих воспоминаниях командующий 1-м Прибалтийским фронтом маршал СССР Иван Баграмян.

Тем не менее, освободители занялись решением гуманитарных проблем. Хлебопекарни были взорваны немцами - продовольствие в Ригу подвозилось, солдаты помогали восстанавливать водопровод, разминировали здания, охраняли важные объекты от диверсий.

Кажется, что памятники молчаливы, ударишь и снесёшь его, что он скажет? Но если подумать, то памятники громогласны: они рассказывают очень многое не только о событиях прошлого, но и людях настоящего.