Найти в Дзене

Если особенный ребенок реально стремится заниматься, то никакие особенности его не остановят

Оглавление

Занимаясь с детьми с особенностями развития разного возраста в творческих и театрально-музыкальных кружках нашего спецучреждения и общаясь с их родителями, наблюдаю в основном две картины.

Первая: когда родители воспринимают ребенка как совершенно обычного и здорового (и лучше других) и предъявляют к нему требования, не всегда соответствующие его уровню развития. Они думают так: "Раз ребенок в 6 лет должен уметь то-то и то-то, то и я своего заставлю!"

Не учитывая, что по уровню развития он соответствует трехлеточке, мама расстраивается, сердится на ребенка, давит… И, в итоге, отбивает охоту вообще к любой деятельности.

Вторая: обратная. К особенному ребенку, независимо от степени тяжести нарушения, относятся как к теплолюбивому цветочку, пылинки сдувают, ограждают от всяких внешних воздействий и… щадят, щадят, щадят. Во всем!

  • Помыть за собой чашку? Да не дай бог мой Тёмочка перетрудится!
  • Слепить на занятии 2 колбаски из пластилина? Ой, а я всенепременно Димочке помогу размять кусочек, а то мой зайка утомится.
  • Или так: у ребенка по расписанию занятие, допустим, по музыке, в 9.00, так нет же! Ой, переставьте НАМ на попозже, моя Настенька не любит вставать раньше 10.30, пусть девочка высыпается.

Ну, вот в таком примерно духе.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И ребенок со временем понимает, что ему напрягаться - ну совсем не нужно. Чуть "хныкну" - и мама все за меня сделает. И какое здесь может быть развитие? Ведь все знают, что там происходит с водой и лежачим камнем.

Какое из двух зол больше вреда приносит - трудно сказать. Ведь все зависит от каждого конкретного случая. И "золотая середина" для каждого ребенка - своя.

А бывают совсем иные дети, которые вне классификаций и категорий. По крайней мере, за время работы из таких встречала только одного. Точнее - одну. Несколько лет назад.

Катя

Девочка из интерната для детей с ДЦП. На то время ей было 11 лет. Интеллект - норма, руки - хоть и немного неловкие, но вполне рабочие, а вот с ножками - да, беда. Передвигаться могла только с очень крепкой поддержкой взрослого.

Тяжело было, но она не жаловалась. Наоборот - легкая, жизнерадостная девчонка. С ней можно было очень приятно побеседовать, как будто знаешь ее 100 лет.

А еще она очень любила занятия!

Все! И учебные, и творческие, и математику, и музыку. Когда воспитатели приводили ее на занятие (чаще на колясочке), Катя с огромным удовольствием выполняла задания и за себя, и "за того парня", и еще малышу какому-нибудь раз - и поможет: то куклу пальчиковую надеть, то мелкую детальку на поделку приклеить.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Это надо прочувствовать

А еще было так. Сижу в кабинете, жду, когда воспитатель приведет Катю. По расписанию - как раз ее время, и Катя об этом отлично помнит. Но их все нет и нет. Значит, надо спуститься к ним на этаж, в стационар узнать, вдруг девочка приболела или какую-то процедуру на время моего занятия переназначили.

Выхожу на лестничную площадку, а там Катя… ползёт. Точнее, карабкается по ступенькам, руками, а потом, с кряхтением, подтягивает под себя непослушные ноги. И уже почти весь пролет проползла! А увидев меня, улыбнулась:

  • "Ой, здрасьте, а я на занятие к вам еще не опоздала?"
  • "Катя, что случилось? Как это пони…" - пытаюсь ей вопрос задать, а у самой челюсть так оттянулась книзу, вот-вот до ступеньки опустится.
  • "Вы простите, - говорит Катя, - мою коляску Мишина мама на урок взяла. А сегодня старенькая воспитка работает, она пешком меня не дотащит".
  • "Ну и?" - сажусь на ступеньку, с ней рядышком, чтобы, так сказать, быть на одной волне с Катей.
  • "Мне очень-очень заниматься хочется. Идемте, да?"

До двери на этаж Катя "дошла" ползком, но уже держась за меня (я - мелкая, буксир из меня - никакой). Но уже на этаже Кате помог чей-то папа из дневного стационара дойти до кабинета.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Уж сколько времени прошло, а я до сих пор не устаю восхищаться Катей. Ее стремления к знаниям, умениям, труду и культуре достойны быть примером для многих здоровых ребят. Вот так-то!

Вам же, дорогие читатели, успехов в Ваших стремлениях.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ

Если ребенок не может пересказывать текст, запишем его в троечники
Со странностями (будни педагога)12 октября 2021
Оказалось, что чужой тяжелый ребенок понимает педагога лучше, чем умные образованные коллеги
Со странностями (будни педагога)11 сентября 2021

#учителя и дети #воспитание ребенка #особенные дети #инклюзия #образование