Каким был мост, который построили здесь почти 90 лет назад, и зачем он понадобился? В чём особенность и уникальность старой конструкции? Почему через некоторое время пришлось строить другое сооружение? Правда ли, что около 10 лет старый и новый мост существовали рядом друг с другом? А также - как конструкцию превратили в ту, что мы видим сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Он не всегда был таким
Сегодня этот мост через канал имени Москвы едва ли можно считать примечательным. Обычная массивная конструкция для движения машин без единого украшения. Но стала она такой лишь в 1970 году. До этого здесь было сооружение, внешний вид которого кардинально отличался от современного. Его возвели в 1937 году, чтобы сделать транспортную переправу через вышеупомянутый канал.
Когда-то здесь протекала небольшая речка Химка. В начале 1930-х годов территория стала частью масштабного проекта по созданию канала "Москва - Волга". В 1947-м его переименовали в канал им. Москвы, в честь 800-летнего юбилея столицы. Поскольку здесь пролегало весьма оживлённое #ленинградское шоссе (до 1924 года оно именовалось Петербургским), строительство крупного моста было необходимо. Автором проекта сооружения выступил инженер Е.С. Уланов.
Он разработал конструкцию, которая по внешнему виду чем-то напоминала железнодорожный мост. Всё благодаря огромной арке, расположенной в центре сооружения. Если посмотреть старые фотографии, кажется, что металлическая конструкция словно парит в воздухе. А по середине её пронизывает дорожное полотно.
Действительно парящий мост
Интересно, что работы по строительству моста вели, когда канал ещё не заполнили водой. Здесь был огромный овраг, по которому тонкой струйкой продолжала течь река Химка. В литературе можно даже встретить любопытную деталь на этот счёт. Рабочие при монтаже использовали пневматические молотки. Приборы издавали громкий звук, который эхом отражался от оврага и разносился на большое расстояние.
Дорожное полотно, по современным меркам, являлось узким. Всего три полосы движения. Но для тех лет этого было достаточно. В 1930-х годах столица ещё не могла похвастаться плотным автомобильным движением. Позаботились инженеры и о пешеходах. Для них на мосту с обеих сторон обустроили весьма широкие тротуары. С них открывались красивые виды на окрестности. Тогда здесь не было невероятного количества типовой жилой застройки вдоль берегов.
Сама по себе конструкция моста визуально получилась очень лёгкой. Не только благодаря очертаниям арки, но и за счёт опор, которые лишь немного возвышались над водой. Всё это вместе и создавало ощущение, будто сооружение парит над каналом имени Москвы. Вид из проезжавших по мосту автомобилей также открывался эффектный. Арка над полосами движения смотрелась весьма необычно.
Новое уничтожило старое
Как это часто бывает, со временем конструкция устарела. Ленинградское шоссе стало таким загруженным, что ни пропускная способность моста, ни его грузоподъёмность не отвечали необходимым требованиям. Поэтому во второй половине 1960-х годов решили возводить другую конструкцию. Проект создали архитектор К.Н. Яковлев, а также инженеры В.Д. Васильев и Н.Н. Рудомазин. Строили новый мост рядом со старым. Поэтому какое-то время он продолжал работать. А потом стоял, как дополнительное украшение, уже без движения. Окончательно #история арочного красавца завершилась в 1980 году. Его полностью разобрали.
Открылся новый мост в 1970 году. Его соорудили из железобетона и стали. Никакого декора здесь уже не было. Разве что покрашенное синей краской основание конструкции. Крупные опоры и отсутствие арки уже не создавали ощущения лёгкости. Зато количество полос для движение автомобилей увеличилось - их сделали по три штуки в каждую сторону. В таком виде Ленинградский мост просуществовал до 2000-х годов.
Тогда вновь потребовалось увеличивать его пропускную способность. Как и семь десятилетий назад, местность стала частью очередного крупного проекта. Теперь эта была "Большая Ленинградка". Работы по расширению моста начали с опозданием: возникли проблемы с подрядчиком. Для автомобилей новая конструкция стала доступна полностью только в мае 2011 года. По сути, это было строительство второго моста-дублёра.
Отныне в сторону области для машин стало доступно уже целых 6 полос, а по направлению в центр Москвы - 5. Видимо, в столицу все хотят не так сильно, как обратно. Хотя, конечно, всё это шутки. Просто по каким-то причинам, новую часть моста сделали на одну полосу меньше. Конечно, реальность вынуждает перестраивать старые сооружения в угоду изменившимся обстоятельствам. Но жалко, что взамен оригинальной конструкции город получает нечто безликое.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!