Недавно ещё раз пересмотрела материалы о древних памятниках Катайского района, которые были опубликованы в «Археологической карте Курганской области» (1993 год). В ходе проведённых разведок и раскопок разных лет был получен разнообразный материал. Но я ничего не нашла о том, что меня интересовало, а именно, о находках литейных форм на территории нашего района. Не буду утверждать, что таких находок ещё не было, так как у меня нет возможности поработать с фондами археологических памятников, но можно сказать, что это не совсем обычные и массовые находки, как, например, керамика.
В 2021 году на недавно открытом поселении бронзового века в Медведевой были найдены две створки двух разных литейных форм. До их обнаружения было уже понятно, что жители поселения занимались выплавкой металла, а формы только подтвердили догадку.
Ещё в 1999 году житель Никитиной В. А. Клоков нашёл бронзовый наконечник копья. Находкойзаинтересовался доктор исторических наук, уральский археолог Сергей Фёдорович Кокшаров (г. Екатеринбург). В настоящее время в Институте Археологии Российской Академии Наук (г. Москва) проведён спектральный анализ наконечника копья, а металлографию сделали в Тюмени и Новосибирске. Учёные пришли к следующим выводам.
Наконечник копья отлит из низколегированной оловянной бронзы (Sn0,74 %) в двусторонней литейной форме со вставным вкладышем (наличие затертых литейных швов сбоку втулки). Отливка получена некачественная — с многочисленными литейными трещинами и недоливом металла на втулке и в верхней части лезвия. Литой наконечник копья был подвергнут существенной доработке ковкой с целью устранения пороков литья, растяжки и заострения лезвийной части. Для этого орудие было нагрето до предплавильных температур 900–1000 градусов Cи при этой же температуре проковано с существенными степенями деформирующего воздействия 70–80 % (гомогенизация сплава, крупные размеры полиэдров до 0,4 мм в поперечнике с оплавлением границ, замеры микротвёрдости металла на втулке и лезвии). Деформация металла с повышенными концентрациями свинца и висмута при его горячей деформации привела к появлению крупных трещин красноломкости, поломке лезвия и втулки.
Датировано копьё поздним бронзовым веком (второе тысячелетие до н. э). Артефакт отнесли к разряду случайных находок.
Затем в 2019 году в Медведевой был обнаружен шлак медеплавильного производства, что подтвердили специалисты. Подобные образцы шлака были найдены в разные годы в селе Верхнеключевском и селе Зырянка. Оба поселения расположены по реке Синаре.
В 2020 г. в Медведевой был найден массивный камень (1 кг 254 г.), изготовленный, предположительно, из базальта. Такое каменное изделие вполне подходит для дробления и растирания руды. Со мной согласился профессор А. Д. Таиров, который вместе с группой челябинцев побывал в нашем школьном музее.
А следующей находкой стали 2 створки каменных литейных форм, о которых я сообщила уральским и курганским археологам. А челябинские археологи предположили, что они изготовлены из тальковых пород камня.
Такое впечатление, что земля выдавала то, что было ранее утрачено, небольшими порциями, чтобы посмотреть, как мы всем этим распорядимся. На мой взгляд, наконечник копья, найденный в Никитино, отливался именно на месте поселения, где жили металлурги бронзового века. Сохраняется большая вероятность того, что последуют другие находки.
Древние металлурги обладали обширными знаниями в области изготовления металлических изделий. Путём многолетней практической деятельности они определили, какой сплав нужен, например, для оружия, а какой - для ювелирных украшений или орудий труда. Но и для них это было настоящее чудо появления на свет новой вещи: ножа, наконечника копья, украшения, серпа и т. д. Поэтому учёные полагают, что всё, что было связано с металлургией, считалось магией и окружено особым почитанием, в том числе литейные формы. Известно, что вышедшие из употребления или сломанные литейные формы хоронили, как людей.
То, что в древности на территории нашего края мог быть небольшой металлургический центр (возможно, и не один), который обеспечивал округу необходимыми предметами, не вызывает удивления. Потребности у людей в бронзовых изделиях уже были. Источники сырья находились недалеко, знания и опыт существовали. Лесные ресурсы, необходимые для получения древесного угля, были рядом. К тому же для поселения выбрано выгодное географическое положение. Недалеко сливаются реки Синара и Исеть, связанные с Южным и Средним Уралом, а по Исети можно было двигаться дальше на восток.
Археологи проявили интерес к находкам литейных форм. Можно надеяться, что данные древности, найденные в Катайском районе Курганской области, тоже будут введены в научный оборот.