Альбрехт Дюрер прославился как гениальный гравер и график. А вот другая грань его таланта — пейзажная живопись, не так известна. Но именно Дюрера считают родоначальником европейской акварели. В честь дня рождения немецкого мастера предлагаем познакомиться с его пейзажами.
Пейзажи родом из путешествий
Для творца эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер много путешествовал по Европе. Первую заграничную поездку он совершает в 1490–1494-х годах в качестве «странствия» — завершающего этапа становления мастера. Во второй поездке, предпринятой сразу после женитьбы, художник добирается до Италии, где впитывает идеи эпохи Возрождения. Впоследствии Дюрер проживет пару лет в Венеции, в начале 1520-х годов вновь посетит Нидерланды, но всегда будет возвращаться в родной Нюрнберг.
Почти все пейзажи и натурные зарисовки Дюрер напишет в путешествиях, передавая свои впечатления от увиденного. Одним из первых в Европе художник начал работать с акварелью, создавая изящно-графичные многослойные рисунки. Он фиксирует окружающие виды и состояния природы, пишет один и тот же замковый двор в безоблачную и в хмурую погоду. В его изысканных акварельных пейзажах соединяется непосредственное заимствование с натуры и стилизация, а приверженность графике привносит в этюды торжество четкой и строгой линии.
Внимательность к каждому камню, каждому оттенку цвета и закоулку, к «старине», еще почти не бывшей таковою во времена Дюрера — вот основа и краеугольный камень этих этюдов, сделанных художником по большому счету «для себя».
Романтические пейзажи и тени рыцарей
Обгоняя свою эпоху, на рубеже 15–16-х веков Дюрер пишет романтические пейзажи, подобные, по словам Александра Бенуа, «декорациям для средневековых поэм, полных неожиданных приключений». По чистоте и легкости красок они могли бы принадлежать мастеру 19-го века. Иные этюды точностью напоминают фотографию, сделанную в альпийском отпуске в глухом горном уголке. А словно витающие в этюдах тени рыцарей и хрип их коней отразятся впоследствии в гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол».
Но есть среди дюреровских акварелей работы, лишенные выпуклой графичности линий. Эти нежные этюды выполнены легкой рукой не гравера, но подлинного мастера, они «душисты, нежны, как акварели Тернера» — восхищался Бенуа.
Фиксация будничной жизни
Но Дюрера интересовали не только крайние состояния природы, линейная строгость замков и эффектные виды: среди его этюдов множество изображений обыденной природы и будничных зарисовок. Мельницы, домики простых бюргеров и проволочные мастерские так же важны и значимы для художника, как замки и крепостные стены. Деревушки, городки, просторы и тихие уголки — все эти элементы создают идиллическую атмосферу. Эти работы Дюрера служат предвестником рембрандтовского гения.
Необыкновенная для своего времени реалистичность и точность
Штудия «Большой кусок дерна», называемая также «Травой», по глубине проработки стоит в одном ряду со знаменитыми «Зайцем» и «Руками молящегося». Судя по точке зрения, рисунок сделан в мастерской, а не на лугу. При этом устремленные вверх тонкие стебли и отдельные листья подорожника, одуванчика, маргаритки и тысячелистника, все тончайшие линии прорисованы предельно реалистично, а широкие темные мазки передают характерную болотистую почву луга.
Влияние пейзажей на графику
Мотивы и детали многих пейзажных зарисовок Альбрехт Дюрер впоследствии перенес в свои графические работы. Внимательный зритель найдет в них почти те же самые живописные виды родного художнику Нюрнберга и альпийских замков и столь же тщательную прорисовку растений и животных.
Для справки:
В России некоторые из работ Дюрера можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Банк ВТБ выступает многолетним партнером музея. При поддержке банка в Эрмитаже проходила выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».