Найти тему
За гранью истории

Роксолана и Султан – история любви, которая изменила Османскую империю

Страсти по сериалу «Великолепный век» не утихают до сих пор - поэтому я решил посмотреть реальную историю героев этого фильма. И историческая информация о прототипах нашлась.

Например, всем интересно, как на самом деле звали Хюррем. В европейской трактовке часто можно услышать имя Роксолана. Но это вольное наименование, потому что это не совсем имя, а принадлежность к роду – роду Роксолан (они жили на территории современного Крыма).

Имена Анастасия и Александра также могут быть связаны с Хюррем, потому что в те времена очень популярной в Европе была песня о Настусеньке, оказавшейся в гареме султана.

Рисунок современного художника. Фото в свободном доступе
Рисунок современного художника. Фото в свободном доступе

Русская или украинка – тоже вопрос, но с большей вероятностью у Хюррем были польские корни, потому что фамилия ее была Лисовская. Но с точностью сказать нельзя ни об имени Хюррем, ни о происхождении. Правда, имя Роксолана стало более привычным для обозначения женщины, с которой у султана были особые отношения.

В сериале девушка поразила султана красотой, за что и попала в гарем. Реальность спорит с киношным сюжетом: по многочисленным свидетельствам она не была красавицей. Выделить ее из толпы султан не мог. Но вполне мог очароваться звучным голосом и попросить подвести к нему его обладательницу.

Хюррем ( актриса Мерьем Узерли) в сериале
Хюррем ( актриса Мерьем Узерли) в сериале

В сериале «Великолепный век» у Хюррем длинные рыжие волосы, светлая кожа, и красивая фигура в безукоризненных одеждах. Но только историческая подлинность одежд точно не была безукоризненной: в то время на Востоке не могло быть корсетов и платьев с выраженной талией.

Халаты, сапоги и штаны – так, довольно по-мужски одевались турчанки. Женщины из гарема носили мешковатые брюки и широкую рубаху. А если выходили на улицу, еще и длинное платье поверх.

В описаниях Хюррем авторства посла Бергалини, женщина не обладает привлекательной внешностью: черты лица ее расплывчаты, крупноват нос, губы тонкие, а глаза маленькие и впалые. И даже брови фактически сливались с тоном кожи. А еще он отметил, что дама была неаккуратна, любила чревоугодничать и не до конца убирала остатки пищи с лица.

Один и старинных портретов наложницы султана
Один и старинных портретов наложницы султана

Кажется, после таких описаний рассыпается вся сказка. Но реальность еще интереснее. Чтобы жениться на Хюррем, султан создал для нее специальный титул «хасеки» (любимая жена). В отличие от других наложниц она родила ему не одного ребенка, а пятерых.

-4

Это злило приближенных, но спорить с султаном было невозможно. Злость их можно было понять – чужеродная наложница ломала такие крепкие законы. Раньше мусульмане могли жениться лишь на подаренных одалисках, а вот на тех, что самолично приобретены султаном в гарем, нет. Но Хюррем удалось, как сказали бы сейчас, совершить прецедент.

Султан Сулейман Великолепный
Султан Сулейман Великолепный

Перед свадьбой султан освободил ее. Потому как на первое предложение замужества женщина ответила отказом. Такова была ее позиция, если и выходить замуж, то из статуса вольной, а не рабыни. И это тоже вызвало шок и негодование у всех вокруг.

Когда ребенок вырастал, супруга султана должна была вместе с ним покинуть Стамбул – в одной из провинций юноша учился управлять, принимать в наследование империю. Но Хюррем-Роксолана осталась, дети уехали одни. Почему, до конца неизвестно. Вероятно, сам султан не хотел отпускать жену.

Султан Сулейман в сериале (актер Халит Эргенч)
Султан Сулейман в сериале (актер Халит Эргенч)

Даже если опустить истории о том, как Хюррем могла избавляться от других наложниц, какие интриги плести (потому что все они не имеют серьезных оснований для принятия фактичности), точно ясно, что ум у женщины был незаурядным.

Даже когда ей уже исполнилось пятьдесят, султан оставался ей верен и не хотел даже смотреть на новых наложниц. Она была самой влиятельной женщиной Османской империи. Ее хоронили с невероятными почестями. При жизни ее осуждали, о ней шептались, ее ненавидели, но при этом уважали и боялись.

Хюррем на смертном одре - кадр из сериала
Хюррем на смертном одре - кадр из сериала

Что было такого в Хюррем (или Роксолане, или Александре, а может быть, Анастасии), узнать невозможно. Никто из современников не описал небывалой красоты возлюбленной султана. А портреты писались на заказ, и могли сколько угодно оказываться комплементарными по отношении к объекту изображения.

Но эта история лишь доказывает, что сила энергетики, харизма, необъяснимая совокупность черт решают куда больше, чем внешняя привлекательность. Значит, Хюррем наполняла султана, знала, как его успокоить и поддержать, как увлечь и заставить забыть о проблемах, как вынудить его нуждаться в ней.

-8

И хоть внешнее описание никак не льстит жене Сулеймана, сохранившаяся переписка супругов говорит о высоком интеллекте женщины. Она выучила арабский, могла писать стихами, высоким стилем, полным образности.

Несложно догадаться, что во времена Османской империи такие способности для женщины были редки. Одно понятно, она была уникальной, смогла стать для султана той, ради которой он готов менять вековые традиции и идти наперекор всем.