Уже более двух лет весь мир живет в эпоху пандемии коронавируса. Только в Нижегородской области миновали пять волн вируса COVID-19. Между тем учёные продолжают обнаруживать всё новые штаммы коронавируса, которые отличаются большей патогенностью. Но до сих пор первичный источник возникновения COVID-19 точно неизвестен. Об этом рассказал выпускник Университета Лобачевского, вирусолог Центра им. Гамалеи Сергей Альховский.
Эта пандемия, так же, как и предыдущие вспышки схожих заболеваний, помимо решения медицинских задач, поставила перед учёными ряд очень серьезных вопросов, связанных с происхождением вируса.
Любая вирусная инфекция человека – это бывший занос из животного мира. То есть какая-то инфекция животных, которая десятки или даже сотни тысяч лет существовала и циркулировала в своем природном резервуаре, а затем однажды под воздействием различных факторов трансформировалась в какой-то вариант, который приобретает способность инфицировать человека. В результате происходит так называемый выплеск из природного резервуара в человеческую популяцию нового возбудителя. Каковы точные механизмы этого процесса, что происходит конкретно с вирусом, почему появляются такие варианты, почему они отбираются в процессе эволюции, как происходит непосредственно этот переход? Все эти вопросы, они изучены достаточно слабо и пандемия «COVID» в этом плане сыграла очень позитивную роль. Благодаря ей исследования очень сильно интенсифицировались, и на этой модели мы стали понимать намного лучше этот процесс, – рассказал Сергей Альховский.
Специалисты смогли установить, что природный резервуар коронавирусов – это подковоносые летучие мыши. Ареал их обитания достаточно обширный. Северная граница ареала затрагивает южные территории России – в основном это Кавказ, Крым, Черноморское побережье.
Мы запустили масштабный проект по обследованию природных очагов подковоносов, который расположен на территории Сочинского национального парка. Это Хоста, Адлер, Красная поляна – там расположено очень много различных пещер, где и живут летучие мыши. По итогам исследований мы нашли в подковоносах два новых коронавируса летучих мышей, которые обладают значительным родством с коронавирусами из азиатского региона. То есть эти вирусы циркулируют не только там, но и у нас, – говорит Сергей Альховский.
По словам учёного, получены данные, которые показывают, что даже в российской популяции подковоноса существуют вирусы, обладающие потенциальным пандемическим выплеском в человеческую популяцию. Но утверждать что-то конкретное пока рано, учёные продолжают исследования.
Мы анализировали заражённость летучих мышей, в целом по региону она составляет от 5 до 15%. Но заражённость летучих мышей очень неоднородная, то есть в некоторых пещерах или колониях она может быть нулевая, а в некоторых – достигать 62%, то есть практически 2/3 популяции животных несут эти вирусы, – говорит Альховский.
Сейчас учёные поставили вопрос о том, чтобы перекрыть доступ туристов к пещерам, где обитают подковоносые летучие мыши. Пока однозначного решения не принято.
В целом работа учёных, занимающихся исследованием вирусов, основана на двух подходах: фундаментальном, который связан с изучением изменчивости этих вирусов в природных резервуарах, и превентивной разработке средств профилактики и лечения.
За два года сделан колоссальный прорыв: сократилось время разработки вакцин, увеличилась скорость реакции на штаммы. Разрабатываются лекарства, что более перспективно, чем вакцины. Да, мы не можем предотвратить полностью пандемию, но сейчас способны реагировать более адекватно и эффективно, – отметил Сергей Альховский.