Многих любителей истории и даже исследователей часто смущает вот эта известная фраза из легендарной части русских летописей:
"по сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо къ вьстоку . до предѣла Симова, по тому же морю сѣдѧть къ западу . до земли Агарѧньски и до Волошьскыє"
Исходя из ошибочного, как сейчас уже известно, предположения, что варяги это некий народ, делается опять таки ошибочное предположение, что он проживал на обширной территории от западной части Балтийского моря и до Нижней Волги. После чего часто следует опять таки неправильное предположение о том, что термин варяги тождественнен славянам. Либо о том, что варяги это принципиально разные народы, и к этому термину можно отнести в том числе и те которые жили на востоке и даже на Каспии.
В данной же статье рассмотрим почему на самом деле в летописи автором употреблена такая фраза.
Возможны два варианта Это сообщение надо рассматривать либо как часть легенды о призвании, либо это отдельная часть Повести времнных лет.
Во втором варианте, если эта фраза не часть легенды о призвании, то значит это часть все того же предисловия где описыватся происхождение народов от потомков Ноя. Соответственно это поздняя христианская вставка-предисловие, которая либо не исторична вообще и является художественным вымыслом, либо это не совсем художественная часть, но несет в себе представления о происхождении народов на момент начала летописания т.е. составлено оно не раньше середины XI века, а возможно и вообще в XII веке. Т.е. реалии IX века она может и не отражать. В любом случае в этом варианте эта часть ПВЛ - не надежный источник, чтобы на основании него делать какие то однозначные выводы.
Поэтому нам интересен первый вариант. Здесь мы предполагаем, что данная фраза не является частью христианской вставки-предисловия рассказывающего о потомках Ноя, а является частью легенды о призвании. В таком случае слово "варяги" следует понимать как "русы" ибо термин "варяги" появляется не раньше конца X века, а возможно вообще в XI веке. Именно русами (роуси - ruotsi) называли пришлых скандинавов финские, а потом и славянские народы. Далее, надо понимать, где именно эта легенда возникла. А возникла она либо в самой Ладоге либо чуть позже в Новгороде. Ну и, собственно, приняв либо Ладогу либо Новгород за точку отсчета, легко понять, что за русов, которые в летописи названы варягами т.к. ко времени летописания в обиходе был уже этот термин, летописец помещает на востоке вплоть до предела Симова. Началом предела Симова видимо следует считать Волжскую Булгарию, которая на тот момент была вассалом Хазарского каганата (правящая верхушка которого как известно была как раз иудейской). И у нас полно арабских источников, говорящих о русах посещавших как Волжскую Булгарию так и Хазарскй каганат. Есть и сразу несколько поселений с доказанным скандинавским присутствием восточнее Новгорода или Ладоги. Прежде всего это Тимеревское городище. А также Олонец, городище на реке Сясь (предполагаемый Алаборг), Сарское городище, Супрутское городище. Составитель легенды вполне мог знать о русах/варягах живших в IX веке восточнее. И таким образом русы - вполне себе соседи земель, которые можно отнести к условному "пределу Симову".
Слова летописца особенно помогает прояснить персидский ученый-энциклопедист и мыслитель Аль-Бируни, писавший свои труды в конце X - первой половине XI века, который видит Балтику в виде рукава, который отходит от Атлантики и тянется аж до Булгара. Это ключ к пониманию фразы, где одновременно сказано, что варяги сидят по морю, но при этом они помещены летописцем вплоть до предела Симова, который за пределами Балтики:
"Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман, этот залив известен под названием Варяжского моря; варяги — это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы — неизвестные, пустынные, непроходимые."
Также надо понимать, что в Повести временных лет сказано именно, что по Варяжскому морю, к которому также приседять ляхи, прусы и чудь, варяги сидят на восток к пределу Симову. То есть здесь в любом случае идет речь об одном и том же море, а не одновременно о Балтийском и Каспийском или Черном, как иногда любят утверждать альтернативщики. Второе море - это где говорится про агарян и волохов. Море Варяжское это несомненно Балтика, так как ляхи, пруссы и чудь тоже сидят вдоль этого моря. По этому же морю сидят варяги. И, внимательно смотрим на фразу, сидят они не "в пределе Симовом", а "до пределов Симовых" - то есть не включительно.
Надо понимать что как и у арабов тех времен, у христиан также были своеобразные представления о мире. Мир, как я уже писал ранее на своем канале, делился на условные три части и представлялся в виде карты Т-О:
Соответвтвенно, христианский летописец ни при каких условях не мог считать людей, живших в пределах Симовых, и людей, живших в земле Иафетовой, одним народом или группой близкородственных народов - в его представлении они происходили от разных сыновей Ноя, т.е. были максимально чужими друг другу, как это только в христианской картине мира было возможно.
Ошибочно также считать, что если "варяги" это термин а не название народа, то на востоке якобы жили одни варяги, а на Балтике какие-то принципиально другие. В ПВЛ не говорится о "двух видах варягов", и все варяги отнесены к Иафетову колену, а не к Симову (это важно т.к. некоторые альтернативщики считают, что к варягам летописец мог отнести какието народы жившие на Нижней Волге, Дону, и даже на побережье Черного или Каспийского моря):
"Афетово же колѣно и то варязи свеи урмане готѣ русь"
Варяжское море - Балтика, также говорится о "варягах из-за моря", взымавших дань с чуди, словен и кривичей. Кто жил на другой стороне Балтики относительно Пскова, Новгорода и земли эстов (летописная чудь)? Все теже свеи, готландцы, норвежцы, датчане. Ляхи и полабские славяне жили на том же южном побережье, что и чудь с кривичами т.е. для них они не "из-за моря", а соседи по побережью.
Таким образом, анализируя древний источник надо опять таки учитывать представления того временни о географии, о чем я не раз уже напоминал читателям на моем канале.
Читайте другие мои статьи с разоблачениями лжеисторических мифов, подделок и лжеисториков:
Про знаменитые подделки, с помощью которых часто дурят людей:
Что нужно знать о так называемой "Велесовой книге"
Подделка, изменившая всю мировую историю
Что надо знать о так называемых "Булгарских летописях"
Еще одна подделка, изменившая наш мир
Кто первым на Руси начал переписывать историю?
Можно ли верить "Иоакимовской летописи"?
Как три немца пишут нашу историю прямо сейчас
Про известных лжеученых и мистификаторов:
"Новая хронология" Фоменко - Носовского. Что с ней не так и почему это лженаука?
Николай Левашов. История одного обманщика
Почему не все писатели историки одинаково полезны
Цикл статей, разоблачающих современные распространенные мифы:
Почему Киев не "мать городов русских"
Лженаука и варяги Льва Прозорова
Княгиня Ольга. Хельга или Вольга?
Об Игоре князе замолвите слово...
Почему Выборг - не древний славянский город
Был ли сокол родовым гербом Рюриковичей?
Почему княгиня Ольга - "королева ругов"?
Какое отношение имеет санскрит к русскому языку?
Было ли Монголо-татарское иго? Или все таки нет?
Великая Тартария - мифы и реальность
Как огромная монгольская армия ходила в длительные походы
Почему татары на миниатюрах похожи на европейцев?
Приорат Сиона - мистификация или тайный заговор?
Почему Великая Китайская стена такая странная?
Дальневосточные пирамиды. Следы утраченной цивилизации?
Загадка гробницы погибшего короля
Еще интересные каналы, на которые стоит подписаться: