Найти тему
Короче, о книгах

О чем пишет Брет Истон Эллис и почему стоит почитать его провокационные романы?

Оглавление

Кем только не называли писателя Брета Истона Эллиса — и пcиxически нeздopoвым, и извpaщенцем, и глубоким циником, насмехающемся над обществом, в котором сам живёт… Однако сколь бы провокативной не была его проза, нельзя не отметить талант и чувство юмора Эллиса, его глубинное понятие психологии людей и абсолютное мастерство истинного писателя.

Брет Истон Эллис
Брет Истон Эллис

До того, как стать известными писателями Брет Истон Эллис, Донна Тартт и Джонатан Летем были однокурсниками в Беннингтон-колледже — частном колледже свободных искусств, расположенном в Вермонте. Все трое неоднократно восхищали и разочаровывали друг друга, поскольку дружбу их подогревало соперничество. В Беннингтоне было самое дорогое обучение в США и очень жесткий отсев студентов. И хотя изначально Эллис изучал там музыку, постепенно он перешел к писательству — главной страсти его жизни.

Поначалу Брет был жутко стеснительным, почти социофобом. Если его спрашивали, как дела, он всегда отвечал: "Туго". И неспроста. Он находился за миллион миль от дома (Лос-Анджелес), где его семья разваливалась: родители развелись практически сразу как только он поступил в колледж.

У Эллиса всегда были очень непростые отношения с отцом. Роберт Эллис имел серьезные проблемы с aлкoголeм и нapкoтиками и до восемнадцати лет Брет частенько подвергался нacилию с его стороны. Роберт Эллис умер в 1992 году, так и не примирившись с сыном. Их сложные отношения найдут отражение во всем творчестве Эллиса.

Несмотря на замкнутость, Брет всё же был невероятно популярен. Свидания, вечеринки и разнообразные тусовки… Он наслаждался этим. Тем не менее, как писатель Эллис был очень дисциплинирован: читал и работал как бешеный, не лез из кожи вон ради оценок, но изо всех сил старался состояться как писатель. Большое влияние на него оказал журнал Interview (создателем журнала Interview был Энди Уорхол). Вдохновленность журналом и самим Уорхолом в итоге довольно сильно сказалась на его прозе. Уорхол был его примером для подражания. Рубленые фразы, лаконичность предложений, ирония, навязчивое упоминание имен и, казалось бы, бесконечные списки дизайнерских товаров — стиль, свойственный Уорхолу, и его нельзя не заметить у Эллиса. С другой стороны, Эллис также почитал прозу Джоан Дидион и во многом на неё равнялся.

Его роман «Ниже нуля» опубликовали в 1985 году, когда Эллис заканчивал первый курс. На рекламу денег не было. Первый тираж составил 5000 экземпляров. Предполагалось, что это будет маленькая книжка на любителя, однако она имела колоссальный успех. Так дебютный роман привел его к славе в возрасте 21 года.

Удачно начав писательскую карьеру, Эллис также очень помог в продвижении работ Донны Тартт. В благодарность она посвятила свой первый, а возможно и главный роман её жизни, — «Тайную историю», именно Брету Истону Эллису. Только что Донна была неизвестной, никогда не публиковавшейся писательницей, как вдруг издатели принимаются рвать друг другу глотки за её книгу, а киностудия покупает права на экранизацию. Брет начал называть её Мадонной Тартт. (Права на экранизацию продавались три раза, и во всех трех случаях съемки срывались — из-за внезапной гибели кого-то из основных создателей — это прикрепило роковой шлейф к роману «Тайная история»).

О чем же книги Эллиса? Практически все его произведения — это экстремальное погружение в мир бесцельного существования американской золотой молодежи, их спившихся семей, отношений со сверстниками и старшим поколением. Как украшение такой жизни — aлкoголь, нapкoтики, ceкс, дорогие машины и абсолютное равнодушие, как к себе, так и к другим. Однако не всё так просто...

«Американский психопат»

Издательство: Азбука, 480 страниц
Издательство: Азбука, 480 страниц

Не зная ничего об Эллисе, действительно может закрасться мысль, что это книга от психопата и для психопатов. Рассказывает она о Патрике Бэйтмене, который в свои 26 лет обладает прекрасной квартирой, высокооплачиваемой работой, модельной внешностью и отменным вкусом в еде и одежде. Ему не составляет труда крутить романы с разными женщинами (а ещё, к его вящему неудовольствию, долго отбиваться от ухаживаний одного мужчины), он с равным успехом разбирается как в моде, так и в общественной жизни, а коллеги и друзья прислушиваются к его советам. Однако за нереально безупречным фасадом скрыта личина жестокого yбийцы, невероятно далеко залезшего в недра тьмы…

В этом романе Эллис высмеивает идеалы богемной ячейки американского общества 80-90 годов, рассказывает о низости их желаний, скудности тем для разговоров и рассуждений, рассказывает о трудностях расстановки границ реальности, о равнодушии и безразличии, зацикленности на деньгах, богатстве, славе и брендах, о зависти. Однако это вовсе не поучительная история, которая заставит вас задуматься о важном и поверить в торжествующее добро. Совсем наоборот: «Американский психопат» — это роман-предостережение для общества, напоминание о том, что совсем рядом существует и другой мир, так непохожий на привычный нам. Он жестокий, бездушный и беспощадный. Каждый день где-то (иногда совсем рядом) происходят немыслимые звepcтва, а мы даже не знаем, совершенно не задумываемся об этом. Монстры существуют, и они среди нас. И не всегда их можно узнать по острым когтям и клыкам. Таковы идеи Эллиса, воплощенные в произведении, наполненном чрезвычайной жecтoкостью, aмоpaльностью, цинизмом и тонной черного юмора.

Честно говоря, многим стоит обойти стороной эту книгу. Скорее всего вам поплохеет от зашкаливающей концентрации нacилия в ней. Тем не менее, нельзя не отметить, что «Американский психопат» — это действительно сильная и знаковая работа, которая и по сей день совершенно не растеряла своей актуальности.

«Гламорама»

Издательство: Азбука, 672 страницы
Издательство: Азбука, 672 страницы

«Чем лучше выглядишь, тем больше видишь!» — самоуверенный девиз Виктора Варда, модели из Нью-Йорка, начинающего актера и любимца бомонда. Парень имеет потенциал, узнаваем после фото на обложках известных изданий, вхож на любые модные показы и глянцевые вечеринки со звездами. Вард встречается только с супермоделями, причем одновременно с несколькими. Вот только очень скоро всё вокруг Виктора превращается в самый настоящий кошмар. В какой-то момент исчезает ощущение реальности мира, в котором он раньше жил: деньги, знаменитости, роскошная одежда, дорогие дома… Всё это искажается и переворачивается с ног на голову. И нет у Виктора больше прежней жизни, теперь от неё остался только фасад…

«Гламорама» продолжает идею предыдущего творения Эллиса, жестоко высмеивая общество потребления. Однако эта книга более зрелая и продуманная. Автор работал над ней восемь лет и нашёл ту золотую середину, когда форма и содержание сливаются в единое целое, а не воюют за право вызвать у читателя тошноту. Плюс к этому, роман экспериментирует с неисследованными возможностями языка: раздражая читателя ненужным, лишним и, казалось бы, бессмысленным потоком слов, текст этой книги в итоге превращается в феерию смыслов.

Однако грязь, сарказм и aмopaльность никуда не делись, поэтому, прежде чем хвататься за эту красивую розовенькую книжку, убедитесь, что вы — потенциальный любитель.

«Лунный парк»

Издательство: Азбука, 416 страниц
Издательство: Азбука, 416 страниц

Здесь Брет Истон Эллис весьма убедительно вводит нас якобы в свою биографию. Но подмешивает в неё несуществующие детали. Тем не менее, читается история так, будто всё происходило на самом деле. Мы следим за писателем, написавшем известную книгу про привлекательного мaньяка-yбийцу Патрика Бэйтмена (см. «Американский психопат»). Мы читаем о его непростых отношениях с бывшей женой, мы читаем о его доме, о вечеринках… И все бы было хорошо и привычно, но творческий кризис и тяга к саморазрушению в виде нapкoтикoв и aлкoгoля (плюс некоторое рacпyтcтвo) постепенно доводят автора-героя до катастрофической неизбежности. Он корит себя воспоминаниями о тяжёлых отношениях с отцом, его тяготят непонятные чувства к собственному сыну, грусть и бессилие накатывают на него с такой силой, что в какой-то момент все его кошмары, все потаенные страхи в буквальном смысле начинают материализовываться.

В этом романе Эллис обозначил очень тонкую грань между реальным и призрачным, настоящим и внушаемым себе, когда все страхи детства, юности и зрелости вдруг в одночасье выпущенные каким-то обыденным событием, наваливаются на человека и меняют и его самого, и его жизнь.

«Лунный парк» стоит читать только если вы уже познакомились с прозой Элиса. Это не только прекрасный хоррор о творческом тупике, но и роман, на разных уровнях разговаривающий о принятии и преодолении душевных травм, коверкающих жизнь.

Напоминаю, что все названия книг кликабельны, по ссылкам вы можете ознакомиться с заинтересовавшей вас книгой получше или приобрести её.

С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Короче, о книгах»!

Telegram | YouTube | @Пульс | Помочь каналу