Сложно переоценить вклад школьного преподавателя в душевное равновесие учеников.
И речь идет не о технологическом процессе подготовки или, как выражаются некоторые, натаскивании к единому государственному экзамену.
Написав и выпустив статью Страсти по ЕГЭ, я очень ожидала увидеть обратную связь с людьми, причастными к этому вопросу.
Хотелось совместно обсудить и информационно расширить видение проблемы, сопряженной с процессом подготовки и сдачи ЕГЭ.
В статье я представила свою точку зрения на положительные и отрицательные стороны этого вопроса. А в комментариях получила два важных конструктивных замечания.
Одно замечание связано с сильными переживаниями одиннадцатиклассников, определенно связанными с волнениями о результатах ЕГЭ и возможных неудачах при поступлении в выбранный ВУЗ.
Второе замечание обращает внимание на слабую подготовку школьников, ставшими студентами и проводит прямую зависимость этого от внедренной выпускной тестовой системы.
Понятное дело, что невозможно не переживать о своем будущем в преддверии радикальных перемен. Для наших школьников, также как и для нас самих в свое время, окончание школы и поступление в ВУЗ являлось и является важной судьбоносной вехой, определяющей дальнейшее течение жизни. И в связи с этим вполне ожидаемы всяческие волнения и переживания.
Я помню, как почти тридцать пять лет назад с отчаянно бьющимся сердцем подходила к дверям своего института, где были вывешены списки поступивших. И как была в отчаянии, не найдя свое имя на листке с перечнем счастливчиков.
Причем все это происходило после двойного блока стрессов - выпускных и вступительных экзаменов.
Сейчас атмосфера вокруг выпускника значительно более нервная, чем прежде, а условия поступления значительно более мягкие.
И как объяснить этот оксюморон в целом, а повсеместную истерию в частности?
Мне в голову приходят только три ключевые причины такового.
Во-первых, в наш век информационных технологий и мгновенного повсеместного общения, к нам поступает, а мы ее принимаем, не вполне адекватная информация.
Бывает так, что своим опытом в тематических группах могут делиться не вполне адекватные люди. А мы все это принимаем за чистую монету.
Или частные случаи распространяем на повсеместную практику. Согласитесь, что писать о результатах своих детей будут в первую очередь родители с негативным опытом.
Те, у кого все хорошо, редко напишут свое впечатление о процессе. С одной стороны, чтобы не хвастаться, а с другой, все достигнутое быстро отходит в прошлое. Впереди появляются новые цели и достижения.
В итоге в соцсетях, на разных интернет-платформах возникает иллюзия повсеместной неудачи школьников.
Во-вторых, по непонятным причинам, эту истерию могут нагнетать сами педагоги. Фактически, они начинают манипулировать сознанием учеников, вынося в качестве рычага давления на них возможный низкий результат предстоящего экзамена.
Мой ребенок-студент, еще будучи школьницей, обращала мое внимание, как преподаватели в течение последнего одиннадцатого класса постоянно критиковали систему ЕГЭ, ужасались заданиям, с сомнением отзывались о возможностях детей.
Распространенным было, со слов ребенка, когда учитель выкладывал стопку тетрадей с проверенной контрольной работой и задумчиво тянул: "Да... С такими результатами ЕГЭ вы не сдадите...".
Третья причина, написанная одним из комментаторов звучит как "Ребенок поставлен в условия гонки. Тесты и репетиторы. Несколько лет".
А раньше не было репетиторов? И гонки не было? Кто хотел и мог, учился. Кто хотел, но не мог, нанимал репетиторов. Ничего не ново в этом мире.
Сейчас, по причине дистанционной подачи документов в ВУЗы в приемную комиссию все проходит абсолютно спокойно и тихо. Загляните на этаж, где расположены приемные комиссии того или иного факультета - несколько человек в коридоре. Наибольшее количество, понятно, наблюдается в последние дни первой и второй волны, когда перекидывают оригиналы.
А вот в прежние времена пышные очереди из абитуриентов и их родителей были на улице, заполоняли всю территорию перед корпусом ВУЗа. Вот это действительно гонка.
И таким образом, дети посредством родителей и учителей, а также отсутствию информационной гигиены, загоняют себя в угол и начинаются нервные срывы.
Остановимся теперь на втором недостатке ЕГЭ, отмеченном в комментариях.
Преподаватель ВУЗа написал, что внедренная тестовая система приводит к упадку качества образования школьников, и, как следствие, к низкому уровню обучаемости студентов.
И мне все никак не понять, причем здесь тесты. Нужно решить задачу. Школьник получает ответ. Без теста, он записывает ответ на листок бумаги. С тестом ставит галочку напротив правильного ответа. Причем, если, в случае, например, математики, школьник ошибся в вычислениях, но шел правильным путем, это поможет ему обратить внимание на отсутствие правильного ответа среди предлагаемых в тесте.
Тогда как записанное на листе бумаги неверное число не оставит ребенку ни малейшего шанса.
Что касается низкого уровня студентов... На мой взгляд, ЕГЭ - не базовая причина такого упадка. Причина в отношении школьных или вузовских преподавателей к своей работе.
Я имею некоторое отношение к ВУЗу. Не столь плотно как преподаватели, состою лишь в ГЭК у магистров.
В направлении, по которому я принимаю экзамен, дети, к сожалению, слабые.
И вот скажите, почему у одних магистров диссертация относительно достойная, а другие коэффициент корреляции рассчитали или написали обзор и работа готова?
Это же все зависит от научного руководителя, согласитесь.
А знания на государственном экзамене? Были же промежуточные аттестации, сессии. Смотришь в ведомости средний балл ребенка - 4.95. А на простой дополнительный вопрос ответить не может. На основной, конечно, может, так как честно списал.
Кто его аттестовал в течение двух лет? Кто ему рисовал этот высокий балл для красного диплома? ЕГЭ?
Спасибо, что дочитали.
Будет очень интересно узнать ваше мнение, дорогие читатели.
Навигация по каналу Семья и психология
#егэ #экзамен #выпускник #родители #школьник #учитель #университет