Ксения Григорьева, солистка труппы «Санкт-Петербургъ Опера», 17 мая дебютирует на Мариинской сцене. Ее пригласили исполнить партию Электры в одноимённой опере Рихарда Штрауса. О том, как певица готовится к спектаклю, читайте в интервью.
Как бы Вы ответили на вопрос, о чем опера «Электра»? Чем она может быть интересна современному зрителю?
Проблемы, которые Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь затронули в «Электре», актуальны по сей день. Это опера о сложностях взаимоотношений – и внутри семьи, и в масштабе общества, – об утраченных ценностях, когда в угоду обстоятельствам происходит подмена понятий морали, веры, добра, справедливости, любви и т. д. Авторы говорят о всеобщей отчужденности, о тотальном одиночестве, о том, что сегодня называют «выгоранием» – выгоранием личности, выгоранием отношений… Это опера про «нелюбовь» во всех ее проявлениях и со всеми вытекающими последствиями. Опера о том, что мотивация человеческого поведения может быть изначально настолько негативной, что неизбежно приведет к деструктивному финалу и разрушению личности. «Электра» – подлинно философское произведение, глубокое по содержанию, по-немецки рациональное и одновременно потрясающе экспрессивное.
Как давно в Вашем репертуаре партия Электры? Как Вы работали над этой партией? Что было самым примечательным в этой работе – с точки зрения вокала, с точки зрения актерской игры?
В моем репертуаре роль Электры появилась в 2020 году – вопреки тяжелым обстоятельствам того пандемийного времени, в период ограничений, болезней и плохих новостей. Технически, эмоционально и физически эта партия очень сложна. Чтобы она получилась, необходимо свести воедино множество компонентов, каждый из которых до того еще нужно освоить...
В моем понимании, эту роль нельзя просто спеть, ее можно только прожить, погрузившись в бездны больного сознания героини. Тогда откликнутся внутренние ресурсы исполнителя – возможности его голоса, пластики, интеллекта, физических сил, Электра остается на сцене два часа и все это время находится в состоянии крайнего эмоционального напряжения. Единый алгоритм для исполнения этой партии найти очень сложно, здесь приходится сочетать разные техники – как вокальные, так и речевые, поскольку у Штрауса очень много речитативных эпизодов, где композитор ломал все устоявшиеся стереотипы речитации. С актерской точки зрения эта роль – настоящий подарок для артиста. Внутри образа заложена невероятная свобода! Электра – заложница своего сознания, в котором происходят «игры разума». И в этих «играх» можно позволить себе всё – разумеется, в пределах режиссерских задач.
Вы поете Электру в спектакле Александрова. Насколько героиня этого спектакля отличается от Электры в постановке Джонатана Кента?
Моя первая Электра родилась в спектакле Юрия Александрова в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Электра в постановке Александрова – это сгусток энергии, существующий в некоей телесной оболочке. Отринувшая в себе всё живое героиня одержима идеей справедливости, которую она отождествляет с жаждой мести. И это – единственное, что дает ей силы жить. Как только месть свершается, Электра погибает, утратив всякий смысл существования, так и не достигнув справедливости.
Электра в спектакле Кента – другая, я это почувствовала на первой же репетиции. Она более реальна, осязаема и даже в чем-то расчетлива. Эта Электра хладнокровно выстраивает стратегию мести, благодаря которой достигает успеха в финале оперы.
Как Вы себя чувствуете в ансамбле Мариинского театра, с которым выступаете впервые?
Очень комфортно! Мне нравится такой концентрированный подход к репетиционному процессу. С партнерами по спектаклю сложились очень доверительные отношения. Возникло четкое ощущение единого направления – словом, мы работаем «на одной волне».
Беседовала Христина Батюшкина
17 мая в 20.00 в Мариинском-2 опера Рихарда Штрауса «Электра».
В главных партиях: Ксения Григорьева, Екатерина Санникова, Ольга Савова, Вадим Кравец, Олег Балашов.
Дирижер – Валерий Гергиев
#мариинский театр #дебют #опера #элетра