Совсем недавно в информационном поле возникла тема Императорских театров, когда обсуждалась идея воссоздания их Дирекции. Насколько актуальна эта повестка в наши дни, покажет время. А нам предстоит выяснить, что подразумевается под словосочетанием «императорские театры», как функционировала их Дирекция и какова была их творческая суть.
Сегодня чаще всего, говоря об Императорских театрах, называют следующие:
- Большой театр;
- Малый театр;
- Александринский театр;
- Мариинский театр;
- Михайловский театр.
Но считать этот перечень исчерпывающим или воспринимать идею императорских театров – как объединение вышеперечисленных организаций, было бы неправильно. Поэтому кажется важным рассматривать деятельность императорских театров в исторической перспективе.
30 августа 1756 года – императрица Елизавета Петровна подписывает Указ об учреждении Русского государственного публичного профессионального театра.
В тексте этого документа можно прочитать следующие строки:
«Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедии и комедии театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома, а для оного велено набрать актеров и актрис».
Директором этого театра был назначен А.П. Сумароков. Средства же на содержание труппы выделялись из государственной казны – театр считался «государственным», но «вольным» (не придворным), что позволяло давать спектакли «для народа за деньги».
Однако уже в январе 1759 года театр был включен в число придворных по просьбе самого Сумарокова, который с трудом справлялся с административными и хозяйственными задачами. Это означало, что заведение переставало быть по сути общедоступным, а переходило в управление Придворного ведомства.
В свою очередь в Москве после коронационных праздников в 1763 году также наблюдалось стремление создать «императорский театр», но не придворный, а публичный. Несколько лет императрица рассматривала различные варианты этого начинания. В 1765 году она остановилась на проекте соотечественника, отвергнув предложения иностранцев. И таким образом в январе следующего года был основан Московский театр во главе с директором Н.С Титовым. Но уже в 1769 году директор был отстранен, а театр передан на содержание итальянцам из-за невыполнения долговых обязательств.
Здесь важно отметить ещё одно Московское начинание. Уже в первые годы после подписания Указа Елизаветой Петровной происходило формирование Московской профессиональной труппы на базе Университета. Руководил этим театром М.М. Херасков. В дальнейшем станет видно, что, в том числе из этого начинания, вырастут два крупнейших императорских театра в Москве.
В 1766 году Императрицей Екатериной II была произведена реформа придворного театра (всех трупп и артистов, в него входящих). Тогда был составлен новый «Штат всем, к театрам и к камер, и к бальной музыке принадлежащим людям». Здесь фиксировались основные положения в отношении оперы и камер-музыки, балета, бальной музыки, французского театра, Российского театра, а также регулировались деятельность людей и мастеровых театра и экономические показатели. Во главе дирекции придворных театров встал И.П. Елагин.
1783 год. В этом году произошли очередные изменения в управлении театрами, вызванные дефицитом бюджета. В Петербурге был создан «Комитет, управляющий зрелищами и музыкой» с коллегиальным управлением. Он заменил Дирекцию придворных театров и должен был пересмотреть организацию театрально-зрелищной придворной жизни.
В этом начинании важным решением было разделить театры на три типа:
- замкнуто-закрытый придворный (Эрмитажный театр)
- публичный придворный (Большой Каменный театр): давали представления по билетам от Придворной конторы (бесплатно) и «для народа за деньги»
- публичный городской (Малый Деревянный театр на Царицыном лугу): зрители покупали билеты на спектакли за деньги.
Первым постоянным зданием императорских театров в Петербурге стал Каменный театр (или Большой театр), открытие которого состоялось 24 сентября 1783 года. Л.Г. Григорьев в своей статье в Музыкальной энциклопедии отмечает:
«До середины 19 века Каменный театр служил основной сценой императорской придворной труппы, здесь ставились многие оперы русского и зарубежного репертуара, выступали крупнейшие артисты оперы и балета. В Каменном театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842)».
Каменный театр неоднократно перестраивался. В 1886 году он был закрыт (после признания неудовлетворительным в пожарном отношении в 1884 году), в 1891 году здание было окончательно разобрано, а на его месте построена Петербургская консерватория.
Немного позднее 22 ноября 1785 года в Петербурге был открыт Эрмитажный театр ещё до окончания строительных работ, которые были завершены в 1787 году. А. П. Григорьева отмечает:
«Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца 18 века. Здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались (придворной знатью) любительские спектакли, ставились итальянские, французские (преимущественно комические) и русские оперы, драматические представления, выступали русские, французские, немецкие, итальянские оперные и балетные труппы».
Малый Деревянный театр на Царицыном лугу был создан в 1779 году немецкой труппой под руководством Карла Книппера и носил название Вольного Российского театра. В 1783 году он вошел в структуру Императорских театров и сменил название на Городской деревянный театр или, как указано выше, Малый….
В 1786 году Комитет был снова заменен на Главную дирекцию над зрелищами и музыкой во главе с директором. То есть мы видим, что Императорский двор пытается найти наиболее удачную организационную форму для управления театрами.
В 1806 году московская труппа перешла в ведение дирекции Императорских театров. И так как артисты остались без здания, так как Петровский театр, артисты которого как раз и стали основой Императорской труппы, сгорел в 1805 году, было решено построить новые постройки для этих целей. Были возведены новые здания и предложены новые помещения, в которых исполнялись спектакли вплоть до открытия театральной площади архитектора Бове.
Так в 1824 году было открыто здание Малого театра, перестроенное Бове из особняка купца Варгина. А в 1825 году – здание Большого театра. Именно тогда произошло окончательное разделение Московской труппы: драматические актеры получили в свое распоряжение Малый театр, а музыкальная часть – Большой. В 1856 году Большой театр был снова открыт после пожара, уничтожившего здание в 1853 году.
При этом с 1823 года дирекция Московских Императорских театров была отделена от Петербургских, а в 1824 году они были вновь объединены. И с момента создания Министерства Императорского двора в 1826 году стали находится в его ведении.
Строительство театральных зданий продолжалось также и в столице – в Петербурге. В 1832 году было открыто здание Александринского театра. С 31 августа здесь начала работать русская драматическая труппа (которая прежде выступала на других площадках, находящихся в ведении дирекции Императорских театров, в том числе в Каменном и Эрмитажных театрах).
Михайловский театр в Петербурге был открыт на следующий год – в 1833 году. Эта сцена служила своеобразной «гастрольной площадкой». Своей труппы у Михайловского театра не было (в отличие от Александринского театра, где давали спектакли драматические актеры, а на сцене Большого Каменного театра обосновалась труппа, показывающая музыкальные постановки), поэтому здесь давали свои представления французские и немецкие артисты. Также это помещение использовалось как филиальная площадка для русских Императорских трупп.
И, наконец, в 1860 году был открыт Мариинский театр, когда на месте сгоревшего театра-цирка было построено новое здание. Здесь разместилась русская оперная труппа, которая в предыдущие годы оказалась вытесненной со сцены Каменного театра итальянской труппой.
В Москве же к концу века был открыт один из самых значительных филиалов Императорских театров – Новый театр – в 1898 году. На этой сцене пробовали своим силы молодые актеры из трупп Малого и Большого театров, но в целом она воспринималась именно как дополнительная площадка на Театральной площади. Этот театр перестал находиться в ведении Дирекции в 1907 году. Сейчас в этом здании расположен Российский Академический Молодежный Театр (РАМТ).
Таким образом, к концу XIX – началу XX веков сформировалась четкая система Императорских театров в обеих столицах. На тот момент главными из них были: Мариинский, Александринский и Михайловский театры – в Петербурге, и Большой, Малый и Новый (с оговорками) театры – в Москве. Но как мы смогли убедиться «расклад сил» не всегда был таким, а закрепился в этом виде к концу существования самой системы Императорских театров.
Основные материалы:
- Старикова М.Л. Императорские театры
- История русского драматического театра: От его истоков до середины XX века: Учебник
Статьи цикла:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение разговора об Императорских театрах, а также статьи ПРО Алису Фрейндлих, Юрия Бутусова и современный театр, Марлена Хуциева и других.
#императорские театры #российский театр #Большой театр #Малый театр #Мариинский театр #Александринский театр #Михайловский театр