Динамика современности не дает спокойно вздохнуть, насыщая информационное пространство исключительно непростыми событиями и решениями, как в социальных, так и политико-экономических плоскостях. Доброго времени суток, уважаемые наши подписчики и читатели!
Сегодня у нас, как обычно острая и злободневная тема. Это наболевшая тема #ЦБ и его роль в переформатировании нашей экономики. Конечно, ЦБ практически у всех на устах и каждый старается осудить его действия. Набивает оскомину антигосударственные решения ЦБ и в то же время непонятно почему кандидатура #Набиуллиной была снова предложена к переназначению. И если по назначению понятно (если использовать одну из версий о силе пятой колонны внутри страны и неолиберальных элит за пределами), то мы попытаемся систематизировать происходящие процессы в политико-экономической сфере с принципами администрирования, управления и, наверное, власти в целом.
Ранее мы неоднократно писали о том, как ЦБ борется с инфляцией (как с самым главным злом), в его понимании. И, не смотря на то, что даже глава Правительства заявлял об импортируемости в наше Отечество инфляции. Но у главы ЦБ инфляция в России, по сути, из-за избыточного спроса, инфляционных ожиданий и разрыва логистических цепочек, и влияния падения курса рубля. Сдвинуть Эльвиру Сахипзадовну с этих позиций было невозможно, и борьба с инфляцияей всегда была путем повышения ставки - аж до 20%. Благодаря чему производитель получил дополнительную нагрузку - процентные платежи по этим завышенным ставкам.
И тут... Что-то случилось и все радикально изменилось. Буквально на днях на сайте Банка России заявили о том, что фактором, влияющим на инфляцию, является предложение, а именно - увеличение издержек производителей. То есть совсем наоборот. Конечно, интересно теперь какие действия предпримет ЦБ в связи с такой кардинальной сменой своей позиции. 26.05.2022 назначено внеочередное заседание по ставке...
Может ЦБ, кардинально снизит ставку до …. или просто периодически с видом героя будет незначительно снижать по проценту или двум? (Мы предполагаем, последний вариант) Или запустит программы кредитования, что позволит рефинансировать проекты импортозамещения, с которыми у нас очень сложная ситуация?
Полярные или неоднозначные позиции ЦБ - не новость, но каждое действие имеет причину и следствие. Попробуем разобраться, традиционно полагаясь на объективность в рассмотрении имеющейся информации, и в итоге получим адекватность в оценке ситуации.
Итак, ЦБ через два месяца после начала #СВО, как очередной фазы гибридной войны в отношении нашей страны, столкнулся с тем, чего, думаем, мало кто может вспомнить в истории России – укрепление рубля аж на 30%. Видимо отсутствие такого сценария в неолиберальных учебниках и сценариях, ставит ЦБ в неудобную позицию и вынуждает совершать странные поступки. Например, снижение процента валютной выручки до 50. На первый взгляд – хорошо, а если подумать, то, что это принципиально меняет и чем помогает нашей экономике? Да, валюта стала более востребована на внутреннем рынке, но для экономики такие объемы незначительны. Крупные игроки понимают токсичность этих активов.
Для реального сектора экономики, требующего вала инвестиций, проблема не в курсе, как таковом. Он влияет сильно на импорт, от которого мы зависим и который влияет на цену в стране. У предприятий дикая нехватка оборотных средств, проблемы в кредитовании производства и промышленности. Как можно победить импортозависимость без дешевых кредитов под оборотные средства и под инвестиции?
Не секрет, что у производителей свободных денег, которые можно было бы инвестировать в собственное производство, уже давно нет. А экономическая модель роста предполагает наличие инвестиций, дешёвых денег. При капитализме эта роль отведена банкам. И именно ЦБ через банковскую систему должен регулировать этот вопрос. Но банки денег не дают.
Стали появляться в СМИ слова о том, что #высокие цены на нефть и крепкий рубль, временно сдерживают инфляцию, однако структура нашей экономики в таком случае имеет опасность «подхватить голландскую болезнь» с разгоном цен впоследствии. Мы уверены, что эта «болезнь» была элементом развалившейся неолиберальной экономической модели. Все уже сильно изменилось, прошлые паттерны не работают.
Больше переживания вызывает вопрос оплаты нашего экспорта валютой. Куда же идет поступающая в страну валюта? Кто ее покупает? ЦБ? Тогда есть риск, что ее арестуют наши «партнеры». А за валюту нам даже дружественный Китай практически не продает, опасается. Вдобавок появляется информация о рассмотрении в Штатах вопроса о запрете российскими резидентами оплаты долларовой наличностью (это для тех, кто стал активно на низком курсе скупать валюту).
Кстати, об этом мы тоже писали ранее, как о вероятностно-предопределенном сценарии. Возникает потребность в формировании некоего актуального эквивалента обмена иначе, получается, что торговлю мы ведем бесплатно. Что-то вынуждает сдерживаться от радикальной постановки вопроса о торговле исключительно рублями. Вместо того, чтобы нам продавать необходимые товары и технологии за рубли, которыми они будут оплачивать наш экспорт, как на заре Советского государства, мы получаем на счета валюту, которая, по имеющейся информации не востребована, как токсичная.
Дополнительная нагрузка на бизнес – логистические проблемы в поставке комплектующих, время поставки которых значительно увеличилось, в некоторых случаях до 210 дней. Для производства это очень усложняет ситуацию, так как увеличивается оборот и цикл производства. Даже если увеличение срока поставок комплектующих составит 30%, то при том же объеме выпуска увеличивается потребность в оборотных средствах на соответствующие значения. Таким образом, выделенный триллион лишь отчасти покрывает увеличение потребности в оборотных средствах, вызванных кризисом в логистике.
И еще комплекс проблем с инфляцией. Официально инфляция признана двухзначной, но даже например, прокат металла вырос в разы, что отразится неминуемо на цене изделия. Цены выросли не только на металл. А почему такая разница? Тоже невидимая рука рынка так регулирует? Или жажда наживы некоторых лиц? Давно пора завязывать с либеральными играми в свободный рынок. Критически важна сейчас устойчивость долгосрочного развития, которая формируется исключительно через вертикально интегрированную экономику и централизованное планирование (см. нашу статью о Госплане).
А Совфед требует осваивать свободные ниши. И сколько же требуется тогда производству и промышленности денежных средств для выполнения этой задачи? Исходя из того, что в 2021 году ВВП страны составлял около 131 трлн. рублей, из них примерно 26 трлн.- обрабатывающее производство и сельское хозяйство, т.е. то, где люди создают.
Учитывая концентрацию и масштаб экономических и геополитических вызовов, восполнение дикого голода в инвестициях способствует росту экономики и дефициту рабочих рук. Кроме того, уход иностранных предприятий с российского рынка (90% из них из числа «недружественных» стран), которые формировали около 16% выручки, 18% валовой добавленной стоимости, около 20-21% чистой прибыли и обеспечивали работой 13% занятых в экономике для группы компаний, выручка которых превышает 20 млрд руб. дают экономическую лакуну для деятельности.
Если увеличивать в два раза, то есть на 26 трлн рублей, замещая импорт, то с учетом оборачиваемости производства технологий в машиностроении оборотных средств в 180 дней, то потребуется порядка 13 трлн. рублей. Но в банках объем кредитного портфеля не более 40 трлн. рублей, но производственники не более 50% составляют в этом объеме.
Увеличение предполагает кредитование, но ЦБ и Правительство действительно считают, что кредитование в два раза по ставке в 14% и даже 11% реалистично при уровне маржинальности машиностроения и производства? Но проблема даже не только в ставке заключается, а еще и в том, что регламент ЦБ не запрещает увеличивать объем кредитного портфеля на производственных промышленных предприятиях.
О каком импортозамещении тогда может идти речь, если мы еще даже не рассмотрели вопрос о станках, заводах, цехах инвестициях, а только об оборотных средствах, крайне важных для промышленности? То есть для запуска программы импортозамещения требуется даже не 26 трлн рублей, а минимум в два-три раза больше. Импорт технической продукции составлял в среднем порядка 17 трлн рублей в год. Что для замещения нужно, кроме прочих разных?
Инвестиции конечно и оборотные средства, которых не хватает катастрофически. Все опять возвращается к банковской системе и к ЦБ в частности. Но кроме того, банки стали требовать снижение объема задолженности перед банками, то есть вывод средств из истощенного производственного сектора. Таким образом даже имевшийся объем производства не сможет быть произведен. И вина тут, в огромной степени лежит на банковской системе.
По сути, замкнутый круг. Казалось бы, логика есть: Президент, глава Правительства выпускают Указы и Постановления, направленные на стимулирование роста экономики, импортозамещение, а ЦБ противодействует, как и некоторые ведомства и чиновники. Указов и Постановлений выпускается в данном вопросе больше, чем законов, что вызывает озабоченность и предположение о ненадежности в законотворческого сектора и нужды в «ручном» управлении. Но если чиновнии путем бюрократического саботажа и привычного лоббизма "мешают развитию экономики", то финансовые власти - исключительно вредительством или мы не понимаем зачем.
Глава ЦБ признает импортную составляющую высокой инфляции и, соответственно, увеличение издержек производителей, а не всплеск спроса. И не рост предложения поднимает цены, а его сокращение. И вишенкой на торте, сейчас пришла информация о снижении ЦБ ставки до 11%, как мы и предполагали. Повторяем вопрос, с чего бы это?
И тут полуинсайдерская информация о том, что 24.05.2022 комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил проект поправок, позволяющий Президенту вводить «специальные меры для обеспечения финансовой стабильности» в ответ на действия «недружественных государств», то есть дает ему возможность «ручного управления».
Это дает возможность Президенту:
- Запрещать любые сделки (и валютные тоже),
- Менять валюту погашения обязательств (например, на рубли),
- Вводить разрешительный порядок для проведения сделок, валютных операций, в том числе по банковским вкладам.
- Замораживать (блокировать) деньги и имущество;
- Лимитировать суммы валютных операций;
- Устанавливать требования к валютным сделкам на бирже (введение торгов для особо выбранных участников рынка, а затем для всех остальных).
Рассмотрение назначено на 7 июня сего года. Не будет ли принятие этого закона своего рода Сталинградом? Не поэтому ли так меняется позиция ЦБ? Не думаем, что он сдался. Но кто кого?
И в завершении. Про образование
Болонскую систему образования объявили устаревшей. То есть государство взялось за образование, надлежащую подготовку кадров, дефицит которых испытывают все сферы экономики, науки, образования, медицины, силовых структур и т.д. Ведь за 7 лет инвестиции в научные исследования и разработки (как частные, так и государственные) сократились на 21%. От 2 % в 2014 их доля снизилась до 1.46% к 2021. Видимо пришло понимание того, что индустриализацию не сделать без технологий, науки, кадров. И этот момент настает. Импортозамещение и локализация цепочек производства невозможны без компенсации технологического отставания, а для этого нужна наука и технологии. Вопрос выживания России.
#санкции #специальная военная операция #путин #кризис 2022 #пятая колонна #Новый мировой порядок
Подписывайтесь на наш телеграмм канал - t.me/pp_consulting