Телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Сам по себе сюжет с захватом Западного Берлина силами Варшавского договора не является какой-то фантастикой. Во все времена существования ФРГ жители западных секторов подозревали, что в восточных штабах ведётся активная разработка планов по взятию города под полный контроль. Конкретных деталей, разумеется, никто не знал. Между тем, по данным современных немецких исследователей, операцию по нападению на Западный Берлин начали разрабатывать ещё в далёком 1969 г.
После безоговорочной капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 г. каждая из союзных держав – Франция, Великобритания, Соединённые Штаты и Советский Союз получила свою зону оккупации. Берлин был выделен в «особый район оккупации» и разделён на четыре сектора.
При этом, соглашениями особо оговаривалось: несмотря на присутствие в Берлине войск четырёх держав, он одновременно является столицей советской зоны оккупации. Союзники вступили в Берлин не по «праву победителей», вытекавшему из факта капитуляции Германии, а исключительно с доброй воли и согласия СССР. То есть, присутствие войск западных держав в германской столице рассматривалось как временное, ограниченное периодом, необходимым для выполнения задач, возложенных на оккупационные силы Потсдамским соглашением 1945 г.
В свою очередь, западные державы предпочли закрыть глаза на договорённости и сразу же на взяли курс на отделение от советской зоны западных секторов Берлина и создание в своей зоне оккупации сепаратного германского государства. Западные секторы германской столицы планировалось превратить в настоящий бастион антикоммунизма, форпост подрывной деятельности против социалистических стран. Союзники провели «чистку» районных администраций и отделений полиции от просоветски и демократически настроенных активистов. При западных комендатурах появились административные немецкие органы, не подчинявшиеся городскому магистрату. Начали проводиться мероприятия, направленные на полный разрыв экономических связей с восточными территориями.
Примечательно, что Сталин в это же время выступал за объединение Германии, при условии сохранения за ней нейтрального статуса. Однако, вчерашние союзники отказались даже рассматривать этот вопрос. В 1948 г. западные державы запустили процесс образования сепаратного западногерманского государства. Советский Союз расценил действия бывших союзников как прямое нарушение Потсдамского соглашения. В ответ весной 1948 г. советская военная администрация развернула наземную блокаду Западного Берлина - перекрыла коммуникации, поставки товаров и ограничила подачу электроэнергии. Руководство СССР считало, что союзники не предпримут попыток прорубить наземный коридор в Берлин (читай - начать третью мировую войну), а под угрозой голода эвакуируют свои контингенты и сдадут город.
Однако западные державы, опираясь на находившиеся под их контролем берлинские аэропорты Гатов и Темпельхов, а также - на построенный всего за 90 дней новый аэродром Тегель, сумели организовать воздушный мост и наладить снабжение города товарами первой необходимости. В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников трёх воздушных коридоров в советском секторе. Руководство СССР не решилось пойти на открытый вооружённый конфликт с Западом. Советские пилоты и зенитчики хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, но приказа открывать огонь по вчерашним союзникам так и не получили. Блокада Западного Берлина полностью провалилась.
В 1949 г. на территориях подконтрольных западным державам возникло сепаратное западногерманское государство – Федеративная Республика Германии. В качестве ответной меры в том же году в советской зоне оккупации появилась Германская Демократическая Республика. На землях бывшей Германии возникли два независимых государства – ФРГ и ГДР, а также особый анклав – Западный Берлин, неправомерно отторгнутый бывшими союзниками от территории ГДР.
Казалось, что после провала блокады советское руководство полностью утратило желание «вытеснить» силой из Берлина войска западных держав и считало возможным урегулирование спорных вопросов только путём переговоров. Однако, в 1958 г. первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на встрече с делегацией польских коммунистов в Москве заявил: «Пришло время странам, подписавшим Потсдамское соглашение, отказаться от оккупационного режима в Берлине и позволить создать нормальное положение в столице Германской Демократической Республики.»
Западу предлагалось на паритетной основе вывести войска из Берлина, сделав его демилитаризованным «вольным городом», находящимся под наблюдением ООН. В качестве образца для статуса немецкой столицы могло служить соглашение 1955 г., определившее нейтралитет Австрии. Со своей стороны, западные державы настаивали на сложившемся статус-кво. Отказ от принятия советских предложений привёл к новому витку эскалации в Европе и возведению в августе 1961 г. стены вокруг Западного Берлина.
Несмотря на появление вокруг анклава «антифашистского оборонительного вала», для руководства ГДР Западный Берлин всегда оставался «красной тряпкой» и источником дестабилизации - там сидели западные союзники, там был «классовый враг». Председатель Государственного совета ГДР Вальтер Ульбрихт прямо призывал: «Пора! Пора покончить с этим лагерем беженцев!»
В разгар «холодной войны» анклав превратился в крупнейший центр подрывной и шпионско-диверсионной деятельности против социалистических стран. С его территории развернулась невиданная по масштабам и остроте враждебная операция, вылившаяся в экономическую, психологическую и политическую войну с социализмом. Западный Берлин фактически получил негласный статус «фронтового города», а агентство «Рейтер» сравнивало эту зону влияния с «самой дешёвой атомной бомбой», с динамитом, подложенным под Восточную Германию.
В период с 8 по 16 октября 1969 г. под руководством министра обороны СССР маршала Гречко была проведена командно-штабная военная игра. Боевые действия велись на картах «западного театра военных действий». Имелись в виду территории ФРГ, Голландии, Бельгии, Люксембурга, Великобритании, Франции, Испании и Португалии, а также акватории Балтийского, Северного, Норвежского морей и Северной Атлантики.
Войска «восточных» состояли из вооруженных сил ГДР, Польши, Чехословакии и СССР (ГСВГ, объединения Белорусского и Прикарпатского военных округов). Инициатива нападения в игре исходила от войск советского блока. «Восточным» ставилась задача на 15-16-й день боев продвинуться южнее Реймса, а на 30-35-й день – достичь Пиренеев.
По итогам военной игры 23 октября 1969 года состоялось заседание Национального совета обороны ГДР. В повестке дня вторым пунктом значился доклад генерал-полковника Хайнца Кесслера об «оперативно-стратегической военной игре». О содержании доклада не известно ничего. Предположительно он был уничтожен в октябре 1989 года или в последующие месяцы после падения Берлинской стены, но в архивах Штази была найдена записка министра госбезопасности Эриха Мильке, сделанная во время доклада:
«Тов. Кесслер:
Захват Западного Берлина.
– « – Западной Германии.
Координация с Министерством обороны для контроля территории ГДР.
Вовлечение сил территориальной обороны.
Направление ударов атак?»
К этому времени, как западные, так и советские военные специалисты были убеждены в том, что созданная в 1956 г. при поддержке СССР Национальная народная армия ГДР способна в одиночку взять под контроль Западный Берлин. По итогам многочисленных совместных учений стран участниц Варшавского договора фольксармее считалась одной из лучших в соцлагере. Немецкая дисциплина, крепкие военные традиции прусского офицерства, богатый боевой опыт, помноженные на передовую военную технику и достижения советской военной мысли, делали Народную армию по настоящему грозной силой в Европе.
Численность фольксармее всегда оставалась сравнительно невысокой: к 1990 г. в её рядах в мирное время проходило службу около 175 тыс. человек. Однако, это был высокопрофессиональный, обученный личный состав, а на вооружении соединений и воинских частей состояли современные виды вооружения и военной техники.
Командующий 3-й армией Западной группы войск в ГДР и позже заместитель начальника штаба ГСВГ генерал армии Валентин Варенников в воспоминаниях писал: «Национальная народная армия ГДР фактически на моих глазах выросла за 10-15 лет от нуля до грозной современной армии, оснащённой всем необходимым и способной действовать не хуже советских войск.» Любопытный факт: когда западные офицеры после воссоединения Германии попали на базы восточногерманских сил, выяснилось, что на складах небольшой армии ГДР скоплено боеприпасов больше, чем у Бундесвера с его 500 тыс. военнослужащих.
Продолжение: Захват Западного Берлина. "План-Х".
Элитные воинские части ГДР. Берлинский охранный полк "Феликс Э. Дзержинский" при МГБ ГДР.
Элитные воинские части ГДР. Парашютно-десантный батальон "Вилли Зангер".
Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.