Как союзникам удалось сломать военную мощь Германии во Второй Мировой войне? Ведь было же у гитлеровцев такое оружие, которого ни у кого тогда просто не было. Армия - высокопрофессиональная, части СС - мотивированные, народ от мала до велика был готов умереть за свою страну. Экономика была исключительно мощной, несмотря на нехватку ресурсов, причем ее мощь обеспечивалась, в том числе, трудом различных категорий невольников. И тем не менее, поражение страны оказалось сокрушительным. Осознавая его близость, Гитлер много усилий прилагал для создания новейших видов вооружений, для достижения над противником качественного превосходства. Отсюда и термин Wunderwaffe, то есть чудо-оружие. Но почему-то чудо-оружие фашистов не спасло.
Сразу отмечу: я ни в коем случае не сравниваю гитлеровскую Германию и Россию. Я лишь привожу пример того, насколько эффективны могут быть уникальные военные технологии, когда они только появляются и принимаются на вооружение.
Я не сравниваю Вторую Мировую со "Спецоперацией на Украине". Нельзя сравнивать глобальный конфликт с локальным. Все, что я сравниваю - это ожидания людей от чудо-оружия, тогда и сейчас.
Давайте разберемся, что же это было за чудо-оружие такое. В первую очередь, это принципиально новые для того времени виды вооружений, над которыми работали многие страны, но только Грмании удалось довести это оружие до уровня серийных образцов, и массово применить его в бою. Это крылатые ракеты Фау-1 с реактивным двигателем, баллистические ракеты Фау-2, первые серийные боевые самолеты с реактивным двигателем, одноразовые реактивные гранатометы, штурмовые винтовки - список, вроде бы, довольно обширный. Были еще ракеты ПВО, самонаводящиеся авиационные ракеты, ПЗРК на основе неуправляемых ракет, но эти товары в серию не пошли.
Начнем с вооружений не уникальных, но представлявших собой качественный скачок в военной технологии.
Помимо создания принципиально новых военных технологий, большое внимание уделялось качественному развитию уже известных. Например, революция в подводном судостроении: подводные лодки XXI серии собрали в себе все новейшие достижения подводного судостроения того времени, и определили все основные тенденции по созданию таких кораблей после войны. В годы войны им просто не было равных по ттх. Баттареи большой емкости, усройства для работы дизелей под водой выдвижного типа, обтекаемый крпус - все послевоенные подлодки в СССР и США строились буквально по одинм и тем же, немецким лекалам. Лодки были разработаны, производились большой серией и поэтапно вводились в строй, шло обучение экипажей. Были применены торпеды "Цаункениг" - первые в мире трпеды с акустическим наведением, созданные в 1943 году. Несколько лодок успели принять на вооружение и они даже успели принять участие в боевых действиях, но влияния на общий их ход оказать не успели: общее превосходство Англо-Американского флота к тому времени было уже подавляющим. Сама торпеда "Цаункениг" хоть и была революционной для своего времени, оказалась ненадежной в применении - из 640 выпущенных торпед в цель попали только 58. Лишь к концу 1944 была создана усовершенствованная версия, но получить боевое применение еще не успела. Таким образом, если какой-то олигофрен считает, что имея 2 - 3 новейших подлодки, и нового типа торпеду можно выиграть войну на море, то немецкий опыт еще раз подтверждает: нет, нельзя. Ни вчера, ни сегодня. Вообще нельзя.
Нервно-паралитические отравляющие вещества: в 1936 году в городе Леверкузен в ходе разработки инстектицидов было получено вещество Табун, оказавшееся очень токсичным: разрабатывавшие его химики получили поражение при опытах. Разработку немедленно передали военным. Позже, теми же учеными в 1938 г. было создано и вещество Зарин. Опыты с веществами продолжались, и к 1939 году было принято решение об их серийном производстве. Завод по производству ОВ заработал под Берлином в конце 1942 года, до конца войны было произведено более 8000 тонн, при том, что завод работал не на полную мощность. Табун и Зарин занчительно превосходили предыдущие образцы ОВ по своим токсическим свойствам, но решение об их боевом применении Гитлер так и не принял, хотя и сами вещества, и средства их доставки - минометы, самолеты и ракеты имелись в избытке. Его мотивы понятны: Гитлер, не смотря на весь его фанатизм и жажду крови, очень боялся ответного удара союзников. Ответного удара Ипритом и Люизитом, которые имели худшие боевые свойства, но в больших количествах были запасены Англией и СССР. Гитлер хорошо представлял, что будет, если ответный удар по Германии средствами ОМП будет нанесен, и потому до последнего оставался в рамках конвенциональной войны.
Качественный скачок был сделан и в легком пехотном вооружении: например, СТГ-44. Это первый серийный образец вооружения нового класса, под новый, промежуточный патрон. Разработки велись многими странами, в том числе и в СССР, где уже был создан патрон 7,62 образца 1943 года. В США создали и довели до серийного производства самозарядные винтовки М1 Гранд - лучший образец в этом классе вооружений, ставший основным оружием американской пехоты на период ВМВ. Также были созданы великолепные легкие самозарядные карабины М1 для ближнего боя - но все это были доведенные до совершенства технологии прошлого. И вот, в октябре 1942 года промышленник Хуго Шмайссер продемонстрировал Гитлеру оружие принципиально другого класса, оружие будущего. Гитлер дал добро на производство, но наладить его удалось лишь к середине 1944, после опытной эксплуатации на восточном фронте, последовавших затем многочисленных доработок системы и подготовки производственных линий. Винтовка поступала главным образом в части СС. Более-менее интенсивно СТГ-44 использовалась лишь на заключительном этапе войны, всего за время войны успели произвести до 420 тысяч экземпляров. Потому штурмовая винтовка серьезного влияния на ход боевых действий оказать не успела. Но союзники успели оценить ее боевые качества, и потому сразу после войны, когда встал вопрос перехода на новые системы вооружений, все конструкторы изучали именно СТГ-44. Сам Хуго Шмайссер был после войны вывезен в СССР, где его пытались склонить к сотрудичеству, что создало почву для легенд о том, что Хуго Отто причастен к разработке АК-47, как и тот факт, что после возвращения из СССР Шмайссер довольно внезапно умер. Тем не менее, существенные различия в конструкции СТГ и АК говорят о том, что Шмайссер для разработки автомата скорее всего, не привлекался. Но его ценный опыт в организации производства возможно был использован.
Среди прочего оружия следует вспомнить панцерфаусты: никто до этого одноразовых гранатометов не производил. Идея оказалась очень удачной и используется по сей день: выстрелил и выбросил, можно вооружать плохо обученную живую силу. Произвели панцерфаустов целый миллион, вооружили много народу, и результаты боевого применения оказались отличные - но, не помогло. Таким образом, немцам действительно удалось произвести революцию в легком вооружении пехоты, и серьезно повлиять на дальнейшее его развитие. Но вот плодами своего технологического превосходства они воспользоваться не успели. Оружие, не имевшее аналогов было создано, произведено и даже брошено в бой, но существенно повлиять на ход войны не смогло.
Новое оружие может опережать свое время, и оно обязательно будет господствовать на поле боя, но пройдет не один год, прежде чем оно будет освоено в производстве и применении, а его освоение, в свою очередь, определяется экономической мощью государства. Вот почему уникальное чудо-оружие никогда не помогает победить в войне. Победить помогает, (а вернее - позволяет) только экономическая мощь.
Перенося этот опыт на современность, можно заметить следующее: Джавелины, которые применяют в Украине, равно как и ударные дроны, западные гаубицы и АРСы оказались высокоэффективным оружием, потому что созданы относительно давно и уже прошли серьезную доработку после первого опыта боевой эксплуатации в Ираке, Афганистане, Нагорном Карабахе. А вот насколько эффективен дрон-камикадзе "Свитчблейд" - только еще предстоит выяснить. То же самое относится и к "Кинжалам". Насколько эффективна будет эта система в условиях мощного противодействия авиации противника? По мнению людей с альтернативным IQ - 100% эффективна, потому что она русская. А вот я в эффективности этого оружия еще не уверен. У меня другие критерии для анализа.
В следующей части поговорим о по-настоящему уникальном немецком оружии, не имевшем аналогов на момент своего появления.