Найти тему

Доходный дом церкви Троицы на Грязях или "Дом со зверями"

Оглавление

Чистопрудный б-р, 14 стр. 3

Дом с огромными фантастическими животными и причудливыми растениями сразу привлекает внимание прохожих. Ни один путеводитель по историческому центру Москвы и ни один экскурсионный паблик не обходятся без рассказа о доме со зверями.

Съёмка, вероятно, сделана до 1911 года, поскольку на фотографии еще нет трамвайных проводов, а первый трамвай пустили по бульвару в 1911 г.  Фото с сайта pastvu.com
Съёмка, вероятно, сделана до 1911 года, поскольку на фотографии еще нет трамвайных проводов, а первый трамвай пустили по бульвару в 1911 г. Фото с сайта pastvu.com

Доходный дом был построен в 1908 году для церкви Троицы на Грязях, которая частично сохранилась и находится рядом на улице Покровка. Среди прихожан церкви были состоятельные ярославские купцы Оловянишниковы, владевшие известным в России колокольным заводом и фабрикой церковной утвари. Для своего времени товарищество " П.И. Оловянишникова сыновья" было прогрессивным предприятием. По данным последних исследований, для фабрики церковных изделий купцы приобрели медное производство московских фабрикантов Кашириных вместе со зданием, и сразу озаботились поиском художников для нового производства. Несмотря на то, что колокола тоже можно считать церковной утварью, датой основания фабрики принято считать 1902 год, время когда товарищество организовало производство в Москве на Малой Дворянской улице.

Поставщики двора их императорских величеств Торгово-промышленное товарищество П. И. Оловянишникова сыновья. М.. 1916. Из фондов РГБ
Поставщики двора их императорских величеств Торгово-промышленное товарищество П. И. Оловянишникова сыновья. М.. 1916. Из фондов РГБ

В 1901 году по инициативе руководителя фабрики Виктора Оловянишникова и его матери Евпраксии, в Строгановском училище был объявлен небольшой конкурс на эскиз паникадила в свободном стиле. Выиграл конкурс Сергей Вашков и сразу получил должность художественного руководителя фабрики. Забегая вперед скажу, что тандем Оловянишникова и Вашкова стал невероятно успешным. На международной выставке 1911 года в Турине фабрика получила 4 гран-при, а Вашков золотую медаль. На протяжении всей жизни художник работал в товариществе, итогом его творчества стал выпуск каталога изделий "Религиозное искусство"

Титульный лист каталога изделий фабрики товарищества "П.И. Оловянишникова сыновья" "Религиозное искусство" М., 1914.
Титульный лист каталога изделий фабрики товарищества "П.И. Оловянишникова сыновья" "Религиозное искусство" М., 1914.

А в самом начале XX века Оловянишниковы решают построить доходный дом, часть квартир в котором будет передана малоимущим прихожанам, часть служителям церкви, а часть будет сдаваться внаём, доход от которого пойдёт на нужды прихода Троицкой церкви. Для создания проекта были приглашены московский архитектор Лев Кравецкий и инженер Петр Микини, а разработать эскиз фасадного убранства дома было поручено Сергею Вашкову.

Вид дома и ограды 1910 г. Фото с сайта pastvu.com
Вид дома и ограды 1910 г. Фото с сайта pastvu.com

Нужно сказать, что Вашков был очарован древнерусским искусством и фольклором. Для погружения в тему он отправился в паломничество по древнерусским городам, а по итогам опубликовал четыре статьи в газете "Московский листок", которые свидетельствуют о высоком уровне его знаний и невероятной увлеченности.

Для оформления фасадов доходного дома Сергей Вашков обращается к образу древнего Дмитровского собора во Владимире, используя приём расположенных фризом рельефов с изображением причудливых растений и фантастических животных, но перерабатывает не только форму, но и образ соборного убранства, позже Вашков напишет:

“Я в продолжении десяти лет труда не считал необходимым рабски копировать древние образцы искусства, повторять то, что уже давно высказано и пережито... Формы пластического искусства, как и литературные формы, должны развиваться и изменяться, пополняясь все новыми видами, но не теряя своей типичности. Язык, не изменяющийся под влиянием новых форм, становится мертвым. То же самое происходит и с искусством”.

Рельефы Дмитровского собора во Владимире. Фото w-okkam.livejournal.com
Рельефы Дмитровского собора во Владимире. Фото w-okkam.livejournal.com

Если сравнивать рельефы собора и доходного дома, двух совсем одинаковых персонажей вы вряд ли найдете. А ещё, вспоминая собор во Владимире, забывают о более древнем, но не менее фантастическом Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском и его белокаменной резьбе. В общем, черпать вдохновение художнику было откуда.

Лев с фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (Владимирская область) сер. XII в. Фото с сайта temples.ru
Лев с фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (Владимирская область) сер. XII в. Фото с сайта temples.ru

Но главное, наверное, не это, а способность Сергея Вашкова мастерски переосмыслить увиденное и создать невероятно духовное, но в тоже время совершенно светское произведение. Если не задумываться о заказчике и не очень разбираться в древнерусских рельефах, оформление дома вполне сходит за сказочный сюжет, тем более, что явных отсылок к церковному имуществу здесь нет.

Лев на фасаде Доходного дома церкви Троицы на Грязях
Лев на фасаде Доходного дома церкви Троицы на Грязях

Если же разбираться, то становится ясно, что христианских символов здесь предостаточно. Лев, который на фасаде и один, и с деревом, и охотящийся, в русской православной традиции чаще всего образ Христа и символ евангелиста Марка. Если вам действительно интересна эта тема, самые классные объяснения с потрясающими картинками из книжной миниатюры у проекта Зело.

Дракон на фасаде Доходного дома церкви Троицы на Грязях
Дракон на фасаде Доходного дома церкви Троицы на Грязях

Дракон в библейской традиции предстает в трех вариантах - змей-искуситель, левиафаны, встречающиеся у Исаии и у Иова, и драконы из Псалтырей. У всех разные задачи, но чаще они противостоят добру и повергаются. Иконография Святого Георгия, побивающего змия представляет нам не только змею, но и крылатое чудище, хотя в массе своей, они довольно милые. Давид, например, в псалмах вообще приглашает дракона славить Бога и считает его реалистичным животным. А Никона, по словам старообрядческого автора, страшный змей обнимал и целовал, на картинку можно посмотреть тут

Птица (Пеликан) на фасаде Доходного дома Троицы на Грязях
Птица (Пеликан) на фасаде Доходного дома Троицы на Грязях

Птицы частый мотив в христианских росписях и рельефах, как образ души или символы конкретный святых. Но эта птица, кажется, Пеликан, а он, в свою очередь, знак милосердия и жертвенности Христа.

Рельефы фасада Доходного дома церкви Троицы на Грязях
Рельефы фасада Доходного дома церкви Троицы на Грязях

Рассматривать рельефы дома можно бесконечно и каждый раз находить всё новые смыслы. Есть здесь аист и мудрая сова, олень с ветвистыми рогами и целый сад фантастических цветов и растений. Мне кажется, что именно образ райского сада создавал художник Сергей Вашков не включив в композицию ни одного человеческого существа, поскольку духовное для него было важнее земного.

Фото с сайта fiesta.ru
Фото с сайта fiesta.ru

После войны встала острая необходимость в жилом фонде и в 1945 году дом был надстроен по проекту советского архитектора Бориса Топаза. Стоит отметить, что в процессе реконструкции ни одно фантастическое создание не пострадало. Дом утратил шатровое завершение одного из боковых ризалитов, кованую ограду кровли и первоначальные балконы, растительный орнамент в верхней части, но в целом, сохранил образ и основные рельефы.

Интерьер одного из подъездов доходного дома с сохранившимся оформлением.          Фото из книги Е. Крижевской "Непарадная Москва" М., 2022 С. 354.
Интерьер одного из подъездов доходного дома с сохранившимся оформлением. Фото из книги Е. Крижевской "Непарадная Москва" М., 2022 С. 354.

Интерьеры доходного дома тоже выполнены по эскизам Сергея Вашкова, часть из них сохранилась в подъездах - керамические панно и кованые решетки ограждений с фантастическими животными.

Калитка Доходного дома. Фото из коллекции ГНИМА им. А.В. Щусева
Калитка Доходного дома. Фото из коллекции ГНИМА им. А.В. Щусева

А калитка дома, к сожалению, утрачена, но сохранившиеся снимки свидетельствуют о таланте Сергея Вашкова, работающего в любом материале. Стоит упомянуть, что терракотовые барельефы на фасаде были выполнены московской артелью "Мурава", множество их работ можно встретить сегодня на улицах города, в основном это изразцовые и мозаичные панно.

-14

А вот ограда лестницы на главном фасаде совсем новая, созданная при оформлении входа в магазин. Окно растесали в дверь, а лестницу украсили котольвами и совами, явно стараясь подражать историческому оформлению дома. Лестница дом, конечно, не украшает, но и не портит.

Завершая рассказ о прекрасном образце русского искусства - доходном доме со зверями, советую вам прогуляться по Чистопрудному бульвару, навестить фантастических животных и дойти до частично уцелевшей церкви Троицы на Грязях (Покровка, 13 стр. 1). Покровка сегодня полна отличных кафе и ресторанов, так что прогулка может получиться не только красивая, но и вкусная.

Интересные научные публикации по теме оставила для вас здесь