В юности многие впервые открывают для себе социальное неравенство и крайне возмущены им.
Это, конечно, все нужно изменить, "сожми кулак и бей", никаких компромиссов с косными старперами, максимальный репост, скрепы долой, мы-здесь-власть и прочие атрибуты прыщавого любителя Golang.
Забавно, что в итоге этот показной нонконформизм и неприятие авторитетов выливается в полный конформизм и слепую веру в "правильных" авторитетов. Замечали, что как один уникальные, неординарные подростки выглядят все примерно одинаково? Вплоть до того, что в "продвинутых" в области прав ЛГБТ странах подростки меняют свой пол только потому, что это модно. Вроде бы, ЛГБТ-повестка уже стала мейнстримом, но свое бунтарство мы выразим через полное подчинение повесточке.
Исторически же неравенство существует столько лет, сколько и само человечество.
Я склонен упростить все до предела, и утверждать, что боярин отличается от холопа, в первую очередь, наличием собственности. Не просто вещей, отягощающих переезд, а собственности, приносящей доход и позволяющей вести боярский образ жизни.
Долго время такой собственностью была земля. Поэтому граждане естественным образом делились на бояр-землевладельцев и холопов. В наше время принято считать, что земля это фу-фу-фу, и вообще не нужна, когда есть коворкинги, коливинги и каршеринг. Казалось бы, как айтишник, я должен поддерживать именно такой подход. Но я, скорее, встану на одну сторону с другим известным айтишником по имени Билл Гейтс, ставшим крупнейшим частным землевладельцем в США.
Пусть земля кормит бояр стейками из настоящего мяса и натуральными продуктами. Желающие питаться протеином насекомых могут оставить "ненужную" землю нам.
Тем не менее, я не зря упомянул важный критерий, позволяющий отнести собственность к категории активов: она должна приносить доход. Поскольку мы все-таки программисты, разумно начать не с тепличного хозяйства, а с каких-то проектов, имеющих прямое отношение к нашей специальности.
Программист, работающий по найму, при всей привлекательности своей профессии (а программисты - бездельники, получающие мешки денег за занятие собственным хобби), страдает от той же беды, что и любой наемный работник.
Зарплата, не привязанная к доходам компании, не может резко вырасти. Когда у компании все хорошо, это не отражается на заработной плате программиста. Зато если у компании все плохо, работник легко может оказаться вообще без зарплаты.
Это, своего рода, обратный опцион на доход: он может стать меньше, но маловероятно, что он станет больше.
Многие наемные работники попадают в замкнутый круг: для ежедневной поддержки штанов приходится работать от звонка до звонка, текущий уровень потребления не позволяет откладывать, а свободное время тратится на попытки не сдохнуть от усталости. Это та самая ежедневная каторга, незаметно поглощающая жизнь среднего человека до самой пенсии, когда его ждет то самое "время оторваться", но едва получается оторваться от кровати.
К счастью, не таков средний программист!
Каждый знает, что программист сначала на работе сидит за компьютером, потом приходит домой и отдыхает тоже за компьютером. Причем если на работе он пилит какой-то говнопроект по заданию менеджера, ковыряющегося в зубах и чмокающего влажными губками во время скайп-сессии, то уж дома-то он пилит великий собственный проект.
И вот над этим собственным проектом стоит подумать хорошенько. Это курица, способная принести золотые яйца (или хотя бы ежедневно нестись куриными, принося небольшую, но полезную прибавку к зарплате).
В отличие от зарплаты, доход от своих проектов имеет правильную настройку риска: если проект "не выстрелит", убытки ограничены (стоимость арендованного сервера известна заранее и обычно невелика), зато, при правильном менеджменте, весь доход (или хотя бы хороший процент от дохода) получает разработчик. Также, несработавший проект можно легко свернуть в виде кода для портфолио - полезно при смене работы или для перехода на более высокий уровень оплаты.
Настоящий боярин имеет несколько так называемых pet-проектов, позволяющих ему опробовать новые технологии, похвастаться ловкими ходами, ну и, конечно, получить те самые "fuck you money", позволяющие покинуть каторгу и выбирать занятие себе по душе.
И даже самый последний холоп, еще не устроившийся на свою первую работу, легко может сделать толковый проект и показывать его на собеседованиях (или заказчикам при работе на фрилансе).
Это может быть мелочь, вроде плагина для браузера, позволяющего улучшить любимый сайт, или что-то покрупнее - например, сервис, позволяющий по списку продуктов в холодильнике подобрать рецепт блюда на ужин. Важно, чтобы в продукте содержался встроенный опцион на ништяки для разработчика.
Если вам повезет, и удастся получить хотя бы небольшой ручеек дохода с такого проекта, это будет ваш первый шаг к личной свободе и боярским хоромам.
До выхода с каторги таких шагов - два или три. Их просто нужно сделать.