Давайте разберемся, из каких компонентов состоит успех ребенка?
Отечественные ученые выявили, что есть 3 группы универсальных способностей, которые на это влияют: регуляторные способности — саморегуляция, коммуникативные способности и познавательные способности. Именно эти способности определяют, будет ли потом человек инициативен.
Над остальными способностями надстраивается инициативность. Она является своеобразной верхушкой. Если хотя бы одна из трех базовых способностей даст сбой, то и с инициативностью у человека тоже впоследствии будут проблемы.
Расшифровка вот этого видео 👆
Инициативность — это феномен. В Инициативности проявляется все универсальные способности, о которых мы говорили.
Какой же ребёнок инициативен?
К концу дошкольного возраста инициативный ребенок может замыслить что-то, предпринять очень много действий для того, чтобы это совершилось и обязательно добиться результата.
То, чем мы восхищаемся в предпринимателях — это тоже проявление инициативности. Когда человек понимает, что ему нужно. Попадает в запрос окружающих. Чётко знает, что необходимо сделать для того, чтобы этот запрос удовлетворить. Понимает, как выстроить весь процесс от начала и до конца. Привлекает тех людей или те ресурсы, которые ему нужны. Достигает определенного результата. Причем в этом случае, не успешное начало — это тоже результат. Дальше он делает вывод и отлаживает процесс по новой.
Как же инициативность проявляется в детях?
К концу дошкольного возраста «Я ребёнок»:
✅ могу придумать некий проект;
✅ могу подговорить своего друга сделать так, чтобы этот проект имел возможность воплотиться;
✅ мы вместе с ним составим план;
✅ если нам нужна помощь, мы обратимся за этой помощью к взрослым людям;
✅ мы чётко будем знать, как сформулировать этот вопрос;
✅ мы обязательно сделаем так, чтобы у нас получился какой-то результат;
✅ у нас будет возможность поговорить об этом результате.
А как же выглядит ребёнок, у которого инициативность в дошкольном возрасте не поддерживали? Как мы можем это увидеть?
На самом деле достаточно просто.
❌ Начинается все с того, что «я не знаю, чего я хочу».
❌ Если даже мы вместе придумываем что-то интересное — я не знаю, как это сделать.
❌ Я не знаю, как мне подключить к этому своего товарища, и о чём с ним можно договариваться.
❌ Я не знаю, как сформулировать просьбу или вопрос.
❌ Я не могу сделать выводы, почему это получилось или не получилось.
Да, я даже предположить не могу, почему это может не получиться, потому что результат я тоже представляю слабо.
Что же нужно делать взрослому, чтобы инициативность ребенка развивалась?
В дошкольном возрасте, на самом деле, все сделать не так уж просто. Поддержка детской инициативы звучит достаточно абстрактно. Что это значит? Ребенок говорит: «Я хочу сделать это…», и мы должны ребёнка поддержать? Но он всегда чего-то хочет.
Важно, чтобы идея, которую проявил ребёнок, не осталось витать в воздухе. Важно, чтобы взрослый своей поддержкой не тянул, не вытягивал из ребёнка очевидное решение. Важно, чтобы ребёнок на этом этапе преодолевал определенные препятствия.
Важно вместе с ребенком составить план. Важно вместе с ребенком продумать с кем, и о чём он будет договариваться. И очень важно потом проследить, чтобы ответственность за результат тоже нёс ребёнок. Важно проговорить это ещё на этапе замысливания.
Каждую идею нужно/важно/можно фиксировать. Не только словами, можно записывать, зарисовывать, вместе о чём-то мечтать. И тогда то, что пока является фантазией. То, что пока является замыслом, обязательно станет результатом.
_______________________
Рассказала Вероника Кузьмина, тренер программы ПРОДЕТЕЙ, методолог детских садов RYBAKOV PLAYSCHOOL
Другие материалы про универсальные способности ребенка:
- Компоненты успеха ребенка. Часть 1: САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Коммуникативные способности ребенка: как научить детей понимать друг друга и что делать взрослому, когда дети ссорятся.
- Лучшая ситуация развития для ребенка — это не очень умный взрослый. Рассказываем, как развить познавательные способности
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему детского развития!