Найти в Дзене
Детство с Олей

"Я не трус, но..."?

Когда мы обсуждаем тему детей, оставшихся одних дома, мы много говорим о родительских страхах: иногда надуманных, но чаще вполне обоснованных. А что насчёт страхов самого ребёнка?

В кинокомедии "Батя" есть эпизод: папа, оставляя ребёнка дома, строго-настрого запрещает ему открывать дверь. "Цыгане по домам ходят, детей крадут!" – добавляет он для пущего эффекта. Мальчик воспринимает эту угрозу всерьёз: запирает дверь на щеколду (её невозможно открыть снаружи), прячется под кровать и в страхе перед "цыганами" (в этом эпизоде транслируется основанное на предрассудках представление о цыганском народе, мы не поддерживаем эти предрассудки, мы приводим эпизод как пример запугивания ребенка, который не приводит ни к чему хорошему) не пускает в квартиру никого... включая вернувшихся домой родителей. В фильме эта ситуация выглядит забавной, но в жизни могла бы обернуться серьёзными проблемами: от затрат на взлом (и, соответственно, ремонт) входной двери до невозможности спасти ребёнка, например, при пожаре.

Чего не учёл тот самый "батя", преследуя, казалось бы, благую цель – привить сыну правила безопасного поведения? Ответ на этот вопрос, и этот пост для нас подготовила Ульянова Наталья, детский психолог, кандидат психологических наук.

А не учёл «батя» психологических особенностей ребёнка в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, среди которых особенно важны:

Повышенная восприимчивость к страхам. Начиная с 4-7 лет, дети учатся справляться со сложными чувствами – и часто играют со "страшным", раз за разом преодолевая свой настоящий страх через игру с ненастоящими персонажами. Бояться традиционного "бабайки" или модных "сиреноголовых" – нормально, но чрезмерное акцентирование внимания на них может привести к обратнома эффекту: оставаясь непобежденным, страх разрастается и усиливается, вплоть до появления невротических реакций.

Развитое воображение. Фантазирование играет большую роль в психическом развитии ребёнка – благодаря ему дети "достраивают" недостаток реального опыта в постепенно формирующейся картине мира. Если взрослые в "педагогических" целях рисуют образ таинственного "зла", которого нужно остерегаться – воображение ребёнка легко преувеличит опасность и дорисует самые ужасные подробности. Так, невинный стук в дверь ребенок на полном серьёзе может принять за шаги громадного людоеда, а тень от ветки за окном – за жуткого призрака.

Преобладание образного, а не логического мышления. Ждать от пяти-, семи- и даже девятилетнего человека следования рациональным доводам бессмысленно в силу чисто физиологических причин: созревание структур мозга, отвечающих за логику и планирование, происходит в среднем только к 10-12 году жизни, а окончательно завершается и вовсе к 22-25 годам. Практически до окончания начальной школы дети мыслят образами и действуют, как правило, "под впечатлением момента", а не исходя из рассуждений – это и есть известное всем родителям "я не подумал".

Но ведь ребёнок действительно не должен открывать дверь посторонним! Как до него это донести?

Не запугивать, а научить!

Постепенно, в диалоге с ребенком нужно выстраивать алгоритм действий на разные случаи (в том числе нештатные), тренировать навыки безопасного поведения точно так же, как мы тренируем умение есть ложкой или выводить буквы в прописях. Что может в этом помочь?

сказки и истории "со счастливым концом", где герой спасает себя и других от опасностей благодаря не суперспособностям, а чёткому следованию инструкциям – это позволяет подключить воображение для лучшего освоения и запоминания правил;

визуальные подсказки, повешенные в "стратегически важных" местах (у входной двери, домофона, плиты и т.д.) – обязательно с понятными иллюстрациями, чтобы задействовать образное мышление;

отыгрывание сюжетов, где ребенок самостоятельно находится дома, через игрушки или "актерское перевоплощение" – в них важно дать ребенку возможность самому определять ход событий: иногда это помогает обнаружить скрытые страхи, которые можно мягко обсудить в момент игры или несколько позже в доверительном разговоре.

Такие несложные приёмы могут заметно приблизить момент, когда ситуация "один дома" перестанет быть неизвестной и пугающей, а станет предсказуемой, а значит – понятной и спокойной.

А как ребенку вести себя в самых конкретных бытовых и чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с ним, пока он дома один, мы рассказываем в нашем новом курсе “Один дома”.

Что это могут быть за ситуации? Например, такие:

Родители сильно задерживаются, ребенок растерялся и боится.

В квартире пахнет дымом или вообще что-то загорелось.

На полу лужа воды или течет из-под раковины.

Стало жарко, и ребенок решил открыть окно.

Кто-то очень сильно стучится или настойчиво звонит в двери.

Надо присмотреть за младшим братом/сестрой.

“Один дома” — это набор из 10 видеоуроков, которые подготовят ребенка к ежедневному самостоятельному пребыванию дома без паники и стресса, а также к возможным чрезвычайным ситуациям. При этом неважно, живете вы в многоквартирном или частном доме!

Подробности и возможность присоединиться тут:

Один дома

Учиться можно в любое время и с любого гаджета. Уроки интерактивные, динамичные, с анимацией и спецэффектами, в лучших традициях нашей Академии! И, разумеется, они разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

Обучение начнется 29 мая. При оплате до 28 мая стоимость участия – 3 490 рублей вместо 5 100 рублей.

P.S. А щеколду или шпингалет, не открывающийся снаружи (какой был в киноэпизоде), к моменту оставления ребенка дома одного лучше заблокировать или вовсе снять. Догадываетесь, почему?