Найти тему
Кофе с Кандинским

Сикстинская мадонна. Разбор картины

Что зашифровал гениальный Рафаэль в своей самой знаменитой картине?

Открываю рубрику "Разбор картины" - в ней будем говорить о шедеврах мирового искусства и изучать их детально: символика, значение цвета, нюансы и акценты. Сегодня в фокусе нашего внимания гений Ренессанса, один из трех титанов Возрождения - великий Рафаэль Санти.

Рафаэль. Сискстинская мадонна. 1512-1513. Картинная галерея, Дрезден.
Рафаэль. Сискстинская мадонна. 1512-1513. Картинная галерея, Дрезден.

Прежде чем попасть в Дрезден, эта картина почти 250 лет провела в монастыре святого Сикста в итальянском городе Пьяченца. Как картина оказалась в германских землях? Монастырь обеднел и монахи решили продать полотно Рафаэля, чтобы поправить положение монастыря. Согласование условий продажи картины заняло около двух лет и, наконец, 1 марта 1754 года полотно прибыло в Дрезден к королю Августу III, который был несказанно счастлив такой покупкой. В пути через Альпы картину сопровождал итальянский художник Карло Чезаре Джованнини, тщательно следивший за ее сохранностью и ставший свидетелем торжественной церемонии встречи картины в тронном зале. Он оставил заметки об этом путешествии: о жуткой погоде во время перевозки картины, о встрече короля, о довольно внушительной коллекции произведений искусства, уже собранной в Дрездене.

Джованнини остался недоволен тем местом, куда повесили впоследствии картину, посчитав, что оно не достойно такого шедевра. Как ни удивительно, но главным шедевром дрезденской коллекции тогда считалась картина не Рафаэля, а Корреджо - "Поклонение пастухов" ("Святая ночь"). Драматические светотеневые эффекты несколько затмили лирическую красоту рафаэлевской картины. Ее слава была впереди.

Корреджо. Поклонение пастухов. Ок. 1530
Корреджо. Поклонение пастухов. Ок. 1530

"Сикстинская мадонна" демонстрирует совершенно иной подход к свету - у Рафаэля нет столь эффектных теней, все детали картины одинаково ярки, мягкий свет окутывает фигуры - словно бы говоря нам, что на небесах не может быть темноты. Соперничество между двумя картинами разрешилось во многом благодаря историку искусства Иоганну Иоахиму Винкельману, знатоку античности, более всего ценившему в произведениях искусства благородную простоту и спокойное величие на манер древнегреческих скульптур.

Теперь давайте рассмотрим детали.

Сикстинская мадонна. Фрагмент
Сикстинская мадонна. Фрагмент

Слева и справа от мадонны мы видим святого Сикста и святую Варвару, мучеников III века, которым и был посвящен тот самый монастырь в Пьяченце. Поскольку никаких прижизненных портретов этих святых не сохранилось, Рафаэль был абсолютно свободен в трактовке их лиц. Так святой Сикст получил бороду и профиль папы Юлия II, по заказу которого и была создана картина. Стоимость этого заказа пока остается неизвестной (может быть, со временем исследователи и смогут это выяснить). Существует версия, что картина была заказана Рафаэлю в честь победы войск папы Юлия II над ломбардцами и французами, в результате которой к Папской области отошли города Парма и Пьяченца.

На одеянии святого Сикста можно увидеть орнамент из дубовых листьев, а папскую тиару в левом нижнем углу картины венчает желудь - эта деталь была призвана напоминать о гербе семейства делла Ровере, из которого происходил папа Юлий II.

Святая Варвара в исполнении Рафаэля превратилась в идеал женской красоты: чудесные пропорции черт лица, сияющая кожа, изящно уложенные волосы, скромный взор. Традиционным атрибутом святой Варвары являлась башня, в которую она была заключена отцом, не желавшим ее обращения в христианство. От веры она не отказалась даже под пытками и была обезглавлена. На картине фрагмент башни можно увидеть за спиной святой.

Сикстинская мадонна фрагмент.
Сикстинская мадонна фрагмент.

Исследователи спорят до сих пор, какое значение имеет изображение зеленых занавесей на картине. Начнем с того, такой прием использовался, чтобы заполнить верхние углы картины и до Рафаэля. В церквях иногда скрывали особо ценные произведения искусства за драпировками - возможно, художник ссылался на это. Еще одна версия гласит, что эта картина использовалась во время траурной церемонии прощания с папой Сикстом IV: полотно было установлено особым образом, чтобы казалось, что мадонна с младенцем спускается к гробу римского папы.

Сикстинская мадонна. Фрагмент
Сикстинская мадонна. Фрагмент

Но, вероятно, самым популярной частью картины являются два скучающих ангелочка. Одно время считалось, что их автор вовсе не Рафаэль, однако анализ красочного слоя показал, что они созданы при жизни мастера. Ангелы традиционно считались посланниками, через которых Бог общался со смертными. Однако в данном случае их можно считать скорее отсылкой к античному искусству, столь почитаемому самим Рафаэлем - крылатые гении, они же путти, самым известный из которых "шутник, озорник Купидон".

Сикстинская мадонна. Фрагмент
Сикстинская мадонна. Фрагмент

"Сикстинская мадонна" представляет собой шедевр композиционного мастерства: все шесть фигур образуют форму ромба. Обратите внимание как все скрупулезно выверено и сбалансировано: двое вверху, двое внизу, по одному справа и слева - создается очень уравновешенный образ.

Что отличало "Сикстинскую мадонну" от других картин на эту тему - в первую очередь, это облик мадонны. Она красива, как и остальные образы, созданные Рафаэлем, но есть в ней особенность, мимо которой невозможно пройти: выражения лиц матери и ребенка, как будто прозревающих будущую судьбу распятого на кресте. Мадонна несет младенца в мир и в то же время нежно прижимает его к себе, не желая отдавать. Есть версия, что в монастыре Пьяченцы полотно Рафаэля висело напротив другой большой картины с изображением Распятия - тогда Сикстинская мадонна с младенцем буквально смотрели на то, что их ждет.

Сикстинская мадонна. Фрагмент
Сикстинская мадонна. Фрагмент

Особую популярность "Сикстинская мадонна" обрела уже в XIX веке, в эпоху романтизма. Иоганн Вольфганг фон Гете специально посещал Дрезден, чтобы увидеть эту картину и, возможно, держал ее в уме, создавая последние строки своего "Фауста":

И женственность вечная
Сюда нас возводит.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал - впереди еще много интересного.

#искусство #рафаэль #сикстинская мадонна #живопись #ренессанс #эпоха возрождения #картина