Меня зовут Анна Ольяная. Я работаю с клиентами b2b больше 12 лет. 8 лет руковожу своим seo-агентством «Орех». Хорошо понимаю, что хотят видеть в отчетах собственники бизнеса и маркетологи. Средний срок жизни клиента в агентстве — от 3х лет и больше.
В этой статье поделюсь своими принципами построения отчета.
Какой должен быть отчет о работе
Сейчас все больше экспертов работает на себя. Многочисленные курсы выпускают специалистов, учат их алгоритмам работы. А тому, как правильно отчитываться, не учат.
Хороших книг по сопровождению клиентов в b2b не так много, блогеры-эксперты про это не пишут, и от этого страдают, прежде всего, собственники.
Мы видим картину: собственник бизнеса платит маркетологу, seo-шнику, smm-щику, таргетологу, спецу по контекстной рекламе. Еще за ведение ютуб-канала платит. Кучу денег вкладывает.
А вот тратит он их или инвестирует — не понимает. Почему? Потому что отчитываться специалисты не умеют.
Статья будет полезна как самостоятельным специалистам, которые работают с заказчиками, так и собственникам бизнеса и маркетологам. Применима не только для SEO, но и для любых других околомаркетинговых сфер.
Нет отчета, нет работы
Удовлетворение работой складывается из двух составляющих:
- достичь коммерческих результатов,
- понятно их показать.
Никому не хочет платить за МНОГО РАБОТЫ, вас наняли не для этого. Заказчику всегда нужен результат: лиды.
Соответственно весь отчет должен вести к лидам:
- что делали для их получения: список проделанных работ.
Важно: список работ должен быть понятен получателю отчета. Большинство людей, когда видят список непонятных терминов, раздражаются. Создается впечатление, что вы хотите запутать и скрыть под терминами, отсутствие работы. Учитесь писать так, чтобы все было ясно.
- что получилось, что нет. С выводами. Графики, таблицы, пояснения, что дало тот или иной результат.
К отчету обязательна пояснительная записка. Мы в “Орехе” называем ее “Если коротко:”. В ней вы очень общо, по верхам и сверхпонятным языком описываете то, что расписано в отчете подробно.
Промежуточные отчеты
Если ежемесячные отчеты худо-бедно все готовят, иначе ведь оплату за следующий месяц не получить, то о промежуточных, все однозначно забывают.
Попросил вас клиент разместить новость на сайте, вы разместили и забыли. А нужно - написать клиенту сначала, что вы приняли задачу в работу, а потом - что разместили (со ссылкой на размещенную страницу).
Если этого не сделать, у клиента в голове так и будет блуждать эта незавершенная задача в голове, которую он должен проконтролировать. А вас наняли как раз для того, чтобы меньше контролировать, делегировать процесс и тратить на него меньше энергии и сил.
Поэтому важно: о выполнении просьб клиента отчитываться в режиме реального времени.
Также раз в неделю делать отчет сводку по тому, что сделали за неделю. Где что зависло и по чьей вине.
Например,
Добрый день!
За неделю реализовали на тестовой версии новое меню. Сейчас проверяем и готовы выкатывать на боевой сайт.
В работе оптимизация раздела по станкам N: подобрали запросы, сейчас работаем над тегами.
Выводы
Отчет — это еще один инструмент общения с заказчиком. Хороший отчет говорит о вас хорошо. Плохой — сами понимаете.
Если у клиента нет понимания, что вы делаете и для чего, непонятно какой вы приносите результат, у него будет копиться недовольство и в итоге будет смена подрядчика.
А это всегда определенная потеря времени и денег бизнеса: так как на смену подрядчика, выстраивание рабочих процессов, погружение в бизнес, всегда требуется время. Также как и на поиск подрядчика.
А это всегда потерянное время и недополученная прибыль проекта.