В преддверии Международного дня музеев приглашаем вспомнить автора нескольких произведений, сохранившихся в нашем городе с довоенных времен.
Совсем недавно мы рассказывали о фонтане "Путти", находящийся сейчас в ландшафтном парке «Старый порт» Музея Мирового океана.
Еще пример - памятник Шиллеру в сквере у Драматического театра, традиционное место притяжения и жителей, и гостей города.
Памятник великому немецкому поэту работы Станислауса Кауэра, находящийся в сквере напротив главного входа в Калининградский областной драматический театр, отметил 112 лет.
Открытый в 1910 году, он благополучно пережил военное лихолетье, став весьма примечательной частью городской истории. Достаточно сказать, что памятник Фридриху Шиллеру, который, кстати, никогда не был в Кёнигсберге, - единственная дожившая до наших дней бронзовая статуя восточнопрусской столицы, изображающая человека.
Уделом всех остальных стала переплавка.
Кауэр получил заказ на создание памятника в 1905 году, когда отмечалось столетие со дня смерти поэта. Возможно, на выбор городской администрации повлиял тот факт, что за полстолетия до этого дядя Станислауса -- Карл Кауэр - создал памятник великому романтику в Маннхейме. Если это и так, то кёнигсбергский Шиллер получился непохожим на своего маннхеймского предшественника.
Несмотря на внешнее сходство, скульптура работы Станислауса Кауэра - индивидуальная авторская интерпретация, благодаря чему памятник всегда можно безошибочно отличить от множества других статуй Шиллера. стоит добавить, что 20 лет спустя скульптор вновь вернулся к работе над образом поэта, создав из ракушечника его бюст.
Памятник Шиллеру был торжественно открыт 10 ноября 1910 года возле городского театра в день рождения поэта. Говорят, что моделью для статуи послужил молодой кёнигсбергский докер. В 1936 году памятник перенесли, что в Кёнигсберге, похоже, случалось очень часто, к зданию драматического театра, на то место, где он находится по сей день.
Статуя была серьезно повреждена во время штурма города в 1945 году (особенно выделялась сквозная «рана» на плече) и, как гласит калининградская легенда, уцелела благодаря оставленной неизвестным советским военнослужащим надписи, гласящей: «Не стреляйте, это пролетарский поэт». Может быть, такой факт и имел место, но в действительности штурм города не стал роковым для большинства кенигсбергских памятников. Они были уничтожены в послевоенное время.
Как уже было сказано, Шиллер «выжил», свидельствуя о том, что память о поэтах может быть долговечнее памяти о царях и полководцах. Статуя была отреставрирована, на оригинальном постаменте добавились надпись на кириллице и годы жизни. Надпись на латинице при этом убирать не стали. Территория вокруг памятника и находящегося возле него фонтана после окончания Второй мировой войны стала сначала местом захоронения советских воинов, затем - местом встречи влюбленных, а с конца 1980-х годов здесь собиралась неформальная молодежь.
Не будет большим преувеличением, если мы сравним роль, которую играл памятник Шиллеру в городской среде Калининграда в советские времена, с аналогичной ролью памятника Пушкину на Тверской улице в Москве.
Скульптурные произведения могут украшать не только общественные здания, но и сооружения исключительно технического назначения.
С этим утверждением трудно не согласиться, глядя на то, как удачно вписывается созданный Кауэром в 1912-1913 годах из ракушечника горельеф «Геркулес» в массивный шлюз пруда Хаммертайх.
Произведение весьма характерно для раннего кёнигсбергского периода в творчестве Каузра и носит отпечаток классического образования, полученного им в Риме. «Геркулес» со своей ношей пребывает на том же месте, где и сто лет назад, - на шлюзе пруда у нынешнего стадиона «Пионер» на проспекте Мира.
Кауэр в Светлогорске
Визитная карточка Светлогорска - водонапорная башня Военного санатория. Она является главной темой большинста открыток и сувениров, приобретаемых туристами на память о пребывании на прибалтийском курорте, на ее фоне запечатлели себя десятки тысяч отдыхающих.
И всё это время на втором этаже здания скромно стояла небольшая мраморная скульптура. Лишь в 1990-е го- мятников истории и культуры обратили внимание на характерное клеймо мастера на основании статуи. Сомнений не было: найдено еще одно творение Станислауса Кауэра.
Десятки произведений Кауэра сегодня считаются утерянными. Ниже карта города, где сегодня мы можем полюбоваться сохраненными произведениями автора. Пройдя по "Тропе Кауэра" вы сможете увидеть большинство из них
Статья написана на основе материалов брошюры "Тропа Станислауса Кауэра" изд. Музей мирового океана, 2012г.