Творчество Натты Конышевой — это живое воплощение бурлящего событиями XX века: вечные перемены, отсутствие определенности и бунт против системы. Ее имя стоит в одном ряду с такими мастерами советского авангарда как Эрик Булатов и Илья Кабаков. Картины художницы выставлялись вместе с работами Матисса и Шагала в Ницце. На аукционах ее творчество пользуется большим спросом, но широкая публика немного знает о ней самой. Натта Конышева ушла из жизни 16 марта 2022 года, ее наследие стало визитной карточкой советского авангарда.
Вместо залы галереи — квартирники с гитарой и выставки с бульдозером
Натта Конышева родилась в Москве в 1935 году, взрослела в послевоенный период, окончила Московский полиграфический институт. Главным учителем для нее стал Элий Белютин. Этот человек — основное лицо «нового искусства» XX века, создатель стиля «модульной живописи». Смысл его техники заключается в определенной символике каждого цвета на холсте, она является визуальным отражением гештальт-теории. В творчестве Белютина есть сила контраста, на картинах преобладают желтый, синий, зеленый и красный. Основные фигуры его работ — это абстракции, которые были так популярны в конце XX века. Попав в окружение такого художника, Натта не могла не подхватить его взгляд на живопись: картины художницы — результат влияния первого учителя Элия Белютина. Например, полотно «Показ дома художника» (1990), которое представляет смесь новых направлений в искусстве: тут и примитивизм, и следы сюрреализма с постимпрессионизмом.
Ранний советский авангардизм не предполагал официальных выставок с шампанским. Зато всегда были квартирники: на них художники не только обзаводились связями, но и показывали свое творчество. Натта дружила с передовыми авангардистами, например Марией Эсмонт, на протяжении многих лет и сотрудничала со многими аукционными домами. Один из них до сих пор продает ее картины. С Марией Эсмонт они вместе работали в объединении женщин-художниц «Ирида». Примечательно, что эта организация в период 1980-х годов была первой, кто продвигал взгляды феминизма на культурном и общественном уровне.
Одним из самых ярких исторических событий в карьере Натты стала «Бульдозерная выставка», проходившая в конце XX века. Художников авангарда не жаловало «официальное искусство» — тогда молодые творцы решили организовать публичный показ картин прямо на открытом воздухе. 15 сентября 1974 года группа из 20 человек вышла на пустырь в Беляево. О причинах акции рассказывал художник Борис Штейнберг:
«Почему мы вышли на эту пленэрную выставку? Да просто потому, что художники не могут жить на необитаемом острове. Нам надоело бояться и прятаться по подвалам. Говорят, что мы специально вынесли на беляевский пустырь проходные вещи, которыми не жалко было пожертвовать. Это чушь. Каждый взял самое лучшее».
Натта тоже была в числе художников, которые решили показать свою позицию. Мотив бунта нашел отражение в ее творчестве, на картинах часто поднимается вопрос противостояния человека системе.
Советская экзотика: «репортажность с элементом чудес» на полотнах художницы
Именно такую характеристику дала Натта Конышева собственным картинам. Как все связанное с творчеством художницы, это описание тоже выбивается из привычных «красивых», «ярких» и других эпитетов, к которым любят прибегать искусствоведы. В основе «Репортажности с элементом чудес» часто существующее место в России, как, например, картина «Крестный ход на Красной площади» (1993). Натта добавляет детали, меняющие привычные локации. На той же картине в центре Москвы большое количество нюансов, которые можно рассмотреть только вблизи. Кажется, что ничего нельзя разобрать в месиве разноцветных фигур, но, приглядевшись, зритель сможет увидеть религиозные одеяния, монахов, операторов с камерами. Это и есть репортаж с места событий, где чудеса кистью добавляет художница.
Разбирая работу «Показ дома художника» (1990), зритель снова возвращается к массе суетливых моделей. Натта Конышева карикатурно фиксирует женщин в дешевой открытой одежде, которая была так популярна в начале 1990-х. Серый фон с грязными красками, где особенно ярко горит красный с всполохами белого цвета. Художница специально придерживается такой эстетики, как бы подчеркивая общую атмосферу пустого фарса происходящего. От «Показа» в названии картины ничего нет: вместо элегантного подиума тут грязный стол, давящие темные стены заменяют привычные светлые тона. Натта подчеркивает сумбур происходящего смазанной техникой красок, где один цвет часто переходит в другой. В результате лейтмотивом работы выступает грязно-серый, из-за которого воспринимать происходящее становится труднее.
Коэффициент актуальности вычисляется из спроса: почему за картинами Натты Конышевой охотятся аукционные дома
Натта Конышева тесно сотрудничала с аукционными домами начиная с 1990-х годов прошлого века. Ее нестандартная манера рисования, которую так и не смогли классифицировать искусствоведы, пришлась многим зрителям по вкусу. За всю свою жизнь она нарисовала около 13 000 картин, большая часть из них оказывалась на аукционах.
В отличие от художников, которые творили в качестве увлечения, — в этом списке обязательно будут имена первых импрессионистов, в частности, Берты Моризо — Натта Конышева сделала живопись своей профессией. Даже сейчас ее работы можно приобрести за низкие, по меркам художников советского авангарда, цены. Например, одна из последних картин Натты в 2013 году «Пушкин в Измайлово» стоит по оценке аукционного дома 26 000 тысяч рублей. Для сравнения: работа «Небо и море» Эрика Булатова — художника того же временного периода — ушла с торгов за 1,007 миллиона фунтов всего год назад.
Натта делает искусство доступным. Она видит окружающий мир через призму иронии, из-за которой воспринимать ее картины не так просто. С одной стороны, работы Натты Конышевой — это рефрен к Шекспировскими строчкам «Весь мир — театр, и люди в нем актеры». С другой — хочется спросить: «А хорошая ли пьеса?». Натта Конышева на этот вопрос ответа не дает, вместо нее решать будет зритель.