Найти в Дзене

САЙГО СИРО – СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ДЗЮДО

Оглавление

Был ли Сайго Сиро «секретным оружием» дзюдо? ... И популяризировал ли Кано Дзигоро своё новое искусство незаконно используя своих спортсменов?

В 1886 году Полицейское управление Токио провело соревнование дзюдо против дзюдзюцу. Хотя сегодня нам доступно не так много деталей, как хотелось бы, некоторые детали ясны. Например, кажется, что нет никаких сомнений в том, что ученики Кано выиграли большинство схваток.

Этот простой факт требует объяснения. Что я хотел бы сделать в этой статье, так это изучить различные утверждения, сделанные об этом турнире (в частности, касающиеся Сайго Сиро), и попытаться отделить факты от вымысла.

Утверждения, которые я хотел бы обсудить таковы:

  1. Кано Дзигоро «подтасовывал карты», используя учеников, которые ранее изучали дзюдзюцу.

2. Сайго Сиро был одной из «подтасованных карт» учеников Кано и в действительности был мастером Дайто-рю дзюдзюцу.

3. Техника, которую Сайго Сиро использовал, чтобы быстро покончить со своими противниками (Яма-араси), не изучалась в дзюдо. Есть некоторые сомнения относительно того, что представляла из себя эта техника.

Каждое из этих утверждений можно легко найти Интернете или в различных книгах по дзюдзюцу.

Кано Дзигоро «подтасовывал карты», используя учеников, которые ранее изучали дзюдзюцу.

Это, по крайней мере, частично верно в том смысле, что многие ученики Кано имели предыдущий опыт в различных других боевых искусствах, но полностью упускают суть. Например, хорошо известно, что Сайго Сиро изучал Тэнсин Синъё-рю в том же додзё, где Кано Дзигоро был помощником наставника. Это было до того, как Сайго Сиро начал тренироваться исключительно под руководством Кано Дзигоро в том, что должно было стать дзюдо.

Тоже самое касается Кано Дзигоро, который изучал как Тэнсин Синъё-рю, так и Кито-рю, прежде чем основать дзюдо.

Суть, которая, по-видимому, упускается некоторыми, заключается в том, что тот факт, что некоторые ученики Кано имели предварительную подготовку, ничего не объясняет. У вас тоже могут быть ученики, которые дополнительно тренируются в другом додзё, и побеждают других учеников дзюдзюцу.

Чем отличалось «дзюдзюцу Кано» от других школ дзюдзюцу, которые позволили ученикам Кано сокрушительно победить их?

На мой взгляд, это была разница в методах обучения. Кано провел строгое разграничение между приемами дзюдзюцу, которые можно было безопасно практиковать на высокой скорости и в полную силу, и теми приемами, которые нельзя было так практиковать. Если они не могли быть отработаны с полной скоростью и силой, он относил их к практике ката.

Ученики Кано могли сосредоточиться на относительно меньшем количестве техник и стать намного более опытными, сведя травмы к минимуму. Во время обсуждения этой статьи на E-Budo.com Джозеф Свинт отметил, что сведение травм к минимуму - это не тот момент, который следует замалчивать. Снижая количество травм, дзюдоисты Кодокана могли существенно увеличить время, которое они проводили на тренировках, поскольку они не восстанавливались после многочисленных травм.

Уроки, извлеченные из турнира 1886 года, продолжают звучать и по сей день. Боевые искусства, которые не имеют устойчивую традицию тренироваться с полной скоростью и силой против сопротивляющихся противников, были уничтожены теми, кто так делает. Возможно, именно в этом причина того, что некоторые современные стили дзюдзюцу распространяют «истории» о дзюдо и турнире 1886 года. Они хотят привести альтернативные причины победы дзюдо.

Например:

«В феврале 1882 года в буддийском храме под названием Эйсёдзи, в небольшой комнате всего из двенадцати циновок татами и всего с несколькими преданными наблюдателями, родилось то, что мы теперь знаем как дзюдо. Несколько лет спустя, 10 июня 1886 года, в большом, хорошо освещенном зале на сто татами в полицейском управлении Токио состоялось соревнование между новым и старым. Дзюдзюцу представлял главный инструктор Департамента полиции Японии. Дзюдо представлял ученик доктора Кано, который также был мастером айки-дзюцу. Мастер дзюдзюцу был избит и умер. С этого дня дзюдо стало единственным искусством самообороны, которое высший класс уважал и принимал. Низший класс, пытаясь копировать высший, последовал его примеру. Как следствие, дзюдзюцу было оставлено умирать как пережиток прошлого. Упадок дзюдзюцу - этого прекрасного и благородного искусства, разработанного элитным классом самураев в феодальные времена Японии, - символизировал конец феодальной системы и начало новой эпохи» (1).

Хотя я не собираюсь вдаваться в подробности турнира 1886 года, общеизвестно, что это состязание состояло из пятнадцати схваток. Уменьшив число до одной схватки, становится возможным отдать победу дзюдо. Это хороший пример плохих знаний (или пересмотра истории) в прекрасной в остальном книги.

Еще один интересный факт заключается в том, что если Кано Дзигоро «подтасовал карты» на турнире 1886 года, то другие мастера дзюдзюцу того времени, по-видимому, ничего об этом не знали. Они все чаще вступали в союз с Кодоканом. Люди, которые считают, что дзюдо «обманом» проложило путь к победе, не могут объяснить, почему современные мастера дзюдзюцу высоко ценили Кано Дзигоро. Вот интересная фотография с собрания ведущих мастеров дзюдзюцу в Дай Ниппон Бутокукай в Киото 24 июля 1906 года. Они собрались, чтобы разработать официальные ката, которые будут использоваться Кодоканом.

-2
-3

Дай-Ниппон Бутокукай (Общество воинской добродетели великой Японии)

Дзюдо Ката Сэйтэй-иин (Члены Комитета по созданию ката дзюдо).

(Первый ряд, справа налево): Хирацука Кацута из Кагавы (Ёсин-рю); Яно Кодзи из Кумамото (Такэноути Сан-То-рю кёси); Сэкигути Дзюсин из Вакаямы (Сэкигути-рю); Тоцука Эйби из Тиба (Ёсин Рю ханси); Кано Дзигоро из Токио (Кодокан дзюдо ханси); Хосино Кумон из Кумамото (Ситэн-рю ханси); Катаяма Такаёси из Кагавы (Ёсин-рю); Эгути Ядзо из Кумамото (Кюсин-рю кёси); Инадзу Масамидзу из Киото (Миура-рю).

(Задний ряд, справа налево): Ямасита Ёсиаки из Токио (Кодокан дзюдо кёси); Исогай Хадзиме из Киото (Кодокан дзюдо кёси); Екояма Сакудзиро из Токио (Кодокан дзюдо кёси); Нагаока Сюйти из Киото (Кодокан дзюдо кёси); Такано Сикатаро из Окаямы (Такеноути-рю); Танабэ Матаэмон из Химэдзи (Фусэн-рю кёси); Имаи Котаро из Окаямы (Такэноути-рю кёси); Сато Хокэн из Киото (Кодокан дзюдо кёси); Осима Хикосабуро из Кагавы (Такэноути-рю кёси); Цумидзу Мокити из Вакаямы (Сэкигути-рю); Аояги Кихэй из Фукуоки (Сосуйсицу-рю кёси). (2)

Киото-си о Бутокукай Хонбу (штаб-квартира Бутокукай в городе Киото)

Мэйдзи 39-нэн 7-гацу 24-нити (24 июля 39-го года Мэйдзи - 1906)

Примечание: хотя первоначально я цитировал непосредственно из книги, Брайан Гриффин на E-Budo.com был достаточно любезен, чтобы исправить ошибки и латинизацию в приведенной выше подписи. Он также указал на то, что:

«Три ханси находятся впереди и в центре, а Кано прямо посередине. Рядом с ним стоит Тоцука, его главный соперник на полицейском турнире 1886 года. Многие другие, в том числе Танабэ из Фусэн-рю, появляются в фильме Ёкоямы «Дзюдо Кёхан», демонстрируя приемы борьбы дзюдо.» (Брайан Гриффин)

Моя благодарность Брайану за его работу по исправлению этого!

Сайго Сиро
Сайго Сиро

Сайго Сиро Сайго был одной из «подтасованных карт» учеников Кано и в действительности был мастером Дайто-рю дзюдзюцу.

Сайго Сиро родился 4 февраля 1866 года, в 1882 году ему было всего 16 лет, когда он стал восьмым учеником, подписавшим регистрационный лист в недавно созданном Кодокан додзё. Так что, если он был «мастером» чего-либо в 16 лет, то это звучит неубедительно, не так ли?

Довольно часто, исследуя эту статью, я сталкивался с «фактами», которые явно ошибочны. Возьмем, к примеру:

«В 1888 году юноша поступил в додзе Иноуэ, где обучали Тэндзин Синъё-рю. Кано, который обладал мэнкё кайдэн в этой рю, встретил там Сиро и сразился с ним. Кано был очень впечатлен мастерством Сиро. Кано попросил Сиро, которому к тому времени было 16 лет, помочь ему построить Кодокан». (3)

Совершенно очевидно, что даты неверны, так как Сайго родился в 1866 году, и в 1888 году ему было 22 года. А поскольку Сайго был одним из представителей дзюдо на турнире 1886 года, то кажется странным, что он встретился с Кано два года спустя. Но этот абзац на самом деле довольно типичен для ошибок, которые обычно обнаруживаются при исследовании жизни Сайго Сиро.

Но, несмотря на многочисленные ошибки, можно отсеять мусор и в кое чём разобраться. Первое, что необходимо сделать, это установить, какая связь существует между Сайго Сиро и Дайто-рю. Поскольку Дайто-рю на самом деле было изобретением Такэда Сокаку (1858-1942), возможны противоречия об обучении Сайго Сиро. Итак, здесь уместна краткая история происхождения Дайто-рю:

(Здесь также уместен краткий комментарий... Хотя среди историков боевых искусств существует консенсус в отношении того, что Такэда Сокаку является создателем Дайто-рю, ученики Дайто-рю в целом не согласны. Как ни странно, это имеет тенденцию преуменьшать истинную гениальность Такэды Сокаку).

Родословная, записанная в самом раннем мокороку Такэды, начинается с его деда Такэды Соэмона (1758-1853). Сам Такэда не указывает, где он обучался тому, что он первым назвал Дайто-рю. Важно помнить об этом простом факте, поскольку он указывает на степень, в которой различные линии Дайто-рю, по крайней мере частично, основаны на гипотезе. Как утверждает Стэнли Пранин:

«За исключением его обучения в Оно-ха Итто-рю кэндзюцу, конкретное содержание различных искусств, которым Сокаку обучал его отец или другие люди в Айзу, остается неясным. Каким бы ни было образование в области боевых искусств, которое он получил в клане, обучение Сокаку в додзё знаменитых фехтовальщиков Кэнкити Сакакибары и Сюдзо Момонои и его длительные путешествия для самообучения (муся сюгё) на протяжении более десяти лет, несомненно, сыграли важную роль в формировании сложной боевой системы, которая появится позже. Все свидетельства указывают на вывод о том, что искусство Дайто-рю, которому Сокаку обучал более полувека, в такой же степени является синтезом его огромного тренировочного опыта и технических инноваций, как и верным продолжением боевых традиций клана Айзу". (4)

Стоит отметить также то, что отец Такэды Сокаку Такэды, Такэда Сокити Такэда, был борцом сумо весом 109 и занимал провинциальный ранг Одзэки (в Айзу). Он также был опытным фехтовальщиком и экспертом в бодзюцу (техника владения шестом). Он также изучал Ходзоин-рю Такада-ха содзюцу (искусство владения копьём) у своего тестя Курокоти Дэнгоро. У него также был практический боевой опыт, он участвовал в гражданской войне Босин в битве при Тоба-Фусими в Киото, а затем в битве при замке Айдзу Вакамацу. Также у него было собственное додзё на его территории, где он обучал других. Могу ли я предположить, что раннее обучение, которое получил Такэда Сокаку, он получил от своего отца? Разумно ли это?

Также я хотел бы отметить, что Такэда Сокаку совершенно определенно ничему не научился у своего деда, Такэда Соэмона. Проводя исследования для этой статьи, я часто натыкался на ссылки, в которых говорилось, наоборот, что так было. В «Самурайском айкидзюцу», например, говорится об этом. Но, поскольку Такэда Соэмон умер в 1853 году, а Сокаку родился в 1858 году, то если Сокаку и брал уроки у своего деда, то только с помощью спиритической доски...

Теперь нам нужно посмотреть, какая возможная связь была у Сокаку с Сайго Сиро, чтобы определить, разумно ли предположить, что Сайго Сиро когда-либо изучал Дайто-рю.

Связь можно найти в имени Сайго Таномо (1830-1903), который позже сменил свое имя на Хосина Тиканори. Сайго Сиро, согласно некоторым источникам, был внебрачным сыном Сайго Таномо, которого он так или иначе признал.

Тиканори был главным советником и генерал-губернатором клана Айзу. Таким образом, он был весьма влиятельным и важным политически человеком. Это исторический факт, что Такэда Сокаку провел некоторое время с Тиканори, изучая то, что Сокаку называл «Осикиути». Оставим на потом то, что это могло быть, теория состоит в том, что Такэда Соэмон обучал, не своего сына Сокити, который в свою очередь обучал своего сына Сокаку, а обучал он Тиканори, который, по общему признанию, «действительно» чему-то научил Такэда Сокаку.

Проблем с этой теорией несколько, и главная проблема заключается в том, что вывод о том, что Тиканори являлся мастером боевых искусств, сделан не на исторических свидетельствах, а на том факте, что он тесно связан с двумя гениями боевых искусств: с своим сыном Сайго Сиро и основателем Дайто-рю Такэда Сокаку. Это похоже на то, как если бы телегу поставили впереди лошади. Как отмечает Стэнли Пранин:

«Жизнь Хосина Тиканори хорошо задокументирована, и даже его дневник сохранился. Ученые, однако, не нашли никаких свидетельств того, что Тиканори проходил какую-либо подготовку по боевым искусствам или преподавал такие искусства. Если бы Тиканори сам по себе был искусным мастером боевых искусств, наверняка сохранились бы какие-нибудь записи о его талантах и подвигах.» (5)

Если вы согласны с тем, что Тиканори не был мастером боевых искусств, и история, не относящаяся к Дайто-рю, определенно не провозглашает его таковым, тогда что такое «Осикиути»? Такэда Сокаку свидетельствует, что он обучался Осикиути у Тиканори. Одним из лучших обсуждений этого вопроса является:

«Еще одним нерешенным вопросом является вопрос о термине, исторически использовавшемся для обозначения техник Дайто-рю, передаваемых внутри клана Айзу. Токимунэ и другие писали, что Сокаку изучил секретные техники, называемые осикиути, и что именно это искусство составляет суть Дайто-рю. Иероглифы, используемые для осикиути 御式内, «о» (御,почетное обращение) + «сики» (式, церемония) + «ути» (内, внутри), представляют собой довольно любопытную комбинацию и не передают никакого очевидного смысла. Вероятно, они были записаны на основе устных утверждений Сокаку, который сам был неграмотным. Одна из теорий состоит в том, что правильными китайскими иероглифами на самом деле являются 御敷居内, «о» (почетное обращение) + «сики» (порог) + «учи» (внутри). Согласно этой точке зрения, то, что на самом деле называлось осикиути, было вовсе не боевыми приемами, а скорее придворным этикетом или манерами, которые должны были соблюдать доверенные лица внутреннего круга, которым разрешалось «входить за порог». Если это действительно так, то чему Хосина Тиканори обучал Сокаку во время его визитов, имело отношение к вопросам самурайского этикета.» (6)

Еще одна ссылка на этот же момент:

«Существует некоторый вопрос о правильном чтении / произношении этого термина. Форма, которой Сокаку научил своего сына Токимунэ, переводится как «почетная церемония внутри», и этот термин стал приравниваться к готэндзюцу, буквально «технике самообороны для использования во дворце». Однако, обычно группы японских иероглифов, используемых в качестве слов, имеют какой-то внутренний смысл, указывающий на их значение, и ряд японских ученых отметили, что эта конкретная версия осикиути по сути является бессмыслицей. Некоторые исследователи теперь полагают, что правильные символы осикиути означают «в пределах почетного порога», что это относится к поведению тех, кому разрешено входить за порог дворца, будь то поместье клана или сёгуна» (7)

(Для тех, кто не знает японского языка, разница между двумя произношениями Осикиути невелика. Это удлиненный звук «и» вместо короткого звука «и». Японский - это язык, где часто бывает невозможно узнать значение слова, не видя его письменной формы.)

Так что, если Тиканори не известен в истории как мастер боевых искусств и действительно преподавал самурайский этикет Такэда Сокаку, у нас не осталось никого, кто мог бы научить Дайто-рю сына Тиканори, Сайго Сиро. Сайго Сиро не имел никаких известных исторических контактов с Такэда Сокаку...

Только два ученика Такэда Сокаку получили мэнкё кайдэн в Дайто-рю айкидзюдзюцу непосредственно от Сокаку. Одним из них был Хиса Такума (1895-1979, мэнкё кайдэн получен в 1939). Одним из его учеников был Мори Хакару, награжденный хатидан (8-ой дан) в 1973 году и назначенный директором Дайто-рю айкидзюдзюцу Такумакай в декабре 1978 года. Вот что он сказал по этому поводу:

«Вопрос: сэнсэй, вы проводили некоторые исторические исследования Дайто-рю. Можете ли вы рассказать нам об отношениях между знаменитым Сайго Сиро и Дайто-рю?
Ответ: Сиро Сайго был усыновлен Сайго Таномо, который, как говорили, был одним из наставников Сокаку. Таким образом, естественно предположить, что Сайго имел какую-то связь с Дайто-рю. Однако Сайго Сиро с юности изучал дзюдо в Кодокане, и нет никаких доказательств того, что он изучал Дайто-рю. Но позже он покинул Кодокан, и существует множество теорий о том, почему он это сделал. Он был одним из учеников, оставленных отвечать за Кодокан, пока Дзигоро Кано был в поездке, но он сбежал. Мы просто не можем доказать, что он использовал техники Дайто-рю в Кодокане. Некоторые люди говорят, что яма-араси - это разновидность сихо-нагэ, но техника, представленная Кодоканом как яма-араси, совершенно иная. Кроме того, я сомневаюсь, что вы действительно можете согнуть руку таким образом. Когда вы попытаетесь применить эту технику на ком либо, вы обнаружите, что очень трудно согнуть руку дзюдоиста таким способом. Таким образом, меня не убеждает теория о том, что яма-араси - это разновидность сихо-нагэ. Кроме того, нет никаких доказательств того, что Сайго использовал Дайто-рю после того, как покинул Кодокан. Хотя говорят, что приемный отец научил его Дайто-рю, трудно судить, правда это или нет». (8)

Таким образом, мы видим, что один из лучших сэнсэев Дайто-рю не верит, что Сайго Сиро был знаком с Дайто-рю, не говоря уже о том, чтобы являться «мастером». Нынешний директор главной линии Дайто-рю, Кондо Кацуюки, также не верит, что Сайго Сиро когда-либо знал Дайто-рю. (См. его заявления ниже)

Сайго Сиро (слева) и Сайго Тономо (справа)
Сайго Сиро (слева) и Сайго Тономо (справа)

В Интернете можно найти еще один источник, в котором утверждается, что Сайго Сиро был мастером Дайто-рю, и это искусство называется «Сайго-ха Дайто-рю», вот что они говорят:

«Сайго Таномо обучил своего приемного сына Сайго Сиро традиционному искусству кланов Минамото и Айзу и сделал его своим официальным преемником. (Это включало все секретные аспекты этого искусства, включая религиозные и культурные системы), но из-за некоторых романтических проблем, Сиро в конечном итоге отклонил предложение стать новым главой Дайто-Рю. В этот момент Таномо подошел к своему телохранителю, внуку своего учителя (Такэда Саэмон), чтобы попросить изучить его искусство и взять на себя руководство Дайто-рю. Телохранителем был Такэда Сокаку, который уже был мастером в нескольких боевых системах и обучался некоторым аспектам Дайто-рю как у своего деда, так и у своего отца. Остальное уже история: Сиро Сайго переехал в Нагасаки и приобрел низкий общественный статус, продолжая преподавать Дайто-рю наряду с другими искусствами, в то время как Такэда Сокаку получил титул Великого мастера Дайто-рю и стал очень известным, пока не умер в начале 80-х.» (9)

К сожалению, в истории не зафиксировано, чтобы Такэда Сокаку был чьим-либо телохранителем, не говоря уже о главном советнике клана Айзу. История также не свидетельствует о том, что Тиканори был главой какого-либо боевого искусства. Такэда Сокаку почти наверняка научился некоторым боевым навыкам у своего отца, который был сумоистом и владел техникой шеста, со своим собственным додзё ... Но довольно сомнительно, что Такэда Сокаку вообще чему-то научился у своего деда. В конце концов, Сокаку родился в 1858 году, в то время как его дед умер пятью годами ранее, в 1853 году. Кроме того, в истории действительно записано, что Сайго Сиро отказался от изучения дзюдо, но, кроме того, что он стал мастером кюдо (стрельба из лука), история вообще ничего не говорит о его знаниях или преподавании Дайто-рю.

Нынешний главной линии Дайто-рю, Кондо Кацуюки, вот что сказал о претензиях Сайго-ха Дайто-рю:

«Собственно говоря, между школами Сайго-ха и Дайто-рю нет никакой связи. Они не должны называть себя Дайто-рю, потому что нет никакой связи между Дайто-рю и версией истории, которую они предлагают». (10)

Итак, изучал ли когда-либо Сайго Сиро Дайто-рю? Я думаю, что история здесь достаточно ясна, нет, он этого не делал.

Техника, которую Сайго Сиро использовал, чтобы быстро покончить со своими противниками (яма-араси), не преподавалась в дзюдо. Есть некоторые сомнения относительно того, что представляла из себя эта техника.

Ложность этого утверждения, вероятно, легче всего продемонстрировать. И все же это утверждение, с которым я довольно часто сталкиваюсь в Интернете. Нужно задаться вопросом, почему это утверждение все еще делается, зная, как легко может быть доказано, что оно неверно.

Во-первых, давайте взглянем на некоторые мифы, распространяемые о яма-араси. Вот что говорит о яма-араси Майкл де Паскуале-младший:

«Эта техника действительно вышла из употребления с появлением современного дзюдо. Однако наше исследование показывает, что это должно было быть выполнено так, как показано здесь. Сайго Сиро прославился благодаря яма-араси, когда боролся за репутацию Кодокан дзюдо против старых школ дзюдзюцу. Ни один дзюдоист с тех времен не смог выполнить этот бросок, и, похоже, он никогда не входил в учебную программу Кодокана». (13)

При чтении вышеприведенного абзаца единственное, только одно, из трёх высказывание, верно. Все остальные утверждения явно неверны! Яма-араси был в первом составлении Гокё-но вадза (пять групп техник), и ему всегда обучали в дзюдо. Однако это не особенно популярный бросок. Но это признанный бросок дзюдо, и так было всегда.

Де Паскуале-младший также утверждает, что «Кано Дзигоро разумно, хотя и немного нечестно, использовал технику мастера Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своего собственного метода дзюдо».

Поскольку я уже рассказал, что есть большие сомнения в том, что Сайго Сиро изучил какие-либо техники Дайто-рю, это утверждение не очень точно. Но ради обсуждения давайте представим, что это абсолютно правильно. Тогда загадка заключается в том, как современные мастера дзюдзюцу не знали об этом. Конечно, ни для кого не секрет, что многие мастера дзюдзюцу присоединились к Кодокану в годы, последовавшие за турниром 1886 года. У них, конечно, было много причин, но они даже не подумали бы о вступлении в Кодокан, если бы на мгновение подумали, что дзюдо «обмануло» их на соревнованиях. Стали бы они это делать?

Первоисточником приведенных выше утверждений с веб-сайта Майкла де Паскуале-младшего, по-видимому, является книга Тосисиро Обата «Самурайское айкидзюцу». К счастью, с автором было проведено интервью на E-Budo.com , и мы можем видеть, откуда он получил свою информацию:

23 августа 2000 года Роберт Рейнбергер, практик Дзигэн-рю дзюдзюцу, задал следующие вопросы Тосисиро Обате:

В своей книге "Самурай айкидзюцу" (стр. 56-59) вы также представили вариацию этой техники и написали:
«Однако наше исследование показывает, что это должно было быть выполнено так, как показано в этом разделе».
Могу я попросить некоторую информацию об этом исследовании? На кого вы ссылались, когда писали «наше исследование»? Какая информация привела к вашей версии? И обучали ли вас каким-либо версиям этого броска в любом из стилей, которые вы практиковали, или ваша версия яма араси полностью основана на упомянутом исследовании?

Тосисиро Обата ответил на вышеприведенные вопросы, и я цитирую весь ответ здесь:

Яма араси - это на самом деле техника из книги, написанной Цунэо Томита. Говорят, что яма араси был создан Цунэо Томита, но никто на самом деле не знает этого. С тех пор как она была написана, люди думают, что это техника действительно существовала. Однако, если бы это было действительно так, то [само собой разумеется, что она] передавалась бы.
Было много фильмов под названием «Сугата Сансиро». В различных версиях они использовали технику яма араси [хотя они показывают ее только частично в более популярной версии, которая все еще широко доступна].
Предполагалось, что роль Сугаты Сансиро в фильме должен был сыграть Сайго Сиро. Рассказывают, что в молодости Сайго Сиро изучал Дайто-рю Айкидзюдзюцу.
Из того, что я узнал за эти годы, я пришел к выводу, что яма араси - это не техника дзюдзюцу. Я воспринимаю её как технику айкидзюдзюцу, и говорят, что должное укэми не может быть выполнено [при правильном выполнении].
Поэтому я в основном исследовал и додумывал [из того немногого, что удалось найти] технику яма араси, основанную на знаниях айкидзюдзюцу, и использовал ее в книге «Самурайское айкидзюцу».
Текст на английском, используемый в книге, гласит: «это должно было быть сделано таким образом», но, возможно, это был неправильный выбор слов.
К сожалению, никто не может знать наверняка - для этого недостаточно убедительных доказательств.

(Комментарии в скобках, по-видимому, принадлежат одному из его учеников, Натану Скотту.)

При чтении ответов г-на Обаты становится очевидным, что он основал всю свою теорию либо на книге, написанной Цунэо Томита, либо на фильме Сугата Сансиро, который был снят по книге. Поскольку г-н Обата не дзюдоист, казалось бы, что первым направлением его исследований будет литература по дзюдо. Кажется очевидным, что он «догадался» бы, как выполняется яма араси, если бы исследовал источники дзюдо, а не «знание айкидзюдзюцу».

Еще одно доказательство, если это ещё требуется, - сравнить яма араси с версией айкидзюдзюцу. Рассказывают, что если Сайго Сиро не мог провести свою любимую технику, он продолжал атаку, переходя на тай отоси. Версия яма араси, предложенная г-ном Обатой, просто не допускает этого, как мы можем видеть ниже.

Вот описание яма араси, созданного г-ном Обатой в «Самурайского айкидзюцу»:

Этот приём, название которого буквально означает «горный вихрь», с развитием современного дзюдо фактически перестал использоваться и был «утерян». Однако наши исследования показали, что он должен был выполняться так как описано в этом разделе. Славу технике яма-араси принёс Сайго Сиро, когда боролся за репутацию школы Кодокан дзюдо против других школ дзюдзюцу. После него ни один дзюдока не мог выполнить этот бросок, и похоже, что он никогда не включался в учебные программы школы Кодокан.
Для выполнения яма-араси, когда вас схватит противник, сбейте блоком или сдвиньте внутрь его руку, наклонитесь и бросьте его одним быстрым движением. В качестве вариантов при исполнении этого приёма можно использовать ногу для облегчения броска, бросать противника на голову, а не от себя, и обращать больше внимания на захват кисти.
-6

1.Когда вы вступаете в схватку с противником, возьмите его за отворот и правую руку.

2. Крепко держа его, сделайте шаг в сторону правой ногой, чтобы разорвать его захват...

3. ...затем зайдите под руки вашего противника, надавите ему на шею и выверните руку. Затем, когда ваши бедра коснутся его тела...

4. ... оказывая еще большее давление на его шею, удерживая его за воротник, поднимите его в точке касания ваших бёдер ...

5. ... и одним непрерывным движением бросьте его вперёд и вниз, переместив свой вес вперед и потянув вниз обеими руками.

Теперь, когда мы увидели, как г-н Обата описывает свою версию яма араси, давайте посмотрим на источники по дзюдо, чтобы определить, является ли это «потерянной техникой» или нет. Брайан Гриффин, на E-Budo.com, вот что сказал по этому поводу:

У нас есть несколько очевидцев, которые знали и тренировались с Сайго в течение многих лет. Они много раз испытывали его яма араси на собственном опыте и видели, как он использовал его на знаменитом турнире 1886 года. На самом деле, они сражались бок о бок с ним на том турнире.
Ямасита Ёсиаки
Ёкояма Сакудзиро
Томита Цунэдзиро
...и, конечно же, Кано Дзигоро
Сын Томиты, Цунэо (тоже дзюдоист) написал «Сугата Сансиро» в 1942 году. В 1909 году, когда Цунэо было пять лет, Ёкояма опубликовал «Дзюдо Кёхан», основной текст, иллюстрирующий и описывающий учебную программу Кодокан. В нём представлена оригинальная (1895) Гокё-но вадза, в котором в качестве стандартного броска использовался яма араси. Ёкояма помог создать Гокё в 1895 года. На иллюстрациях изображены Ямасита, Кано и другие современники Сайго. Сам Кано ознакомился и одобрил его. На момент публикации Сайго Сиро был жив и энергичен и владел собственной газетой. Он, конечно, мог бы возразить против любой предполагаемой неточности в описании «его» техники.
Итак, нас пытаются убедить, что:
Где-то между 1890 годом (когда Сайго покинул Кодокан) и 1895 годом (когда впервые был обнародован Гокё) Кодокан заменил яма араси. Все перечисленные выше, а также сотни других либо хранили молчание, либо активно способствовали обману. Сайго сам участвовал в заговоре.
Уильям Оккам... пожалуйста, позвоните в свой офис. Твоя бритва промахнулась.

Я согласен с Брайаном, с его юмористически лукавой ссылкой на принцип Бритвы Оккама (методологический принцип, в кратком виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» ). Ёкояма Сакудзиро, безусловно, тренировался с Сайго Сиро бок о бок в течение многих лет, и было бы действительно странно, если бы Ёкояма не был знаком с любимой техникой Сайго Сиро.

Как Брайан заявил выше, Ёкояма Сакудзиро написал книгу по дзюдо, в которой он описывает яма араси:

-7
«Вы оба держите друг за друга в миги сидзэн тай. Возьмите его правый отворот «естественным захватом» правой рукой, а левой возьмитесь за среднюю часть его правого рукава. Тяните его снова и снова к его правому переднему углу, и он будет наклоняться в этом направлении встав на цыпочках, перенося вес тела на правую ногу. В этот момент прижмите правый задний угол своего тела вплотную к его правому переднему углу, как показано на фото. 72 (Фото слева) Прижмите тыльную сторону своей правой ноги к внешней стороне его ноги и сделайте движение назад своей ногой, в то время как вы тянете его вниз правой рукой, сначала немного приподнимая его, а затем описывая дугу этой рукой и левой». (11)

И, как ни странно, это та же самая версия яма араси, которой я научился у своего сенсея более 40 лет назад. Это идентично описанию в каждом справочнике по дзюдо, которое я когда-либо видел. Более современную фотографию смотрите на фотографии справа. (12)

Теперь, чтобы мы могли представить, что в этой технике есть какие-либо сомнения, то мы должны поверить в обширный заговор ранних дзюдоистов ... или, что гораздо более правдоподобно, в то, что люди, которые утверждают, что яма араси - это потерянная техника, просто не провели фундаментальных исследований.

Итак, яма араси - это яма араси из дзюдо? Конечно, нет. Существует почти столько же «версий» этой техники, сколько школ дзюдзюцу... некоторые из которых утверждают, что «заново «изобрели» «потерянную» технику. И до тех пор, пока их заявления о «потерянных техниках» не относятся к дзюдо, это меня не касается.

Я подозреваю, что часть этого недоразумения может быть заложена в основе японского языка. Нет ничего необычного в том, что одна техника имеет десятки названий... происходящих из множества различных стилей дзюдзюцу. Даже в рамках одного стиля иногда существовало несколько названий для одной техники. Например, моротэ сэой нагэ из дзюдо также известен как эри сэой нагэ. И наоборот, безусловно, существуют примеры разных техник, которые имеют одно и то же название (дзюдо и айкидо, например, имеют некоторые одинаковые названия, но разные техники.)

Яма араси - один из примеров, когда существуют разные техники, использующие одно и то же название. В качестве примера, вот яма араси из Тэндзин Мёсин-рю: (14)

-8

Но делать вывод, что Сайго Сиро обучался Дайто-рю, основываясь на том факте, что в Дайто-рю также есть техника, называемой яма араси, является ошибочным рассуждением. Точно так же, как вывод, что отец Сайго Сиро, Хосина Тиканори возможно был мастером дзюдзюцу, потому что он связан с двумя признанными боевыми гениями, опять же, ошибочное рассуждение.

Теперь возникает вопрос, почему так много стилей дзюдзюцу продолжают распространять мифы о Сайго Сиро и турнире 1886 года? Моя собственная теория относительно проста. Уроки того знаменитого турнира продолжают отдаваться эхом в наши дни.

Этот турнир научил нас тому, что стиль, способный отрабатывать свои приемы с полной мощью и в полную силу (с минимумом травм) против сопротивляющегося противника, будет иметь преимущество по сравнению с боевым искусством, которое не тренируется таким образом. Преимущество дзюдо не заключалось в том, чтобы «подтасовать карты» с «мастерами дзюдзюцу». Это был не Сайго Сиро (который участвовал только в одной из многих схваток). И это была не давно потерянная техника Дайто-рю, которая позволила выиграть дзюдо.

Таким образом, сегодня существуют стили дзюдзюцу, которые хотели бы, чтобы уроки 1886 года были объяснены. Я вспоминаю одного давнего инструктора по дзюдо, который признался мне, что «Когда Дайто-рю говорит о дзюдо, они лгут». Теперь это кажется довольно резким заявлением, и это статья не для того, чтобы раскритиковать Дайто-рю. Но смысл комментария в том, что слишком много дезинформации о дзюдо, похоже, исходит от различных стилей дзюдзюцу.

Надеюсь, представленная здесь информация позволит читателям увидеть, насколько искажена и ошибочна большая часть нашей боевой истории. Похоже, что слишком большая часть нашей исторической информации передается устно и не подвергается критическому осмыслению. Это, конечно, частично результат нашего наследия... что-то вроде «то, что говорит сэнсэй, - правда». Но если мы хотим оставаться верными нашим идеалам, они не могут быть основаны ни на чем, кроме правды. Дзюдо не является величайшим боевым искусством в мире, но и распространение дзюдо не является исторической случайностью, обманом проложившей путь к превосходству над джиу-джитсу.

Кодокан издал замечательный японско-английский словарь терминов дзюдо. Там появляется следующая биография Сиро Сайго:

«Сайго Сиро Сайго (1866-1922), третий сын Сида Сададзиро, самурая клана Айзу, родился в 1866 году в Айзу Вакамацу. В 1882 году он переехал в Токио и поступил в Кодокан. В 1884 году он был принят в семью Сайго Таномо, бывшего старшего советника клана Айзу, и принял имя Хосина Сиро. В 1888 году он вернулся к фамилии Сайго, чтобы возродить семейную линию Сайго, которая вымерла в связи с кончиной Сайго Таномо. Исключительно талантливый мастер боевых искусств, он был особенно хорошо известен своей мощной техникой яма араси («горный вихрь»). Он получил звание сёдан по дзюдо в августе 1883 года, нидан в сентябре того же года, прыгнул на ёндан в августе 1885 года и получил годан в январе 1889 года. Однако позже он покинул организацию Кодокан в мае 1890 года, когда Кано Дзигоро был в отъезде. Известно также, что он был прототипом для главного героя романа Цунэо Томита «Сугата Сансиро» 1942 года. Он умер в Ономити, префектура Хиросима, в декабре 1922 года».

Спасибо Джо Свинту, Брайану Гриффину, Натану Скотту, Марку Фейгенбауму и другим, кто помог с их полезной критикой этой статьи.

МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.

Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.

Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ

Сноски:

  1. Japan's Ultimate Martial Art by Darrell Max Craig (page 2)

2. Beginning Jiu Jitsu (Ryoi-Shinto Style) by James G. Shortt & Katsuharu Hashimoto (page 40-41)

3. Beginning Jiu Jitsu (Ryoi-Shinto Style) by James G. Shortt & Katsuharu Hashimoto (page 38)

4. Daito-ryu Aikijujutsu - Conversations With Daito-ryu Masters by Stanley A. Pranin (page 10-11) This book is an extremely useful reference to any student of Judo, Jujutsu, or Aikido. Mr. Pranin holds the rank of Godan in Aikido, and is the Editor-in-Chief of Aikido Journal The book consists of a series of interviews with many of the top Daito-ryu sensei. I like this book because it hasn't fallen victim to easy factoids, and Mr. Pranin has done the actual research.

5. Daito-ryu Aikijujutsu - Conversations With Daito-ryu Masters by Stanley A. Pranin (page 21)

6. Daito-ryu Aikijujutsu - Conversations With Daito-ryu Masters by Stanley A. Pranin (page 22)

7. www.daito-ryu.org/history.html

8. Daito-ryu Aikijujutsu - Conversations With Daito-ryu Masters by Stanley A. Pranin (page 133-134)

9. www.geocities.com/Tokyo/4856/main.html

10. Daito-ryu Aikijujutsu - Conversations With Daito-ryu Masters by Stanley A. Pranin (page 175-176)

11. Judo by Sakujiro Yokoyama & Eisuke Oshima (page 147-148)

12. The A to Z of Judo by Syd Hoare (page 81)

13. http://www.mawn.net/trad5.htm - Michael DePasquale Jr.'s Website

14. Classical Fighting Arts of Japan - A Complete Guide to Koryu Jujutsu by Serge Mol (page 22)

Источник: Shiro Saigo - Judo's Secret Weapon?

ИНТЕРЕСНОЕ

ДЗЮДО и ИСКУССТВО БОЯ ПАЛКОЙ

КАРАТЭ ПРИХОДИТ В КОДОКАН ДЗЮДО

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЗЮДО КАНО ДЗИГОРО И СТАНОВЛЕНИЕ САМБО

ОТ ЯПОНСКОГО ДЗЮДОГИ К КОСТЮМУ СОВЕТСКОЙ БОРЬБЫ САМБО